Метод экспертных оценок прогнозирования и проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 01:44, реферат

Описание работы

Сущность метода экспертных оценок заключается в про¬ведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и форальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 2
Глава 1. Методы экспертных оценок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 4
1.1.Метод экспертных оценок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 4
1.2.Организация экспертного оценивания. . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 10
Глава 2. Экспертиза в проектировании и прогнозировании . . стр. 11
2.1.Подбор экспертов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . стр. 11
2.2.Опрос экспертов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.13
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.15
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 16

Файлы: 1 файл

Метод экспертных оценок.docx

— 51.92 Кб (Скачать файл)

Анкетирование может проводиться с обратной связью или без нее. При анкетировании с обратной связью опрос экспертов производится в несколько этапов с доведением до сведения экспертов некоторых результатов опроса на предыдущем этапе, включая оценки отдельных экспертов и их аргументацию.12

Главным в организации опроса является обеспечение максимума информации и максимума творческой активности, самостоятельности эксперта. Необходимо стремиться довести до каждого эксперта по возможности всю информацию, относящуюся к анализируемому явлению, которой располагают как эксперты, так и организаторы опроса, не лишая в то же время эксперта творческой самостоятельности и активности.

Однако возможности эксперта по переработке информации ограниченны. В результате эксперт может принять решение, не используя всей информации, имеющейся в его распоряжении.13 Кроме того, новая информация воспринимается человеком с определенным внутренним сопротивлением и не сразу влияет на уже сложившиеся субъективные оценки. Отношение к новой информации благожелательнее, а восприятие и использование ее полнее, если она представляется в доходчивой, яркой и компактной форме.

Из этих психологических особенностей следует необходимость предоставления экспертам возможностей для фиксации поступающей информации путем ведения записей, использования технических средств, а также необходимость предварительной обработки информации и представления ее экспертам в наиболее воспринимаемой форме.14

Необходимо подчеркнуть противоречивость значения обмена экспертами информацией, так как получение такой информации таит опасность потери творческой независимости в построении модели объекта экспертом. Разрешение этого противоречия в полной мере невозможно, и при каждой экспертизе ее организаторы должны находить разумный компромисс, прежде всего, путем выбора вида опроса, формы и степени общения экспертов.

Каждый из видов опроса имеет свои достоинства и недостатки в построении обмена информацией между экспертами и в организации их независимого творчества. Выбор того или иного вида опроса определяется многими факторами, из которых основными являются:

- цель и задачи экспертизы;

- существо и сложность  анализируемой проблемы;

- полнота и достоверность  исходной информации;

- требуемые объем и  достоверность информации, получаемой в результате опроса;

- время, отведенное на  опрос и экспертизу в целом;

- допустимая стоимость  опроса, и экспертизы в целом;

- количество экспертов  и членов группы управления, их  характеристики.

Анкетирование является наиболее эффективным и самым распространенным видом опроса, ибо позволяет наилучшим образом сочетать информационное обеспечение экспертов с их самостоятельным творчеством.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Динамизм и новизна современных народнохозяйственных задач, возможность возникновения разнообразных факторов, влияющих на эффективность решений, требуют, чтобы эти решения принимались быстро и в то же время были хорошо обоснованы. Опыт, интуиция, чувство перспективы в сочетании с информацией помогают специалистам точнее выбирать наиболее важные цели и направления развития, находить наилучшие варианты решения сложных научно-технических и социально-экономических задач в условиях, когда нет информации о решении аналогичных проблем в прошлом.

Использование метода экспертных оценок помогает формализовать процедуры сбора, обобщения и анализа мнений специалистов с целью преобразования их в форму, наиболее удобную для принятия обоснованного решения.

Но, следует заметить, что метод экспертных оценок не может заменить ни административных, ни плановых решений, он лишь позволяет пополнить информацию, необходимую для подготовки и принятия таких решений. Широкое использование экспертных оценок правомерно только там, где для анализа будущего невозможно применить более точные методы.

