Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 17:26, контрольная работа
Социология права — междисциплинарная область научного знания, объединяющая в себе познавательные ресурсы юриспруденции как системы наук о праве и государстве и общей социологии как науки о закономерностях формирования, развития и функционирования общества. При этом междисциплинарный характер социологии права вовсе не означает, будто она существует где-то между юриспруденцией и социологией в качестве отдельной отрасли знания. Такое, слишком буквальное, понимание термина "междисциплинарная наука" неверно. Возникая в пограничной области знания, социология права тем не менее оформляется и утверждается как отдельная самостоятельная научная дисциплина в рамках предметной области одной из смежных наук — юриспруденции или общей социологии.
Социология
права — междисциплинарная
Принципиальная
возможность существования
Правда, среди
отечественных социологов распространено
мнение о том, что социология права
— это уже сложившаяся
В действительности реальное положение дел таково, что все монографии и учебники по социологии права (как у нас, так и в зарубежных странах) написаны юристами. Публикации же социологов по данной теме представлены статьями или отдельными главами в монографиях. Но главное не это. Для утверждения о том, что уже есть социология права как отдельная отрасль (и дисциплина) общей; социологии, необходимы как минимум три вещи. Bo пepвых, нужна концепция предмета и метода такой дисциплины, логически согласованная с общей концепцией предмета и метода социологии. Во-вторых, необходимо сформулировать социологическое понятие права, которое вписывалось бы в социологическую концепцию общества в качестве ее органичного компонента. Ведь от понимание (и понятия) того, что есть право как специфическое общественное явление, зависит и концепция социологии права как социологической дисциплины. Иначе говоря, каковы место и роль права в той или иной концепции общества, такова и социология права как самостоятельная отрасль в рамках общей социологии. И, наконец, эти концептуальные положения о предмете и методе социологии права как социологической дисциплины должны быть реализованы в практике научной работы, т.е. в соответствующих теоретических и эмпирических исследованиях.
Между тем в зарубежной
и отечественной литературе по социологии
права пока отсутствует понятийно-
О современном состоянии социологических исследований вопросов права в рамках общей социологии следует, видимо, судить по учебной социологической литературе, поскольку в специальных научных трудах наших социологов правовой проблематике уделено еще меньше внимания. Весьма показательно, например, что в учебнике "Социология" под редакцией Г. В. Осипова (М., 1990) г разделе, посвященном социологии социальных институтов, говорится о социологии семьи и брака, социологии образования, социологии религии и социологии политики, но право как социальный институт вообще не упоминается. А в более позднем учебнике Ж. Тощенко "Социология" (М., 1998), хотя социология права и характеризуется здесь как социологическая дисциплина, глава "Социология права" дана в разделе, посвященном политической социологии (при этом содержание самой главы опирается исключительно на работы юристов).
Социологи, слабо информированные о современных концепциях правопонимания, утверждающихся в отечественном правоведении, все еще находятся под влиянием юридико-позитивистских представлений о праве как о совокупности норм, установленных или санкционированных государством. Отсюда, целиком в духе характерного для советского периода ограничения функций социологии права изучением механизмов реализации уже принятого законодательства, делаются выводы о том, что социологию права "интересует не сам процесс выработки, апробации и утверждения норм права, а процесс усвоения их людьми, понимание, принятие или непринятие их, стремление следовать или противостоять им, руководствоваться ими или избегать их при решении жизненных проблем. Социология ориентирует на изучение социальных функций права, последствий, связанных с принятием и введением в общественную жизнь правовых акций". Между тем в современной отечественной социологии права акценты исследовательского интереса как раз смещаются в сторону выявления природы права как специфического социального явления, изучения объективных процессов правообразования, поиска тех правообразующих интересов, которые должны лежать в основе правовых решений. Ведь жизнь уже достаточно показала, что главным фактором неэффективности принимаемого законодательства является не столько отсутствие механизмов его реализации, сколько дефекты социального содержания законов, их неспособность быть инструментом согласования различных социальных интересов.
