Методика и техника сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

Социология - наука, изучающая общество. Эта наука призвана
узнавать общественное мнение по тем или иным вопросам, и тем самым
способствовать улучшению условий социальной (общественной) жизни
каждого из нас. Конечно, речь идет не только об обществе в целом, но
и о личности, как неотъемлемой части общества.

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 26.34 Кб (Скачать файл)

1 Введение

          Социология - наука, изучающая общество.  Эта  наука  призвана

    узнавать общественное  мнение по тем или иным вопросам, и тем  самым

    способствовать  улучшению условий  социальной  (общественной)  жизни

    каждого из  нас. Конечно, речь идет не только об обществе в целом, но

    и о личности, как неотъемлемой части общества.

          Социология особенно важна   в  наше  нестабильное  время.  Она

    должна   помогать   правящим   структурам   поддерживать   какую-то

    стабильность  в обществе, таком хрупком в  последнее время.  Все  это

    более или менее  понятная сторона социологии.  После  того,  как  мы

    узнаем общественное  мнение, уже будет  ясно  -  что  надо  сделать,

    чтобы в следующий  раз мнение по этому вопросу  было лучше.

Конкретные социологические  исследования позволяют:

- получить отражение реального  состояния социальных явлений  и процессов в обществе, снять  "снимок состояния";

- выявить имеющиеся противоречия  и тенденции развития социальных  отношений;

- дать прогноз социальных  ситуаций;

- определить оптимальные  пути воздействия на тенденции  общественного развития и разрешения  противоречий;

- осуществлять действенный  контроль за состоянием дел в различных сферах общественной жизни, осуществлять обратную связь.

Для проведения социологического исследования нужна теоретическая  основа, определение проблемы, целей  и задач. Одним из главных мотивов  обращения к социологическому исследованию является потребность получения  информации, отражающей те стороны  жизни и деятельности общества, которые  скрыты от "внешнего глаза", но важны  в практике управления, познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Методика и техника сбора социологической информации

Социологическое исследование начинается с разработки программы, включающей теоретическое обоснование  методологических подходов и методических приемов изучения конкретного социального  явления или процесса. Программа включает ряд элементов, из которых выделим наиболее значимые. Это определение проблемы исследования, суть которой составляет реальное жизненное противоречие как частного, так и общего характера. Далее следует формирование темы и задач исследования. Важной составляющей является разработка гипотезы, т. е. предположения об изучаемом явлении, которое в результате исследования может быть подтверждено, либо опровергнуто.

Объект исследования составляет та или иная общность людей,отражающих какую-либо социальную проблему. Вся общность, на которую распространяются исследования, носит название генеральной совокупности.

Но поскольку абсолютное большинство исследований носит  не сплошной характер, а выборочный, то очень важно грамотно, по определенным правилам отобрать необходимое количество людей для опроса, т. е. провести выборку.В этом случае микромоделью генеральной совокупности является выборочная совокупность, т. е. отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию.

Выделим основные методы выборки.

- Метод механической выборки.  Из генеральной совокупности  через равные промежутки отбирается  необходимое количество респондентов(например, каждый 10-й).

- Метод серийной выборки.  Генеральная совокупность разбивается  на однородные части и из  каждой части пропорционально  отбираются единицы для обследования (например по 20% респондентов из каждой части).

- Метод гнездовой выборки.  В качестве единиц отбора выступают  не отдельные респонденты, а  группы с последующим сплошным  опросом их.Данная выборка будет представительна, если состав групп схож между собой.

- Метод основного массива.  Представляет опрос 60-70%генеральной  совокупности.

- Метод квотной выборки.  Наиболее сложный метод, применяемый  при большой генеральной совокупности  и требующий для отбора респондентов  использования не менее 4-х  признаков.

          Существует три основных класса  методов сбора  социологической

    информации:

 

          1)  Прямое наблюдение

 

          2)  Анализ документов

 

          3)  Опросы, которые делятся на  два подкласса:

 

а) интервью

б) анкетный опрос

         

Под   наблюдением   в   социологии   подразумевается   прямая

    регистрация событий  очевидцем.

