Методика социальной деятельности с детьми инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:14, реферат

Описание работы

В последние годы в России сформировались основные положения государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Дети-инвалиды — инвалиды, не достигшие возраста 16лет (дети с ограниченными возможностями).
Процесс гуманизации отношения общества

Файлы: 1 файл

соц педаго с детьми инвалидами.docx

— 17.20 Кб (Скачать файл)
3.1. Социально-педагогические  технологии в работе с детьми-инвалидами 
3.1. Социально-педагогические  технологии в работе  с детьми-инвалидами  

 В последние  годы в России сформировались  основные положения государственной  политики в области социальной  защиты инвалидов. 
   Дети-инвалиды — инвалиды, не достигшие возраста 16лет (дети с ограниченными возможностями). 
   Процесс гуманизации отношения общества к людям с ограниченными возможностями и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые, наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой категории населения. Социальная помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. 
   Социальная помощь — это комплекс государственных услуг представителям из экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, а также долговременных услуг (медицинских, психологических, правовых, педагогических, бытовых и др.) в целях оказания адресной поддержки наименее защищенным слоям населения, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями. 
   В системе социальной помощи на современном этапе развития российского общества возрастает роль социально-педагогической деятельности по поддержке инвалидов. Это непрерывный целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи. 
   Современная система социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями имеет многопрофильную инфраструктуру. Различные ее подразделения входят в блок практической деятельности учреждений органов образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и спорта, а также создаются общественными благотворительными организациями, ассоциациями родителей и специалистов, фондами милосердия, религиозными и другими негосударственными структурами. 
   В настоящее время происходит становление государственно-общественной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, которая представлена с учетом собственной специфики в следующих сферах: 
   1) государственный сектор — учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств; 
   2) муниципальный сектор — учреждения, предприятия и службы органов регионального и местного управления; 
   3) негосударственный сектор — учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями. 
   Важное место в современной государственной системе социальной защиты и обслуживания детей с ограниченными возможностями отводится целевым программам (федеральным, региональным). Наиболее эффективно для этой группы населения в нашей стране реализуются федеральные программы: “Социальная защита инвалидов” и “Дети-инвалиды”. 
   Целью программы “Социальная защита инвалидов” является формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов; создание необходимых условий для полноценной жизни в обществе; обеспечение доступности пользования элементами сложившейся социальной инфраструктуры. 
   Программа “Дети-инвалиды” направлена на создание эффективной системы профилактики детской инвалидности; создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями; оказание различных видов консультативной и иной помощи семьям с детьми-инвалидами; создание равных возможностей для получения детьми с отклонениями в развитии медицинской помощи, образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения; интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, своевременной реабилитации и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в общество. Результатом реализации программы “Дети-инвалиды” в 1994—2001 гг. явилось обеспечение профилактики детской инвалидности путем организации скрининга новорожденных на группу патологий, создание инфраструктуры реабилитации детей-инвалидов в системе социальной защиты населения субъектов РФ, объединение усилий различных министерств и ведомств по проведению комплексной реабилитации, профессионально-трудовой подготовке детей-инвалидов, по выявлению и оказанию помощи одаренным детям-инвалидам в развитии их творческих талантов, по оказанию всесторонней помощи семьям, имеющим детей-инвалидов. 
   Основное положение современной системы социально-педагогической помощи — утверждение в ее структурах и механизмах действия приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству. 
   Основной задачей социального педагога является оказание помощи в становлении взаимодействия между личностью, развивающейся в условиях недостаточности, и обществом для содействия в обеспечении независимой жизни и повышении уровня социальной адаптации детей-инвалидов. 
   Содержание работы социального педагога включает следующие направления: 
   - формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме; 
   - содействие саморазвитию личности ребенка; 
   - оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации детей; 
   - решение их личных и социальных проблем; 
   - выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях; 
   - организация правового просвещения педагогов, учащихся, разъяснение их прав и обязанностей; 
   - представление интересов детей от имени специального (кор-рекционного) учреждения в органах милиции или в суде; 
   - сотрудничество с администрацией, психологом, педагогами и другими работниками специальных учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудоустройства или учебы учащихся; 
   - патронаж детей, нуждающихся в социально-медицинской помощи. 
   В работе с семьей ребенка могут быть использованы различные технологические модели взаимодействия. Модель взаимодействия с клиентом — это алгоритм работы, характеризующийся определенной продолжительностью сотрудничества, особенностью диагностического этапа, методов работы, поставленных задач, преобладающих видов помощи. Выбор модели в основном зависит от специфики проблем клиента. Выделяют краткосрочные и долгосрочные модели. 
   1. Краткосрочные модели: 
   а) кризисинтервентная модель предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации (6—7 недель). 
   Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, а внимание фокусируется на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внешние формы помощи, так и внутренние ресурсы клиента. 
   Задача социального педагога — путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия клиентов на преодоление кризиса. Кризис может быть вызван рождением ребенка с тяжелой патологией; в данном случае, чтобы предотвратить отказ от ребенка и включить семью в реабилитационный процесс, специалист оказывает образовательную, посредническую помощь, психологическую поддержку (семейная терапия, обучающие тренинги); 
   б) проблемно-ориентированная модель (не превышает 4 месяцев) направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных клиентом, то есть в центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознал клиент и над которой он готов работать. Специалист сосредоточивает внимание не столько на внутренних особенностях индивида (группы), сколько на ситуации, породившей проблему. Эта модель предписывает совместное решение проблемы. Ведущим методом данной модели является составление контракта (договора), который включает в себя описание ключевой проблемы, цели и задачи работы, процедуры и методики, требования к клиенту и специалисту, временные рамки совместной деятельности. Составление контракта — это один из способов реализации этического принципа самоопределения клиента. Совместная работа над договором поощряет семью активно участвовать в разработке его условий, вовлекает ее в процесс принятия решений. 
   2. Долгосрочные модели (4 месяца и более) построены на психосоциальной модели, которая предусматривает более полное понимание людей в контексте существующей действительности и использование этих знаний, чтобы помочь клиенту развивать и усиливать свой потенциал. Основная идея данной модели — понять человека в ситуации; связать его чувства, переживания, поступки с внешним влиянием и, установив причинно-следственные связи, найти выход из положения. В ходе осуществления данной модели взаимодействия с семьей важная роль отводится анализу личностных особенностей ее членов, приверженности к тем или иным ценностям, определению защитных механизмов, стереотипов поведения и т. п. 
   Основные задачи психосоциальной модели: 
   - изменять клиента, в данном случае — семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции (реабилитация ребенка-инвалида); 
   - изменять ситуацию — другие системы, оказывающие влияние на семью; 
   - воздействовать на то и другое одновременно. 
   Проблемами детской инвалидности занимаются следующие учреждения: психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные центры, психолого-медико-социальные центры; сеть специальных учреждений для детей и взрослых с инвалидностью (дома-интернаты, детские дома, психоневрологические интернаты).

Информация о работе Методика социальной деятельности с детьми инвалидами