Методы и технологии воздействия пропаганды на общественное мнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:12, реферат

Описание работы

Практически все выдающиеся исторические деятели активно опирались на пропагандистские механизмы для создания и упрочнения своих государств. Это А. Македонский, Ю.Цезарь, Петр I, Наполеон, Гитлер, Сталин и многие другие. Например, об А. Македонском распространялись рассказы, что он сын бога, что было подтверждено оракулом. А ведь не так просто биться против сына могущественного из богов. Ю. Цезарь активно использовал для возвышения своей фигуры разного рода празднования, связанные с военными победами. Даже лавровый венок на голове он носил охотно, поскольку тем самым пытался скрыть свою лысину.

Содержание работы

Введение.
Часть I. Методологические принципы анализа проблемы
Часть 1.1. Проблема определения понятия пропаганды
Часть 1.2. Манипулятивные возможности Mass Media
Глава II. Методы и технологии воздействия пропаганды на общественное мнение
Часть 2.1. Тонкости пропаганды, направленные непосредственно на одну из сторон избирательной кампании
Часть 2.2. Контрпропаганда как нейтрализация агрессии одной из сторон
Заключение.

Файлы: 1 файл

пропоганда.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

«Информирование». Состоит в игнорировании тех или иных тем пропаганды противника. Он основан на том предположении, что негативная тема, остающаяся «на слуху», приносит большой ущерб по сравнению с темой, появившейся на короткий промежуток времени. Несмотря на тривиальность, метод бывает достаточно эффективен, особенно в случае незначительности темы пропаганды соперника или недостатков его ресурсов.

«Отвлекающая  пропаганда». Метод состоит в отвлечении и переносе внимания целевой аудитории с тем пропаганды противника на другие темы. Эти темы могут быть связаны с избирательной компанией, соперником, а могут быть произвольной темой, представляющей интерес для общественного мнения. Обладает достаточно высокой эффективностью.

«Уменьшение значимости темы». Метод основан на переносе акцентов на элементы темы, обладающие «меньшей негативностью», кратком затрагивании и «не упоминании» темы и т. д. Используется совместно с методом «Отвлекающая пропаганда».

«Превентивная пропаганда». Метод состоит в превентивном использовании пропагандистской темы, которая может быть использована пропагандой противника (конкурента), с измененными и смягченными компонентами или элементами для уменьшения доверия к теме. В избирательных компаниях нередко используются с развитием темы о возможных провокациях, использованием «нечестных методов со стороны конкурентов», выдвижением аналогичных обвинений, которые предполагала использовать пропаганда другой стороны, и т. д. Это приводит к снижению общего уровня доверия к любой информации, в том числе негативной. Встречаются случаи выдвижения очевидно надуманных обвинений к кандидату с последующим широким опровержением этих обвинений. Например, в ходе избирательной компании в одном из регионов РФ якобы со стороны одного из кандидатов было выдвинуто обвинение в присвоении коммерческого кредита другим кандидатом, а затем обеспечено широкое опровержение, связанное с отсутствием данной формы кредита в банковской практике. Это позволило нейтрализовать контрпропаганду конкурентов, основанную на аналогичном факте присвоения кредитов, но обладавшем значительно большей достоверностью.

«Ограничительные  меры». Состоит в ограничении доступа аудитории к пропаганде, нарушении работы «пропагандистского аппарата» конкурента.  Необходимо отметить, что ограничительные меры никогда не бывают полностью эффективными. В избирательных компаниях использование ограничительных мер трансформируется в работу по сбору и уничтожению наглядной агитации конкурентов, нарушению циклов производства и распределения пропаганды конкурента. Например, в одной из избирательных компаний одна из сторон организовала внеочередное праздничное мероприятие на типографии, в которой печаталась наглядная агитация конкурентов, что привело к срыву ее плана распространения и в конечном итоге к существенному отставанию другой стороны.

«Использование  контрслухов». В силу специфических особенностей слухов в качестве противодействия им одним из наиболее эффективных методов является использование соответствующих контрслухов.

