Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 17:04, реферат
1. Поняття наукової теорії. Характеристики теоретичного знання
2. Основні парадигми сучасного соціологічного знання: трактування і порівняльний аналіз методів вивчення суспільства
3. Метатеоретичний напрямок в сучасний соціології. Типологія метапарадигм ( Дж. Рітцер)
4. Логіка становлення (побудови ) наукової теорії
5. Пояснювальна, аналітична, екзегетична теорії як різновид сучасних соціологічних теорій
Специфические и логически организованные комплексы понятий, объясняющие отношения между элементами социальной реальности, рассматриваемыми данной парадигмой в качестве основных (исходных), составляют разные виды теоретического осмысления процессов их взаимодействия, или различные виды социологических теорий.
Теоретическая ситуация в социологии в самом общем виде характеризуется теоретическим плюрализмом, разнородностью теоретических ориентации, двумя противоположными тенденциями в социологическом мышлении — к дивергенции и интеграции. Наряду с поисками единственно верной теоретической ориентации среди научной общественности еще шире распространено убеждение в том, что неоднородность предмета такой дисциплины, как социология, дает право на жизнь множеству очень разных теорий. Последнюю из названных позиций обычно именуют программой «критического плюрализма».
Основным социологическим парадигмам (социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения) соответствуют и определенные виды социологических теорий.
Парадигма «социальных фактов» интерпретируется с позиций теорий - структурно-функциональной, системной и конфликтной. (Заметим, что системные теории обычно рассматриваются в западной социологии как составные части или разновидности структурно-функциональных теорий.) Парадигма «социальных дефиниций» исходит из теорий социального действия, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. Парадигма «социального поведения» трактует социальную реальность с позиций теории социального бихевиоризма, бихевиористской социологии и теории социального обмена.
Однако социология, как и любая научная дисциплина, самоопределяется по специфическому для нее относительно самостоятельному множеству существенно взаимосвязанных проблем. Как таковые они становятся предметом теоретического осмысления. Между проблемами данной науки имеются определенные связи. Существует возможность отобрать одну или несколько центральных проблем, с которыми соотносятся другие. В качестве таких центральных проблем социологии были выдвинуты две. Первая из них была обоснована в исследованиях Дж. Тернера, - это проблема социального порядка. Вторая проблема уровней социальной реальности получила развитие в трудах Д. Ритцера. Соответственно было положено начало формированию, помимо указанных, еще двух парадигм — парадигмы «социального порядка» и «интегративной социальной парадигмы».
Идея организации структуры социологического знания вокруг ее центральных проблем не лишена здравого смысла. Нельзя недооценивать роли сложившихся или формирующихся социологических парадигм и теорий в развитии социологии. Социологические парадигмы обосновывают наличие и значение различных основных элементов социальной реальности. Социологические теории дают интерпретацию взаимодействий различных комбинаций этих элементов и раскрывают их значение (с большей или меньшей степенью обоснованности) в жизни общества.
3.Метатеоретичний напрямок в сучасний соціології. Типологія метапарадигм ( Дж. Рітцер)
Понятие «парадигма» имеет множество значений. Под парадигмой в общественных науках понимается «исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе». Изменение парадигм расценивается как научная революция. Проще говоря, парадигму с научной точки зрения можно определить как общий угол зрения на изучаемые феномены.
Понятие метапарадигмы и метапарадигмальный подход в социологии. Под метапарадигмой будем понимать обобщающую теоретическую характеристику ряда родственных парадигм. Особенность метапарадигмы в том, что объектом ее исследования являются парадигмы и теории, взятые во взаимосвязи. Пример такой метапарадигмы - неклассическая (интерпретативная, иногда называемая гуманистической) социология, теоретическими составляющими которой выступают парадигмы символического интеракционизма, феноменологии, этнометодологии, обмена.
нелинейная метапарадигма постмодерна. Особенное внимание он уделяет анализу двух последних, считая их самыми современными [7].
