Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:28, курсовая работа
Цель изучения данной темы заключается в осмыслении природы социального процесса, его содержания и выделении основных разновидностей. После изучения данной темы будут выполнены следующие задачи:
понимать суть и особенности социально-экономических и политических процессов, знать их основные разновидности и причины возникновения;
получить представление о том, как формировались основные теоретические подходы, направленные на объяснение и понимание происходящих в обществе изменений;
понимать суть научного подхода к действительности, иметь представление о различиях в методах естественных и гуманитарных наук, уметь выявлять общее и особенное в соотношении естественных, социальных и исторических дисциплин;
Введение 3
Методологические основы экономических, политических, социальных и социально-экономических процессов 5
Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы 5
Предмет и объект дисциплины, её онтологическая и гносеологическая стороны 11
Направленность и современное направление исследований социально-экономических и политических процессов 15
Теоретическая и социальная направленность исследований 15
Основные современные направления исследований социально-экономического и политического процессов 18
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Содержание экономических и политических процессов выражает их социальную направленность: чьи социальные позиции они укрепляют, каким классам или другим социальным группам они объективно выгодны, независимо оттого, насколько они это осознают.
Выделяют также виды социально-экономических и политических процессов в зависимости от сферы и глубины их действия: внутренние (для той или иной страны) и международные, крупномасштабные и локальные, базовые и производные и др.11
Объектом указанной дисциплины являются происходящие в обществе социально-экономические и политические процессы. Эти процессы являются объектом изучения и других наук: социологии, политической экономии, политологии, социальной философии и других, т.е. объект исследования у этих наук общий, но предметы исследования разные, ибо эти науки изучают разные стороны этого объекта и в какой-то мере по разному подходят к их изучению, да и цели у них разные.12
Таким образом, предметом любой научной дисциплины являются определенные стороны тех или иных объектов действительности, изучение которых составляет специфическое содержание данной науки. Ее особенности определяются также своеобразным подходом и методами изучения тех явлений, которые составляют предмет исследования.
Сами эти методы исследования (в данном случае — социально-экономических и политических процессов) составляют предмет научной дисциплины, о которой идет речь в настоящем учебном пособии.
Знание их необходимо в первую очередь работникам органов государственного и муниципального управления, которые в одних случаях должны со знанием дела оценить исследования этих явлений и процессов, проводимые соответствующими специалистами, а также выводы и рекомендации, а в других случаях могут сами провести исследование в составе группы специалистов или даже возглавить исследование.13
Онтологическая и
Необходимо указать на взаимосвязь так называемых онтологической и гносеологической сторон дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»: первая указывает, какие именно процессы и их элементы, свойства исследуются в том или ином случае; вторая — на то, какими методами и с каких социальных позиций они исследуются.
Онтология — это учение о бытии. В данном случае речь идет о реальном функционировании социально-экономических и политических процессов, их содержании, тенденциях их развития.14
Гносеология — это учение о познании, прежде всего о методах познания, их применении в исследовании тех или иных объектов. При этом процесс познания постоянно соотносится с его объектом. В связи с этим, рассматривая методы исследования социально-экономических и политических процессов, приходится обращаться к содержанию самих этих процессов, к тому, в каком направлении они развиваются и каково их современное значение для общества.15
В то же время основное
внимание в данном пособии уделено
характеристике методов исследования
социально-экономических и
Применяемый теоретический метод исследования способствует формированию определенного видения изучаемого явления и путей его изучения, направляет исследования ученых по соответствующему пути, определяет основные проблемы и способы их исследования.
Теоретический уровень рассматриваемой дисциплины — это, по сути, арсенал научных знаний о методах изучения происходящих в обществе социально-экономических и политических процессов, их взаимодействий между собой и влияния на другие области общественной жизни. Применение данных методов направлено на получение новых знаний об этих процессах.16
Прикладной уровень дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» — это в основном анализ соответствующих частных методов практического решения тех или иных проблем, исходя из определенных теоретических предпосылок.
Примером может служить
В то же время следует
иметь в виду, что, хотя различия
между теоретическим и
Умение применять методы исследования социально-экономических и политических процессов (теоретические и прикладные) очень важно не только для ученых, но и для практиков, в том числе занимающихся решением проблем государственного и муниципального управления. В следующих главах будут рассмотрены многие из этих методов исследования, каждый из которых имеет свои особенности. В то же время их использование направлено на решение ряда общих проблем, которые решаются с учетом особенностей данных методов.18
Ряд общих проблем решаются с учетом особенностей данных методов:
Общая теоретическая направленность исследований социально-экономических и политических процессов, с каких бы методологических позиций они ни проводились?
