МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И
ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
Специальность: 030301.65
Курс: 2
Отделение: очное
Самостоятельная работа
Афанасьева Ольга Георгиевна
Проверил:
Старший преподаватель кафедры
ОП и ИП
Белашина Татьяна Валентиновна
НОВОСИБИРСК, 2014
Методы изучения
общественного мнения
Введение
Значение общественного мнения
в жизни любого общества является чрезвычайно
важным. Общественное мнение - это некий
общественный позитив, регулирующий отношения
между людьми, формулирующий общественные
представления о должном и недолжном. Общественное мнение как элемент
культуры налагает на общество определённые
ограничения, нормирует общественную
жизнь. Ещё Платон подчёркивал важность
общественного мнения как единственного
общественного регулятора морального
поведения человека, а в качестве критерия
указывал стыд общественного порицания
за аморальный поступок. Действительно,
если правовые отношения в обществе регулирует
закон, то моральные отношения могут регулировать
только неписаные законы общественного
мнения. Поэтому в обществах, где общественное
мнение не регулирует мораль, бесстыдство
и чувство безнаказанности достигают
огромных размеров.
Важнейшим инструментом формирования
общественного мнения, считаются средства
массовой информации (СМИ) - печать, радио
и телевидение.
Общественное мнение может формироваться
как стихийно, так и целенаправленно. Однако
в поле зрения общественного мнения как
правило попадают лишь те проблемы и факты,
которые вызывают общественный интерес,
затрагивают интересы и потребности сейчас
живущих людей.
По моему мнению, эта тема актуальна и
значима в наше время.
§1.Определение
общественного мнения и его функции.
Общественное мнение –
1)специфическое проявление общественного
сознания, выражающееся в оценках (как
в устной, так и в письменной форме) и характеризующее
явное (или скрытое) отношение больших
социальных групп (в первую очередь большинства
народа) к актуальным проблемам действительности,
представляющим общественный интерес. 2)Это
совокупность многих индивидуальных мнений
по конкретному вопросу, затрагивающему
группу людей. Общественное мнение - это
консенсус.
Сформированное отношение человека к
чему-либо проявляется в форме мнения.
Отношение можно рассматривать как оценку
человеком какой-либо конкретной проблемы
или вопроса. Отношение определяется рядом
факторов:
1) Личные - физические и эмоциональные
компоненты индивидуума, включая возраст,
общественный статус, физическое состояние
2) Культурные - жизненный стиль конкретной
страны (Россия, США или Япония) или географического
района (городского или периферийного).
Политические кандидаты национального
масштаба обычно апеллируют к культурным
характеристикам конкретных регионов
страны.
3) Образовательные - уровень и качество
образования человека. Апеллирование,
обращение к современной образованной
аудитории требует все более сложных коммуникаций.
4) Семейные - учитывающие происхождение
людей. Дети часто приобретают мировоззренческие
особенности родителей еще в раннем возрасте
и сохраняют их в дальнейшем.
5) Социальный класс - позиция в обществе.
Изменение социального статуса людей
влечет изменение их отношений. Так, студенты
учебных заведений могут изменить свое
отношение к общественным явлениям после
вхождения на рынок труда и начала профессиональной
деятельности.
6) Этническая принадлежность как стиль
жизни
Работа организаций, как крупных, так
и небольших в области общественного мнения
должна учитывать следующие его особенности:
1) Общественное мнение меняется,
недостаточно его однократно сформировать,
с ним надо работать постоянно.
2) Потенциальная направленность поведения
общественности определяется реальностями
действительности.
3) Общественное мнение обычно меняется
в большей степени событиями, чем словами.
4) Мнение общественности определяется
её интересами.
§2. Методы
изучения общественного мнения
Существует три основных класса методов:
1) Прямое наблюдение.
2) Анализ документов.
3) Опросы, которые делятся на
два подкласса: а) интервью; б) анкетный
опрос.
2.1 Прямое наблюдение
Под наблюдением подразумевается
прямая регистрация событий очевидцем.
Наблюдение бывает простым
и научным. Простое - это
то, которое не подчинено плану и ведется
без определенно разработанной системы. Научное наблюдение
отличается тем, что: а) Оно подчинено ясной
исследовательской цели и четко сформулированным
задачам; б) Научное наблюдение планируется
по заранее обдуманной процедуре; в) Все
данные наблюдения фиксируются в протоколах
или дневниках по определенной системе;
г) Информация, полученная путем научного
наблюдения, должна поддаваться контролю
на обоснованность и устойчивость.
Наблюдение
классифицируется:
1) По степени формализованности
выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное,
бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное,
структурное). В неконтролируемом наблюдении
пользуются лишь принципиальным планом,
а при контролируемом - регистрируют события
по детально разработанной процедуре.
2) В зависимости от
положения наблюдателя различают
соучаствующее (или включенное) и
простое (невключенное) наблюдения. Во
время включенного наблюдения исследователь
имитирует вхождение в социальную среду,
адаптируется в ней и анализирует события
как бы “изнутри". В невключенном (простом)
наблюдении исследователь наблюдает “со
стороны", не вмешиваясь в события.
