Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 02:53, реферат
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.
Метод мозгового штурма
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.
Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.
Этапы
и правила мозгового штурма.
Правильно
организованный мозговой штурм включает
три обязательных этапа. Этапы отличаются
организацией и правилами их проведения:
Мозговые атаки
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.
В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».
В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.
Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное решение задачи.
Успех.Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.
Были проведены
многочисленные экспериментальные
исследования, с целью сравнения
количества и качества идей, созданных
группами в процессе мозгового штурма
и людьми, работающими индивидуально,
Результаты свидетельствуют о том,
что при условии правильного
применения данной техники интерактивные
группы нередко генерируют большее
количество значимых идей, чем отдельные
индивиды. Однако на сегодняшний день
не существует доказательств в пользу
более высокого качества идей, генерируемых
группами.
В последние годы широкое распространение
получил «электронный мозговой штурм»
использующий интернет-технологии. Он
позволяет позволяет почти полностью
устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает
анонимность участников, а также дает
возможность решить ряд проблем традиционного
мозгового штурма. К последним, в частности,
относится т.н. «блокирование продуктивности»:
поскольку участники группы представляют
идеи поочередно, то люди в ожидании своей
очереди могут передумать или испугаться
публично высказывать свою идею, либо
просто ее забывают.
Мозговой штурм дает возможность объединить
в процессе поиска решений очень разных
людей; а если группе удается найти решение,
то ее участники обычно становятся стойкими
приверженцами его реализации. В настоящее
время метод мозгового штурма может быть
эффективно использован организациями
для улучшения качества работы в командах.
Анализ сущности метода мозгового
штурма приводит к двум противоречиям.
С одной стороны, чтобы развивать идею
на этапе генерирования, ее необходимо
критиковать, а критика правилами проведения
штурма запрещена. С другой - чтобы направлять
ход решения в одну сторону, необходимо
им управлять, а суть метода заключается
в хаотическом генерировании идей.
Этот метод используется обычно при дефиците
времени, отпущенного на решение проблемы.