Некоторые социологи поддаются соблазну представить сформированную в рамках юриспруденции социологию права в качестве отрасли общей социологии. В связи с подобными трактовками созданной юристами социологии права в качестве не юридической, а социологической дисциплины уместно сослаться на опыт междисциплинарных связей юриспруденции с другими общественными науками. Так, философские проблемы права со времен древности до наших дней исследуются и философами, и юристами. На определенном этапе таких исследований (в конце XVIII в.) немецкий юрист Густав Гуго, глава исторической школы права, выдвинул идею и концепцию создания в рамках юриспруденции в качестве одной из ее составных частей (наряду с юридической догматикой и историей права) философии права как "философии позитивного права". Несколько позже (в 20-х годах XIX в.) Гегель, напротив, выступил с обоснованием концепции философии права как именно философской дисциплины, как составной части системы философии. В дальнейшем философия права развивалась и развивается до сих пор в качестве и философской, и юридической дисциплины. В основном, правда, она, вопреки представлениям Гегеля, разрабатывалась и разрабатывается усилиями юристов, особенно в нашей стране. Сложилось так, что в современной отечественной юридической науке есть уже достаточно развитая отдельная дисциплина (научная и учебная) — философия права, а в отечественной философии, хотя и проводятся различные исследования философско-правового характера, однако философии права как отдельной философской дисциплины пока нет. При этом философы никогда не выступали с заявлениями, будто философия права, созданная юристами, — это отрасль философии. Также и представители общей истории, которые сами много и успешно занимаются (под углом зрения своего предмета) вопросами истории права и государства, никогда не заявляли о том, что такая юридическая дисциплина, как история права и государства, — это отрасль общей истории.
Социологов, рассматривающих
созданную юристами социологию права
как отрасль общей социологии,
видимо, в какой-то мере вводят в
заблуждение аналогичные
Но подобные суждения юристов — это результат их ограничительной трактовки самой юриспруденции лишь как юридической догматики. Здесь речь идет о давнем споре между представителями различных школ и направлений внутри самой юридической науки.
Однако юридическая наука, как известно, никогда не состояла лишь из юридической догматики. Она всегда включала в себя помимо юридической догматики (этого, по словам Г. Гуго, "юридического ремесла") много других составных частей, направлений, школ, которые были в той или иной мере ориентированы на изучение права в системе его социальных связей. Это прежде всего естественно-правовые учения о праве и государстве, опирающиеся на социальное понятие права. На современном языке можно сказать, что естественное право — это определенная концепция юридико-социологического понятия права как объективного социального явления, не зависящего от государства и воли законодателя. Причем по своему правовому смыслу и значению естественное право трактовалось и трактуется в соответствующих учениях как нечто первичное и определяющее по отношению к позитивному праву и государству.
К моменту зарождения социологии (первая половина XIX в.) юриспруденция уже обладала огромным собственным опытом юридического познания общественных отношений и большими знаниями о праве как общественном явлении. Юридическое изучение социальных явлений диктовалось и диктуется тем фундаментальным обстоятельством, что право — это определенная форма общественных отношений. Социальные явления и отношения — это не просто внешний контекст для права, а то реальное, фактическое содержание, которое опосредуется, упорядочивается и оформляется через регуляцию поведения людей определенными правовыми (и государственно-правовыми) формами, нормами и принципами. Ясно, что без надлежащего предварительного познания содержания регулируемых общественных отношений невозможно и сколько-нибудь осмысленное, целенаправленное и результативное их регулирование. Поэтому юриспруденция, занимавшаяся проблемами права как регулятора общественных отношений, всегда в той или иной форме изучала вопросы социальной обусловленности и социальной роли позитивного права, социальных условий и социальных последствий его действия.