3) По условиям организации
наблюдения делятся на полевые
(наблюдения в естественных условиях)
и на лабораторные (в экспериментальной
ситуации).
Процедура любого наблюдения
складывается из ответа на вопросы: “Что
наблюдать? ”, “Как наблюдать? ” и “Как
вести записи? ”.
Пути повышения
надежности данных при наблюдении.
Надежность (обоснованность
и устойчивость данных повышается, если
выполнять следующие правила:
а) Максимально дробно классифицировать
элементы событий, подлежащих наблюдению,
пользуясь четкими индикаторами. Их надежность
проверяется в пробных наблюдениях, где
несколько наблюдателей регистрируют
по единой инструкции одни и те же события,
происходящие на объекте, аналогичном
тому, который будет изучаться.
б) Если основное наблюдение
осуществляется несколькими лицами, они
сопоставляют свои впечатления и согласовывают
оценки, интерпретацию событий, используя
единую технику ведения записей, тем самым
повышается устойчивость данных наблюдения.
в) Один и тот же объект следует
наблюдать в разных ситуациях (нормальных,
и стрессовых, стандартных и необычных),
что позволяет увидеть его с разных сторон.
г) Необходимо четко различать
и регистрировать содержание, формы проявления
наблюдаемых событий и их количественные
характеристики (интенсивность, регулярность,
периодичность, частоту).
д) Важно следить за тем, чтобы
описание событий не смешивалось с их
интерпретацией. Поэтому в протоколе следует
иметь специальные графы для записи фактуальных
данных и для их истолкования.
е) При включенном или невключенном
наблюдении, выполняемом одним исследователем,
особенно важно следить за обоснованность
интерпретации данных, стремясь к тому,
чтобы перепроверить свои впечатления
с помощью различных возможных интерпретаций.
Например, бурная реакция собрания на
выступление может быть следствием одобрения,
недовольства по поводу высказанного
оратором, реакцией на его шутку или реплику
из зала, на допущенную им ошибку или оговорку,
на постороннее действие во время выступления...
Во всех этих случаях делаются особые
заметки, поясняющие протокольную запись.
ж) Полезно прибегнуть к независимому
критерию для проверки обоснованности
наблюдения. Данные наблюдений “со стороны"
можно проконтролировать с помощью интервью
с участниками событий; материалы включенного
наблюдения желательно проверить невключенными
по той же программе или по имеющимся документам.
2.2 Документальные
источники
Документальной называют любую
информацию, фиксированную в печатном
или рукописном тексте, на магнитной ленте,
на фото - или кинопленке. В этом смысле
понятие документации отличается от общеупотребительного:
обычно мы называем документами официальные
материалы.
По способу фиксирования информации
различаются: рукописные и печатные документы;
записи на магнитной ленте. С точки зрения
целевого назначения выделяются материалы,
которые были избраны самим исследователем.
Пример: Американский социолог
У. Томас и польский Ф. Знанецкий исследовали
по документам жизнь польских эмигрантов
в Европе и Америке. Они попросили одного
польского крестьянина написать автобиографию
и получили от него 300 страниц рукописного
текста.
Эти документы называют целевыми.
Другие - называют наличными. Обычно они
и составляют документальную информацию
в социологических исследованиях.
По степени
персонификации документы подразделяются
на личные и безличные.
Личные - документы индивидуального
учета (библиотечные формуляры, анкеты
и бланки, заверенные подписью), характеристики,
выданные данному лицу, письма, дневники,
заявления, мемуарные записи.
Безличные - статистические или событийные
архивы, данные прессы, протоколы собраний.
В зависимости
от статуса документы делятся на официальные
и неофициальные.
Официальные - протоколы, правительственные
материалы, постановления, заявления,
коммюнике, стенограммы официальных заседаний,
данные государственной и ведомственной
статистики, архивы и т.д., отчетность.
Неофициальные - личные документы, а также
составленные частными гражданами безличные
документы (например, статистические обобщения,
выполненные другим исследователем на
основе собственных наблюдений).
2.4 Опросы
Опросы - незаменимый прием
получения информации о субъективном
мире людей, их склонностях, мотивах деятельности,
мнениях.
Опрос - почти универсальный
метод, при соблюдении надлежащих предосторожностей
позволяет получить не менее надежную
информацию, чем при исследовании документов
или наблюдении. Причем эта информация
может быть о чем угодно. Даже о том что
нельзя увидеть или прочитать.
Впервые официальные опросы
появились в Англии в конце XVIII века, а
в начале XIX века в США. Во Франции и Германии
первые опросы были проведены в 1848 году,
Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно
распространятся.
Искусство использования этого
метода состоит в том, чтобы знать, о чем
спрашивать, как спрашивать, какие задавать
вопросы и, наконец, как убедиться в том,
что можно верить, полученным ответам.
Для исследователя надо в первую
очередь уяснить, что в опросе участвует
не “средний респондент", а живой, реальный
человек одаренный сознанием и самосознанием,
который воздействует на социолога так
же как и социолог на него.