Место социологии в системе наук об обществе и человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:19, реферат

Описание работы

С развитием общества, по мере накопления, знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. Социология стала развиваться как самостоятельная наука.
Цель работы – определить место социологии в системе наук об обществе.
Задачи работы – изучить взаимосвязь социологии с другими науками, определить место социологии в системе наук об обществе и человеке.

Содержание работы

Введение
1. Социология и другие общественные науки
Социология и антропология
Взаимосвязь социологии и политической экономией
Взаимосвязь с исторической наукой
Социология и философия
Социология и экономика
Отличие социологии от других общественных наук
2. Место социологии в системе наук об обществе и человеке
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 40.73 Кб (Скачать файл)

Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точка отсчета, источник сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не самоцель, и преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

Прогностическая функция  социологии - это разработка научно обоснованных социальных прогнозов. Прогноз опирается на выявление тенденции и закономерности развития социального явления, решающие факторы, способные повлиять на прогнозируемый объект. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на скрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта.

Информационная функция  социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция  социологии вытекает из того, что она  объективно участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Подразумевается, что социальное знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной  деятельности человека, т.е. выработке  его ориентации в обществе, его  отношения к себе и к другим. Мировоззренческая функция социологии выражается в воздействии на общественное сознание, создание ценностной системы, культивирование правил и норм поведения  людей. История свидетельствует, что  в большинстве социальных революций, реформ, реконструкций и трансформаций  именно социологические концепции  того или иного рода выступали  ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона  Локка сыграли важную роль в революции 1688г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.

Суть преобразовательной функции социологии в том, что  выводы, рекомендации, предложения  социолога, его оценка состояния  социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Но социология лишь наука, ее функция - разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества.

При рассмотрении вопроса  о роли социологии в преобразовании общества следует подчеркнуть, что  социологические знания активно  проникают в широкие слои общества. Растущее число специалистов применяют  свою социологическую подготовку в  различных правительственных учреждениях. Методы, разработанные социологами  и другими обществоведами, изучаются  и используются различными специалистами. Яркий пример – опросы общественного  мнения. Разработанные и примененные  главным образом социологами  и статистиками, они стали важным методом исследования рынка и  опросов общественного мнения. Помимо уже рассмотренных областей применения социологии, деятельность социологов и других обществоведов обеспечивает поступление обширной информации, которая  важна для принятия решений в  социальной политике. Кроме того, социологическое  исследование может помочь определить результаты мер социальной политики после их реализации.

Кроме того, следует отметить, что для развития социологии, так  же как и других наук, нужен определенный политический климат, способствующей ее совершенствованию и процветанию. «Для получения нового знания необходимы свобода исследования, свобода публиковать  его результаты независимо от того, как к ним могут отнестись, а также уверенность в невозможности  преследования по религиозным и  политическим мотивам. В тоталитарных обществах развитие социологии и  других общественных наук парализовано в результате периодического вмешательства  и репрессий со стороны властей».

По мнению Э.А. Капитонова, социология слишком долго находилась под влиянием традиций прошлого, что  приводило к несоответствию между  реальностью и социологическими теориями. «Выражалось это в разрыве, между тем, что может дать социологическая  наука на определенном этапе, и требованиями реальности. Кроме того, в неспособности  понять и предвидеть новые социальные изменения».

Прямое воздействие на развитие социологии оказывают общественные проблемы и кризисы. В период Великой  депрессии 30-х годов социологи  сосредоточились на исследовании безработицы  и ее влияния на семейную жизнь; в  настоящее время социологи уделяют  большое внимание проблемам секса  и неравенства мужчин и женщин. Эти примеры показывают, в какой  мере социология отражает проблемы общества в целом. В то же время именно тот  факт, что социологи проводят исследования каких-то явления или процессов, подтверждает серьезность связанных  с ними социальных проблем. Классическое исследование расовых отношений  в США, проведенное Гуннаром Мирдалом, результаты которого были опубликованы в 1944г., оказало огромное влияние не только потому, что убедительно подтвердило униженное положение негров в этой стране, но и потому, что наглядно продемонстрировало, насколько такая ситуация противоречит идее равенства, провозглашенной в Америке.

Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему  знания. Она включает общую социологическую  теорию о становлении, развитии и  функционировании общностей различных  уровней и об отношениях между  ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические  теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей  теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается  на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения  связываются воедино на базе фундаментальных  принципов истолкования социальных явлений и процессов.

Список используемой литературы

  1. Капитонов Э.А. Социология XX века. – Ростов-на-Дону, 1996. – с. 364
  2. Основы социологии. Курс лекций. Ч. 1/ Отв. ред. Эфендиев А.Г. – М., 1994.
  3. Радугин А.А., Радугин К.А, Социология: Курс лекций. – М., 1995.
  4. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
  5. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие/Под ред. В.П. Андрущенко. – Харьков, 1996.
  6. Фролов С.С. Социология. Учебник. – М.,1994.
  7. Харчева В.Г. Основы социологии. Учебник. – М., 1997.

8. Щёкин Г.В. Система  социологического знания. Учебное  пособие. – К.,

1


Информация о работе Место социологии в системе наук об обществе и человеке