Наличие в рамках юриспруденции такой самостоятельной области знания, как социология права, признается большинством отечественных юристов. Однако среди них нет единства в вопросе об отраслевой принадлежности социологии права. Некоторые ученые трактуют социологию права как теоретическую дисциплину, неразрывно связанную с теорией права. Другие авторы, разделяя теоретическую и эмпирическую социологию права, относят первую к общей теории права, а вторую рассматривают как самостоятельное направление исследований в рамках правоведения в целом. И в том и в другом случаях, по сути дела, исходят из посылки о наличии разрыва между теоретическим и эмпирическим уровнями знания в социологии права. Такой подход не соответствует общим принципам построения науки, предполагающим единство (взаимопроникновение, взаимодополнение) теоретического и эмпирического знания в рамках одной научной дисциплины. Не соответствует он и современному состоянию социологии права.
В юридической литературе
высказывается и мнение о том,
что социология права — это
самостоятельная наука, представляющая
собой "новое направление в
отечественном обществоведении"
Социология
как самостоятельная наука
Как следует из наименования данной науки (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение), социология — это наука об обществе. Общество, вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных, — это объект научных исследований социологии. Что же касается определения предмета социологии, то этот вопрос до сих пор является дискуссионным среди специалистов. При этом за всем многообразием формулировок так или иначе стоит понимание социологии как науки, изучающей функционирование общества как целого. Эту мысль достаточно четко выразил известный американский социолог Т. Парсонс, который отмечал, что социология изучает структуры и процессы, имеющие отношение к интеграции социальных систем, общества в целом.
Таким образом, можно сказать, что главная особенность социологического подхода состоит в том, что он нацелен не на отдельные фрагменты общественной жизни (такие, как право, политика, экономика и т.д.), а на изучение закономерностей развития общества как целостности, когда и право, и политика, и экономика, и религия, и иные факторы и сферы общественной жизни рассматриваются в их взаимосвязях, пересечениях, взаимовлияниях и оцениваются с точки зрения их роли в обеспечении целостности социальной системы.
На уровне общих социологических теорий (т.е. на так называемом макросоциологическом уровне) речь идет об изучении закономерностей организации, функционирования и развития общества в целом. На уровне частных, или специальных, социологических теорий отдельные социальные явления и процессы (относящиеся к сфере экономики, политики, права, идеологии и т.д.) анализируются с точки зрения их места и роли в системе общественных отношений, с позиций их вклада в интеграцию общественного целого, т.е. трактуются как факторы социальной интеграции.
Другой особенностью социологического знания является его нацеленность на изучение закономерностей функционирования общества. Здесь следует отметить, что широкое признание мировой обществоведческой мыслью того обстоятельства, что жизнь общества подчиняется определенным, объективным по своей природе закономерностям, в значительной мере связывается с появлением и развитием социологии. Так, известный французский социолог Э. Дюркгейм писал, что теоретизирование по поводу политических и социальных (добавим — и правовых) явлений началось задолго до появления науки социологии. "Республика" Платона, "Политика" Аристотеля, бесчисленное множество трактатов, для которых эти два произведения послужили своего рода образцами, например Кампанеллы, Гоббса, Руссо и многих других, уже рассматривали эти вопросы. "Но эти разнообразные исследования отличались от тех, которые обозначаются словом "социология" одной существенной чертой. В действительности они имели целью не описывать и объяснять общества такими, какими они суть или какими они были, но обнаруживать, чем они должны быть, как они должны организовываться, чтобы быть как можно более совершенными. Совершенно иная цель у социолога, который исследует общества, просто чтобы знать и понимать их, так же физик, химик, биолог относятся к физическим, химическим и биологическим явлениям... Это значит, что социология могла появиться только тогда, когда стали понимать, что общества, как и остальная часть мира, подчинены законам, которые необходимо вытекают из их природы и ее выражают". При всем преувеличении Э. Дюркгеймом значения естественнонаучной методологии для анализа социальных явлений (характерном для социологов прошлого века) он в целом верно подметил здесь то новое, что социологический подход привнес в обществоведение-
Информация о работе Место социологии права в системе социальных институтов