Можно сказать, что исследовать
социально-экономические и
Эти теоретические установки, перечень которых можно продолжить, определяют методологические позиции исследователей, использование ими соответствующих методов изучения тех или иных социально-экономических и политических явлений и процессов. Все это в решающей степени обусловливает теоретическое содержание исследований, а также соответствующие выводы и рекомендации.20
Любое исследование общественных явлений имеет не только теоретическую, но и социальную направленность. Это заключается уже в целях исследования, которые содержат в себе полагание результатов исследовании и уже поэтому так или иначе направляют его. Вместе с тем они предопределяют способы и средства исследования и таким образом в немалой степени обусловливают его содержание. К тому же цели выступают как важные побудительные силы осуществления исследования, несут в себе определенный волевой заряд, существенно воздействуя на динамику и интенсивность исследования. В связи с этим, пытаясь научно оценить любое исследование в социально-экономической и политической области общественной жизни, необходимо учитывать цели его проведения — это поможет понять не только чисто научную, но и социальную направленность исследования, что само по себе очень важно.21
Пониманию этого будет способствовать также учет потребностей и интересов исследователя, причем не только теоретических, но и практических, которые задаются социальным положением как самого исследователя, так и той социальной группы, от имени которой он действует. Именно этим определяется социальная ориентация исследователя общественных явлений и процессов.
Поэтому
не надо удивляться, если исследование
социально-экономических и
Социальная направленность исследований любых процессов общественной жизни, в том числе социально-экономических и политических, — основная особенность социального познания, которое есть не что иное, как познание общественных явлений с определенных социальных позиций. Здесь поиск истины тесно связан как с теоретическими, так и социальными интересами исследователя и в значительной мере направляется последними.
В социальном познании всегда присутствует так называемая ценностная сторона, т.е. уяснение ценности тех или иных общественных явлений для тех, кто их исследует. Ценности выражают значение этих явлений для того или иного человека, класса, социальной группы, нации и служат своеобразными ориентирами в мышлении, деятельности и поведении людей. Получается, что значимым для исследователя является то, что отвечает его социальным интересам, которые и определяют его ценностные ориентации. Последние существенно влияют на характер его исследований, выводы из них и на содержание теории, которую он создает.23
Наиболее
распространенными в
Консерватизм
Данное направление
В решении проблем взаимодействия общества и личности, что трактовалось ими как взаимодействие целого и части, они отдавали предпочтение обществу как целостному организму, в котором каждый человек должен иметь необходимые условия для своего существования и развития. В то же время указывалось, что сами индивиды несут обязанности перед обществом, направленные на его сохранение и укрепление на общую пользу.24
Любые общественные явления (духовные, политические, экономические и др.) рассматривались ими в соотношении с обществом как целостным социально-природным организмом. По их мнению, свободу личности, ее предпринимательской деятельности, равно как и свободу слова и другие гражданские свободы, стоит поддерживать лишь в том случае, если они не наносят ущерб обществу, способствуют его эволюции и укрепляют его, поскольку названные свободы могут носить разрушительный характер, вести к необоснованной ломке традиционных социальных институтов, сформировавшихся в области политики, экономики, морали, религии и т.д.
Один из основоположников русского охранительного консерватизма К.Н. Леонтьев подверг резкой критике идеи буржуазной демократии и равенства, утверждая, что эти идеи ложны, искажают действительное положение вещей и тем самым мешают адекватному восприятию того, что на самом деле происходит в обществе. Он считал, что так называемый «эгалитарно-либеральный прогресс», т.е. прогресс на основе буржуазного равенства, в действительности ведет ко все большему социальному неравенству, направлен на разрушение существующего порядка, моральных и религиозных устоев общества. К.П. Победоносцев характеризовал демократию как «великую ложь нашего времени», ибо, по его убеждению, ее лозунги и провозглашаемые принципы коренным образом расходятся с действительностью. С этих теоретических, социальных и методологических позиций он характеризовал сущность политических и духовных институтов буржуазной демократии.25
Современные консерваторы, будь то мыслители, политические деятели или предприниматели, как и их предшественники, выступают за сохранение существующего общественного строя, сложившихся традиций и социальных институтов. Эта основная методологическая позиция определяет направленность их теоретических исследований и практической деятельности. Исследуются «формы приспособления к традиционным социальным нормам и институтам, к общепринятым ценностям жизни и культуры».26
Разумеется, консерватизм, как и иные направления в науке, идеологии и политике, изменяется под влиянием объективных и субъективных факторов общественной жизни. Так, теоретики современного консерватизма в большей степени, чем их предшественники, признают необходимость эволюционных перемен в жизни общества и в отдельных его сферах. Они как бы по-новому воспринимают заявление основателя данного направления Э. Берка о том, что консерватизм означает «предрасположенность к сохранению и способность к улучшению, взятые вместе». По словам видного английского консерватора Ф. Пима, современные представители этого направления выступают за медленные и постепенные изменения, «имеющие своей целью сохранение хорошего и исправление дурного». Они проявляют известную гибкость и способность адаптироваться к условиям современного развития экономики, политической и духовной жизни общества.
Одним из наиболее значительных проявлений
консерватизма в области