 

          Наблюдение может носить различный  характер.  Иногда  социолог

    самостоятельно  наблюдает  происходящие  события.  Иногда  он  может

    пользоваться  данными наблюдений других лиц.

          Наблюдение бывает  простым   и  научным.  Простое  -  это   то,

    которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной

    системы. Научное  наблюдение отличается тем, что:

          а)  Оно  подчинено  ясной   исследовательской  цели  и   четко

    сформулированным  задачам.

 

          б)  Научное  наблюдение  планируется   по  заранее  обдуманной

    процедуре.

 

          в)  Все  данные  наблюдения  фиксируются  в  протоколах   или

    дневниках по определенной системе.

 

          г) Информация, полученная путем  научного  наблюдения,  должна

    поддаваться контролю  на обоснованность и устойчивость.

 

По условиям  организации  наблюдения  делятся  на  полевые

    (наблюдения  в естественных  условиях)  и   на   лабораторные   (в

    экспериментальной  ситуации). Процедура  любого  наблюдения  складывается  из   ответа   на вопросы: “Что наблюдать?”, “Как наблюдать?” и “Как вести записи?”.

   

          Основным недостатком этого   метода  является  необъективность

    наблюдателя.  Человек  очень  редко   оценивает  ситуацию  абсолютно

    беспристрастно  (ему   свойственно   делать   выводы).   Личностные

    особенности   наблюдателя   определенно    сказываются    на    его

    впечатлениях.

Наблюдение используется в основном как дополнительный  метод,

    который позволяет собрать материалы для начала работы или помогает

    проверить результаты  других методов сбора информации.

 

          Документальной  в  социологии  называют   любую   информацию,

    фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте,

    на  фото-  или кинопленке.  В этом  смысле  понятие документации

    отличается от  общеупотребительного: обычно мы называем  документами

    официальные материалы.       

 

          По способу фиксирования информации  различаются: рукописные  и

    печатные документы;  записи  на  магнитной  ленте.  С  точки  зрения

    целевого назначения  выделяются  материалы,  которые   были  избраны

    самим исследователем.

          По степени персонификации документы  подразделяются на  личные

    и безличные.

 

          Личные  -  документы  индивидуального   учета   (библиотечные

    формуляры, анкеты  и бланки, заверенные  подписью),  характеристики,

    выданные  данному   лицу,  письма,  дневники,  заявления,  мемуарные

    записи.

 

          Безличные -  статистические  или   событийные  архивы,  данные

    прессы, протоколы  собраний.         

В зависимости от статуса  документы делятся на  официальные и

    неофициальные.

 

          Официальные   -   протоколы,   правительственные   материалы,

    постановления,  заявления,   коммюнике,   стенограммы   официальных

    заседаний,  данные  государственной  и  ведомственной   статистики,

    архивы и т.д., отчетность.

 

          Неофициальные  -  личные  документы,  а  также   составленные

    частными гражданами безличные документы  (например,  статистические

    обобщения, выполненные  другим исследователем на основе  собственных

    наблюдений).

 

          Особая группа  документов  -  средства  массовой  информации,

    газеты, журналы,  радио, телевидение, кино.

          Не следует путать такие понятия  как  надежность,  подлинность

    самого документа  с достоверностью сообщающихся  в нем сведений.

 

          Достоверность  в  первую   очередь   зависит   от   источника

    доступного документа.  Конечно, официальные,  личные,  документы  из

    первых рук  намного надежней, чем какие-либо  другие.

          Документы  нередко  выступают   в  роли   главного   источника

    информации дополненной  опросом или прямым наблюдением.

          Анализ  документов  -  важный  метод  сбора  информации. .  В

    экспериментальных  исследованиях  возникают значительные  трудности

    перевода языка  документов на язык гипотез,  но, как показывает опыт,

    и  эти   затруднения  можно  преодолеть  при  умелом   обращении   с    материалом.

