Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:07, методичка
Каждый из нас в жизни при просмотре телевизора, чтении газет, журналов и научной литературы и, конечно же, пользуясь интернетом, в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями, а нередко и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях.
1.Введение.
2. Понятие метода в социологическом исследовании.
3. Методы сбора эмпирической социальной информации.
4. Методика стандартизированного массового опроса (анкетирование)
5. Заключение.
6. Список литературы.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТОРГОВО-
Кафедра философии и политологии
Контрольная работа
по социологии
Тема: Методология и методика эмпирического социологического исследования
Выполнил студент второго курса
Группы №221 Якименко А.А.
Номер зачетной книжки ___________
Санкт-Петербург
2011
Содержание
1.Введение.
2. Понятие метода в социологическом исследовании.
3. Методы сбора эмпирической социальной информации.
4. Методика стандартизированного массового опроса (анкетирование)
5. Заключение.
6. Список литературы.
Каждый из нас в жизни при просмотре телевизора, чтении газет, журналов и научной литературы и, конечно же, пользуясь интернетом, в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями, а нередко и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Вероятна и возможность того, что кому-либо из нас придется организовывать такое исследование самому или принимать участие в его организации. В данной работе я хотел бы рассмотреть ряд вопросов на тему «Методология и методика эмпирического социологического исследования», выделить основные моменты и сформулировать основные понятия методологии эмпирического социологического исследования.
2. Понятие метода в социологическом исследовании.
Каждая наука, выделяя для себя особую область исследования – свой предмет, вырабатывает и свой специфический способ его познания – свой метод, который можно определить как способ построения и обоснования знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Верная картина исследуемого явления может быть получена лишь при правильном методе познания.
Метод (от греч. Methods – букв. «путь к чему-либо») – это своего рода компас, ориентируясь по которому, исследователь постигает сущность предмета. Строго говоря, речь должна идти не о методе, а о методах социологии. Понятие «метод социологии» употребляется в собирательном, обобщающем смысле. Таким образом, социологический метод – собирательное понятие, характеризующее основные установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферы социологического знания. Это конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании: микро- или макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализованный опрос и т.д.
Социология, в отличие от других наук об обществе, активно использует эмпирические методы: анкетные опросы, интервью, наблюдение, эксперимент, анализ статистических данных и документов. Социологическое эмпирическое исследование в таком случае – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения. Цель таких исследований является получение модели его ожидаемого результата (решения проблемы), который, может быть достигнут с помощью исследования и определяет направление на решение либо теоретических, либо методических, либо прикладных проблем. Само слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это слово употребляется по отношению к методам научного исследования, оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на т. н. «твердых (неопровержимых) данных». Кроме того, эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность другим исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и другие. Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования, состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения/опровержения. Требовательность эмпирического исследования к «твердым данным» требует высокой внутренней согласованности и устойчивости средств измерения (и мер) тех независимых и зависимых переменных, которые привлекаются с целью научного изучения. Неудовлетворение этого требования способствует внесению в систему ошибок и приводит к получению неоднозначных или вводящих в заблуждение результатов. Для проведения этих используются различные методы - основные способы сбора, обработки или анализа данных, которые мы разберем более подробно.
3. Методы сбора эмпирической социальной информации.
В качестве основных методов, используемых в социальных эмпирических исследованиях, можно выделить следующие:
б) часть этой информации устаревает; в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом; г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи, достаточно фактографической (относящуюся непосредственно к предметной области) информации.
Социологическое эмпирическое исследование, опирается главным образом на данные, получаемые на выборках. Поэтому методы социологических эмпирических исследований нуждаются в дополнении статистическим анализом этих выборочных данных, чтобы можно было формулировать обоснованные выводы о результатах проверки гипотез. Гипотеза здесь — это утверждение о фактических и концептуальных элементах и их отношениях, которое выходит за пределы известных фактов и накопленного опыта с целью достижения более совершенного понимания. Она является предположением или удачной догадкой, содержащей условие, которое еще фактически не демонстрировалось, но которое заслуживает исследования.
Далее рассмотрим методику стандартизированного массового опроса (анкетирование) более подробно.
4. Методика стандартизированного массового опроса (анкетирование)
Методология науки — это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории. И для такого метода эмпирического социального исследования как опрос, существует определенная методика.
Опросы относятся к числу
наиболее распространенных методов
сбора первичной информации в
социально-психологических
Массовый опрос – самый
дорогостоящий метод
Анкетирование в социологии используется с целью получения информации социологического и демографического характера. Здесь контакт интервьюера (лицо, ведущее опрос) с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование, позволяющее использовать, подвергать анализу, данные полученные от большого числа респондентов, не подвергая их необходимости непосредственно контактировать с интервьюером, и участвовать в исследовании с минимальными трудозатратами.
Впрочем, метод не лишен недостатков. Главный из них – формализованная анкета задает жесткие рамки исследованию. Можно выстроить иерархию социальных проблем, выявить факторы, на них влияющие, но среди проблем будут те, которые перечислил в анкете аналитик. Для того чтобы устранить этот недостаток, необходимы предварительные (пилотажные) исследования, использующие, по возможности, другие методы исследований. Еще метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации. Также результаты могут искажаться из-за качества руководства опросников, проработанностью и этическими составляющими опросника, а также доступностью для понимания форматов предоставления данных (вопросов).
При обработке и анализу данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Так, ранжирование — это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг — это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг 1 присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок.
Информация о работе Методология и методика эмпирического социологического исследования