Методология и методика эмпирического социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:07, методичка

Описание работы

Каждый из нас в жизни при просмотре телевизора, чтении газет, журналов и научной литературы и, конечно же, пользуясь интернетом, в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями, а нередко и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях.

Содержание работы

1.Введение.
2. Понятие метода в социологическом исследовании.
3. Методы сбора эмпирической социальной информации.
4. Методика стандартизированного массового опроса (анкетирование)
5. Заключение.
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

методология и методика эмпирического исследования.docx

— 38.70 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального

образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Кафедра философии и политологии

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по социологии

Тема: Методология и методика эмпирического социологического исследования

 

 

 

 

 

Выполнил студент второго  курса

Группы №221 Якименко А.А.

Номер зачетной книжки ___________

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

Содержание

1.Введение.

2. Понятие метода в социологическом исследовании.

3. Методы сбора эмпирической социальной информации.

4. Методика стандартизированного массового опроса (анкетирование)

5. Заключение.

6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Каждый из нас в жизни при просмотре телевизора, чтении газет, журналов и научной литературы и, конечно же, пользуясь интернетом, в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями, а нередко и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Вероятна и возможность того, что кому-либо из нас придется организовывать такое исследование самому или принимать участие в его организации. В данной работе я хотел бы рассмотреть ряд вопросов на тему «Методология и методика эмпирического социологического исследования», выделить основные моменты и сформулировать основные понятия методологии эмпирического социологического исследования.

 

2. Понятие метода в социологическом исследовании.

Каждая наука, выделяя для себя особую область исследования – свой предмет, вырабатывает и свой специфический  способ его познания – свой метод, который можно определить как  способ построения и обоснования  знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Верная картина исследуемого явления может  быть получена лишь при правильном методе познания.

Метод (от греч. Methods – букв. «путь к чему-либо») – это своего рода компас, ориентируясь по которому, исследователь постигает сущность предмета. Строго говоря, речь должна идти не о методе, а о методах социологии. Понятие «метод социологии» употребляется в собирательном, обобщающем смысле. Таким образом, социологический метод – собирательное понятие, характеризующее основные установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферы социологического знания. Это конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании: микро- или макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализованный опрос и т.д.

Социология, в отличие от других наук об обществе, активно использует эмпирические методы: анкетные опросы, интервью, наблюдение, эксперимент, анализ статистических данных и документов. Социологическое эмпирическое исследование в таком случае – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения. Цель таких исследований является получение модели его ожидаемого результата (решения проблемы), который, может быть достигнут с помощью исследования и определяет направление на решение либо теоретических, либо методических, либо прикладных проблем.  Само слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это слово употребляется по отношению к методам научного исследования, оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на т. н. «твердых (неопровержимых) данных». Кроме того, эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность другим исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и другие. Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования, состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения/опровержения. Требовательность эмпирического исследования к «твердым данным» требует высокой внутренней согласованности и устойчивости средств измерения (и мер) тех независимых и зависимых переменных, которые привлекаются с целью научного изучения. Неудовлетворение этого требования способствует внесению в систему ошибок и приводит к получению неоднозначных или вводящих в заблуждение результатов. Для проведения этих используются различные методы - основные способы сбора, обработки или анализа данных, которые мы разберем более подробно.

 

3. Методы сбора эмпирической социальной информации.

В качестве основных методов, используемых в социальных эмпирических исследованиях, можно выделить следующие:

  1. Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото, видео и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации – возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте. Существует возможность фиксации характера поведения, мимики, жестов, выражения эмоций. Выделяют два основных типа наблюдения: включенное и не включённое. Если поведение людей изучается социологом как участником группы, то он проводит включенное наблюдение. Если социолог изучает поведение со стороны, то он проводит не включённое наблюдение. Главным объектом наблюдения выступает как поведение отдельных людей и социальных групп, так и условия их деятельности.
  2. Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику. Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик. Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора. Планирование и логика эксперимента включают следующие процедуры:1) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп; 2) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков; 3) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации; 4) формулирование гипотез и определение задач; 5) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.
  3. Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации. Изучение документов позволяет выявить тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов. Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях, письмах и т. п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристик и конкретно-исторического развития изучаемого явления или процесса. Важной особенностью информации является агрегированный (удобный для анализа) характер, что означает соотнесенность с некоторой группой как целым. Отбор источников информации зависит от программы исследования, при этом могут применяться методы конкретного или случайного отбора. Различают следующие виды анализа документов: 1) внешний анализ документов, при котором изучаются обстоятельства возникновения документов их исторический и социальный контекст; 2) внутренний анализ, в ходе которого изучается содержание документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ. Изучение документов проводится качественным (традиционным) или формализованным качественно-количественным анализом (контент-анализом). Также этот метод является наиболее  экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов. Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими методами:1)Анализ документов позволяет оперативно получить факто­графические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих; 2) Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой ин­формации: а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдениями опросов;

б) часть этой информации устаревает; в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом; г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи, достаточно фактографической (относящуюся непосредственно к предметной области) информации.