Экспертные методы непрерывно развиваются и совершенствуются. Основные направления этого развития определяются рядом факторов, в числе которых можно указать на стремление расширить области применения, повысить степень использования математических методов и электронно-вычислительной техники, а также изыскать пути устранения выявляющихся недостатков.

Несмотря на успехи, достигнутые в последние годы в разработке и практическом использовании метода экспертных оценок, имеется ряд проблем и задач, требующих дальнейших методологических исследований и практической проверки. Необходимо совершенствовать систему отбора экспертов, повышение надежности характеристик группового мнения, разработку методов проверки обоснованности оценок, исследование скрытых причин, снижающих достоверность экспертных оценок.

Однако, уже и сегодня экспертные оценки в сочетании с другими математико-статистическими методами являются важным инструментом совершенствования управления на всех уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Алексеева М.М. Планирование  деятельности фирмы: Учебно-методическое  пособие. М.: Финансы и статистика, 2007.

2. Анискин Ю.П. Внутрифирменное  планирование: Учебное пособие. М. МГИЭТ (ТУ), 2004.

3. Бешелев С.Д., Гурвич  Ф.Г. Экспертные оценки в принятии  пла-новых решений. М.: Экономика, 2006.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые  исследования: теория, методология  и практика. М.: Финпресс, 2008.

5. Дж.Гласс, Дж.Стенли. Статистические  методы в прогнозировании. М.: Прогресс, 2006.

6. Евланов Л.Г., Кутузов  В.А. Экспертные оценки в управлении. М.: Экономика, 2008.

7. Елисеева И.И., Юзбашев  М.М. Общая теория статистики / Под  ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и  статистика, 2005.

8. Кунц Г., О’ Доннел  С. Управление. Системный и ситуационный  анализ управленческих функций. Пер. с англ.: В 2 т. Т. 2 / Общая ред. акад. Д.М. Гвишиани. М.: Прогресс, 2005.

9. Мазманова Б.Г. Основы  теории и практики прогнозирования: учебное пособие. Екатеринбург: изд. ИПК УГТУ, 2008.

10. Мескон М.Х., Альберт  М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2006.

11. Общая теория статистики: Статистическая методология в  изучении коммерческой деятельности: Учебник / А.И. Харламов, О.Э. Башина, В.Т. Бабурин и др. Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. М.: Финансы и статистика, 2004.

12. Статистика рынка товаров  и услуг: Учебник / И.К. Беляевский, Г.Д. Кулагина, А.В. Коротков и др. Под  ред. И.К. Беляевского. М.: Финансы и  статистика, 2005.

13. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. Пер с англ. М.: Международные отношения, 2006.

14. Четыркин Е.М. Статистические  методы прогнозирования. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Статистика, 2007.

15. Янч Эрих. Прогнозирование  научно-технического прогресса. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974.

 

1 Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2007.

 

2 Анискин Ю.П. Внутрифирменное планирование: Учебное пособие. М. МГИЭТ (ТУ), 2004.

3 Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки в принятии пла-новых решений. М.: Экономика, 2006.

4 . Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 2008.

5 Дж.Гласс, Дж.Стенли. Статистические методы в прогнозировании. М.: Прогресс, 2006.

6 Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. М.: Экономика, 2008.

7 Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики / Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2005.

 

8 Кунц Г., О’ Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Пер. с англ.: В 2 т. Т. 2 / Общая ред. акад. Д.М. Гвишиани. М.: Прогресс, 2005.

 

9 Мазманова Б.Г. Основы теории и практики прогнозирования: учебное пособие. Екатеринбург: изд. ИПК УГТУ, 2008.

 

10 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2006

11 Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / А.И. Харламов, О.Э. Башина, В.Т. Бабурин и др. Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. М.: Финансы и статистика, 2004.

 

12 . Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / И.К. Беляевский, Г.Д. Кулагина, А.В. Коротков и др. Под ред. И.К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 2005.

 

13 . Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. Пер с англ. М.: Международные отношения, 2006.

 

 

14 Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Статистика, 2007.

15 Янч Эрих. Прогнозирование научно-технического прогресса. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974.

 

 

 

 


Информация о работе Метод экспертных оценок прогнозирования и проектирования