В трактовках теоретической социологии в ряде случаев имеет место смешение или отождествление понятий парадигмы и метапарадигмы. То, что в одном случае называется парадигмой, в другом - метапарадигмой. Объяснение этому мы можем найти в социологической литературе, когда в ряде случаев под метапарадигмой понимают интегральную социологическую парадигму. Дж. Ритцер называет три основные парадигмы: социальных фактов, социального определения, социального поведения [8, с. 571- 572]. В некоторых своих работах он вводит еще одну метапарадигму - интегральную парадигму постпозитивистского толка, заменяя парадигму социального определения парадигмой социальных конструкций. К парадигме социальных фактов он относит теорию структурного функционализма, теорию конфликта, теорию систем, к парадигме социального определения - теорию действия, символический интеракционизм, феноменологию, этнометодологию, к парадигме социального поведения - поведенческую социологию, теорию обмена.
Дж. Ритцер обращает внимание читателей и на вопрос о более целостных социологических парадигмах [8, с. 572 - 581], основанием для которых, по его мнению, должны служить уровни социального анализа. Он рассматривает различные модели сочетания макро- и микроконтинуума, объективного и субъективного континуума и говорит о четырех уровнях социальной реальности, подлежащих анализу в рамках интегрированной социологической парадигмы: макросубъективный, макрообъективный, микросубъективный, микрообъективный. Примерами макрообъективного анализа он считает общество, закон, бюрократию, архитектуру, технологию и язык; микрообъективного анализа - модели поведения, действия и взаимодействия; макросубъективного анализа - культуру, нормы и ценности; микросубъективного анализа - восприятия, убеждения, разные грани социального конструирования реальности
В. А. Ядов под метапарадигмой в социологии понимает "системное представление о взаимосвязях между различными теориями, которое включает: а) принятие некоторой общей для данных теорий философской ("метафизической") идеи о социальном мире с ответом на критериальный вопрос: что есть "социальное"? б) признание некоторых общих принципов, критериев обоснованности и достоверности знания относительно социальных процессов и явлений и, наконец, в) принятие некоторого общего круга проблем, подлежащих или, напротив, не подлежащих исследованию в рамках данной парадигмы" [1, с. 11]. Он выделяет три основные метапарадигмы в социологии: классическую, постклассическую (модерн), постпостклассическую (науку нашего времени).
Одним из критериев выделения метапарадигм является определенная научная картина мира. Идея смены социологических метапарадигм в связи с этапами (прежде всего, историко-культурными) развития науки принадлежит П. Штомпке. По его мнению, задача той или иной (новой) метапарадигмы в том, чтобы отказаться от устаревшей картины мира и общества, привести социологическую теорию в соответствие с новым обликом науки [6, с. 9].
Взяв за основу понимание метапарадигмы В. А. Ядовым, С. А. Кравченко называет пять типов социологических метапарадигм, соответствующих пяти поколениям социологических теорий [5, с. 9 - 11]: позитивистская метапарадигма, интерпретативная метапарадигма, интегральная метапарадигма, рефлексивная метапарадигма модерна,
Линии развития социологии |
Парадигмы и теории |
Объект социологии |
Классическая социология |
Позитивизм, марксизм, эволюционизм, веберианство |
Общество как целостная система, как социальный организм, независимый от человека |
Неоклассическая социология |
Неопозитивизм, неомарксизм, неоэволюционизм, неовеберианство, структурный функционализм, неофункционализм, радикально-критические теории, теории конфликта |
Общество как система социальных действий и взаимодействий социальных групп и свободно организованных акторов |
Постклассическая социология |
Постпозитивизм, постмарксизм, теории системного анализа, теории модернизации, единого индустриального общества, постиндустриального общества, глобализации |
Общество как сфера интеракции, коммуникации, социальных институтов и солидарности |
Неклассическая социология |
Символический интеракционизм, феноменология, этнометодология, теория обмена |
Общество как конструкция непрерывно меняющейся реальности агентами, которые и производят социальные изменения |
Постнеклассическая социология |
Интегративные концепции, теория коммуникативного действия, постмодернизм, феминистская социология |
Общество как единство социальных структур и активных действий личности |
присуще наличие ряда парадигм и принимаемых социологическим сообществом теорий, а также одной метапарадигмы, применимой как обобщающая теоретическая характеристика данного этапа. Такую метапарадигму имеет смысл трактовать как особую линию развития социологии. При этом каждая метапарадигма обладает очень сложной структурой, включающей в себя, как было уже отмечено, парадигмы и большие социологические теории (гранд-теории).