  1. Опрос – метод сбора социологической информации, который предусматривает: 1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов; 2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию. В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным. Основными видами опроса в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами являются анкетирование и интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам (участникам массовых опросов), и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа. Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы. Несмотря на некоторую гибкость, интервью проводится в соответствии с определенной программой и планом исследования, в которых фиксируются все основные вопросы и варианты дополнительных вопросов. Можно выделить следующие типы интервью: 1) по содержанию (документальное, интервью мнений); 2) по технике проведения (свободное и стандартизированное); 3) по процедуре проведения (интенсивное, фокусированное). Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа. На первом этапе определяются теоретические предпосылки опроса:1) цели и задачи; 2) проблема; 3) объект и предмет; 4) операционное определение исходных теоретических понятий, нахождение эмпирических индикаторов. В ходе второго этапа обосновывается выборка, определяется: 1) генеральная совокупность (те слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса); 2) правила поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки. На третьем этапе обосновывается опросный лист (вопросник): 1) содержательная репрезентация проблемы исследования в формулировке вопросов, предназначенных респондентам; 2) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности как источника искомой информации; 3) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по организации и ведению опроса, установлению контакта с респондентом, регистрации ответов; 4) обеспечение предварительных условий для обработки результатов вручную (сейчас, как правило, редко при наличии небольшого количества данных) или при помощи компьютера; 5) обеспечение организационных требований к опросу. В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно связана с предметом анализа. В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – метод экспертных оценок.

Социологическое эмпирическое исследование, опирается главным образом на данные, получаемые на выборках. Поэтому методы социологических эмпирических исследований нуждаются в дополнении статистическим анализом этих выборочных данных, чтобы можно было формулировать обоснованные выводы о результатах проверки гипотез. Гипотеза здесь — это утверждение о фактических и концептуальных элементах и их отношениях, которое выходит за пределы известных фактов и накопленного опыта с целью достижения более совершенного понимания. Она является предположением или удачной догадкой, содержащей условие, которое еще фактически не демонстрировалось, но которое заслуживает исследования.

 Далее  рассмотрим методику стандартизированного массового опроса (анкетирование) более подробно.

 

 

4. Методика стандартизированного массового опроса (анкетирование)

Методология науки — это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории. И для такого метода эмпирического социального исследования как опрос, существует определенная методика.

Опросы относятся к числу  наиболее распространенных методов  сбора первичной информации в  социально-психологических исследованиях. Цель опроса состоит в получении  информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения) фактах со слов опрашиваемых (респондентов).

Массовый опрос – самый  дорогостоящий метод исследования общественного мнения и общества, но данный метод позволяет получить очень обширную информацию об общественном мнении, стратификации общества, взаимодействии различных факторов и т. д. Методологически  требует хорошей проработки анкеты, правильно построенной выборки  и квалифицированного анализа данных. Для анализа используют математический аппарат статистики и некоторых других дисциплин, достигший в последнее время достаточной гибкости: непараметрическая статистика, нечеткая логика, нейронные сети, статистика нечисловых объектов и т.п. Методика стандартизированного массового опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента, используется специально оформленный список вопросов — анкета, в котором, как правило, участвует большое количество респондентов (от сотни до тысяч). Анкетирование — опрос при помощи анкеты. Анкета в свою очередь - вопросник, составленный определенным образом в соответствии с целями исследования. Используемая в заочном опросе анкета предназначена для самостоятельного заполнения и распространения по почте, через массовую печать, с помощью специальных людей – анкетеров и по средствам глобальной сети.

Анкетирование в социологии используется с целью получения информации социологического и демографического характера. Здесь контакт интервьюера (лицо, ведущее опрос) с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования  можно с наименьшими затратами  получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование  проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей  по каким-то вопросам и охватить большое  число людей за короткий срок.

С ростом популярности Интернета  всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование, позволяющее использовать, подвергать анализу, данные полученные от большого числа респондентов, не подвергая их необходимости непосредственно контактировать с интервьюером, и участвовать в исследовании с минимальными трудозатратами.

Впрочем, метод не лишен  недостатков. Главный из них –  формализованная анкета задает жесткие  рамки исследованию. Можно выстроить  иерархию социальных проблем, выявить  факторы, на них влияющие, но среди  проблем будут те, которые перечислил в анкете аналитик. Для того чтобы  устранить этот недостаток, необходимы предварительные (пилотажные) исследования, использующие, по возможности, другие методы исследований. Еще метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации. Также результаты могут искажаться из-за качества руководства опросников, проработанностью и этическими  составляющими опросника, а также доступностью для понимания форматов предоставления данных (вопросов).

При обработке и анализу  данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Так, ранжирование — это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг — это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг 1 присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок.

Информация о работе Методология и методика эмпирического социологического исследования