«Использование  эвфимизмов». Данный метод схож с использованием метода «Наклеивание ярлыков» наоборот. Состоит в замене эмоционально окрашенных обозначений тех или иных объектов или фактов на слова, имеющие меньшую эмоциональную окраску или менее понятные. Например, вместо журналистского заголовка «воровство государственных денег» используется выражение «случаи не целевого использования бюджетных средств».

Нередко эффективное  пропагандистское мероприятие вызывает проведение соответствующего контрпропагандистского , которое, в свою очередь, требует  контр-контрпропагандистского. Такого рода «обмен ударами» может продолжаться до самого окончания избирательной компании и нередко имеет кросс-характер: на контрпропаганду, направленную на идеи конкурента, возможно получить ответ, направленный непосредственно на одну из сторон, и наоборот.

Далее мы рассмотрим несколько  известных примеров применения «спецтехнологий» и контрпропаганды, в которых были задействованы описанные выше методы.

Одним из наиболее известных  и эффективных недавних примеров «контрпропаганды» стал фильм «Заговор», который демонстрировался по петербургскому телевидению во время выборов в Законодательное собрание г. Санкт-Петербурга и был направлен против кандидатов объединения «Яблоко». Этот фильм делал акцент на проамериканской позиции Г. Явлинского, связывал его с А. Чубайсом и говорил о «секретном договоре о разделе Россиии» и желании Г. Явлинского «распродать по дешевке наше национальное достояние».

Фильм «Заговор» построен на методе «Использование пугающих тем  и сообщений». В качестве угрозы выступает «раздел России», а  в качестве способа, как избежать этой угрозы, подразумевает голосование против кандидатов «Яблоко». Достаточно широко используются методы «Выборочный подбор информации» и «Псевдологические выводы».

Заключение.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы.

  1. Идеологические взгляды, формируемые в результате целенаправленных пропагандистских усилий государства или каких-либо оппозиционных структур, представляют довольно отчетливый срез идеологического сознания. Идеологические установки на этом уровне в отличии от массового повседневного сознания отличаются устойчивостью.
  2. Пропаганда и общественная психология тесно связаны между собой. Пропагандистское воздействие всегда направлено на конкретный объект-аудиторию, который имеет социально-психологические особенности. Без учета этих особенностей невозможно влиять на людей, на их разум и чувства.
  3. Можно выделить следующие аспекты использования пропаганды:

По критерию законности – незаконности: использование методов, направленных на разрушение положительного и создание отрицательного имиджа, является законным методом агитации во время предвыборных компаний.

По критерию эффективности: спецтехнологии могут быть эффективными и вносить существенный вклад в победу в избирательной компании.

По критерию этичности – не этичности: использование различных форм спецтехнологий  нередко может являться неэтичным, а сторона, приобретаемая такой имидж, нередко обрекает себя на поражение в избирательной компании.

Одновременно необходимо учитывать, что спецтехнология является одним универсальным приемом, не сводятся к нескольким волшебным методам, которые позволяют достичь запланированного результата. Спецтехнологии, воздействующие на общественное мнение, требуют правильного владения ими, привлечения квалифицированных специалистов. Более того, неправильное их использование может повлечь результаты, обратные запланированным.

Таким образом изучение пропаганды осуществляется в различных  аспектах.

  1. Исследование больших и малых социальных групп, коллективов и групп межличностного общения, которые являются объектом пропагандистского воздействия. Чем лучше мы будем знать психологию этих групп и коллективов, тем успешнее будет воздействие на них.
  2. Изучение психологических законов восприятия пропаганды, раскрытие механизма формирования интересов к политическим и научным знаниям и активизация на этой основе всего процесса пропаганды.
  3. Поиски наиболее оптимальных методов воздействия на психику человека, способствующих превращению получаемых знаний, пропагандируемых идей и ценностей в личную убежденность человека.

1 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1994. С. 184.

2 Стр. 32

3 Клемпетер В. Язык третьего рейха. – М., 1998. – с. 298

4 стр. 305

5 Советник – 1997. - №11. – с. 9

6 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 16, стр. 195

7 Поченцов Г. Психологические войны. – М. 2000, стр. 186

8 -//- стр. 187




Информация о работе Методы и технологии воздействия пропаганды на общественное мнение