  

          Опросы   -   незаменимый   прием   получения   информации   о

    субъективном  мире  людей,  их  склонностях,  мотивах деятельности,

    мнениях.

 

          Опрос - почти универсальный метод. при соблюдении  надлежащих

    предосторожностей  позволяет получить не менее  надежную  информацию,

    чем  при   исследовании  документов  или   наблюдении.   Причем   эта

    информация может  быть о чем угодно. Даже о  том что нельзя  увидеть

    или прочитать.         

Искусство использования  этого метода  состоит  в  том,  чтобы

    знать, о чем  спрашивать, как спрашивать, какие  задавать вопросы  и,

    наконец, как  убедиться в том, что можно  верить, полученным ответам.

          Существуют два больших класса  опросных  методов:  интервью  и

    анкетные опросы.         

Интервью  -  проводимая  по   определенному   плану   беседа,

    предполагающая   прямой   контакт   интервьюера   с    респондентом

    (опрашиваемом),  причем  запись  ответов последнего  ведется либо

    интервьюером (его  ассистентом), либо механически (на  пленку).

          Имеется множество разновидностей  интервью, перечислим некоторые  из них: 

- документальные  интервью, изучение событий прошлого, уточнение  фактов;

- интервью  мнений,цель  которого  -  выявление оценок,  взглядов,  суждений;

- cвободные - длительная беседа (несколько часов)  без строгой

    детализации   вопросов,  но  по   общей   программе;

- групповые,    это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе;

- интенсивные, -   получение информации   о   внутренних   мотивах,   побуждениях,   склонностях опрашиваемого;

- фокусированные,выявление  достаточно  узкого  круга реакций  опрашиваемого.

 

 

Опрос по анкете. Этот  метод  предполагает   жестко   фиксированный  порядок,

    содержание и  форму вопросов, ясное указание  способов ответа, причем

    они регистрируются  опрашиваемым  либо  наедине  с  собой  (заочный

    опрос), либо в  присутствии анкетера (прямой опрос).

          Анкетные опросы классифицируют прежде всего по  содержанию  и

    конструкции задаваемых  вопросов. Различают открытые  опросы,  когда

    респонденты высказываются  в свободной форме.  В  закрытом  опросном

    листе все варианты  ответов заранее предусмотрены. Групповое анкетирование отличается  от  индивидуального.  В первом случае  анкетируют  сразу до  30-40  человек:   анкетер   собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором  -  он  обращается  индивидуально  к  каждому   респонденту.

           При   классификации   анкет,   используют    также

    многочисленные  критерии,  связанные  с   темой  опросов:  событийные

    анкеты, анкеты  на выяснение ценностных  ориентаций,  статистические

    анкеты (в  переписях   населения),  хронометражи  суточных  бюджетов

    времени и т.д.

Независимо от того, прибегаем  ли мы к интервью или  анкетному

    опросу, большинство  проблем, связанных  с  надежностью   информации,

    оказываются для  них общими.

 

          Для того, чтобы анкетный опрос был более эффективным,  надо

    соблюдать ряд   правил,  которые  помогают  правильно  задавать  ход

    анкетирования  и уменьшить количество ошибок  при исследовании.

          Вопросы обращенные  к респондентам,  не  изолированы -  они

    звенья одной  цепи, и как звенья, каждый из  них связан с  предыдущим

    и  последующим.  Анкета - не  механическая  последовательность  вопросов,

    которые  могут размещаться в ней как угодно  или как   удобно

    исследователю,  а   особое   целое.   Она   обладает   собственными

    свойствами,  не  сводимыми  к  простой   сумме   свойств   отдельных

    составляющих  ее вопросов.

 

          Пока  можно  лишь  предполагать,  что  при   помощи   анкеты,

    достигается большая  изолированность ответов на каждый  вопрос,  чем

    при непосредственном  общении с интервьюером. Опрашиваемому  не  надо

    заботиться о своем образе в глазах партнера  по  общению  (конечно,

    при условии  анонимности), как во время интервью.  Поэтому,  видимо,

Информация о работе Методика и техника сбора социологической информации