Методы экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить и проанализировать основные методы и приёмы экономического анализа.

Цель исследования диктует следующие задачи:

 рассмотреть понятие и обозначить предмет экономического анализа;

 обозначить цели и задачи экономического анализа;

 изучить связь экономического анализа с другими науками;

 рассмотреть понятие «метода» экономического анализа в экономической науке;

 проанализировать классификацию методов и приемов, используемых в экономическом анализе хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение
3

Глава 1. Предмет и задачи экономического анализа. Экономический анализ в системе наук
7
1.1 Предмет экономического анализа
7

1.2 Задачи экономического анализа
10
1.3 Субъекты и объекты экономического анализа
13
1.4 Взаимосвязь экономического анализа с другими науками
16

Глава 2. Методы экономического анализа
19

2.1 Понятие метода экономического анализа в экономической науке
19

2.2 Классификация методов и приемов, используемых в экономическом анализе хозяйственной деятельности предприятия
22

2.3 Практическое применение методов экономического анализа в хозяйственной деятельности предприятия
32

Заключение
38

Список использованной литературы
41

Файлы: 1 файл

Курсовой проект методы экономического анализа.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

2.3  Практическое применение методов  экономического анализа в хозяйственной деятельности предприятия

 

Использование приемов анализа для конкретных целей изучения состояния анализируемого хозяйствующего субъекта составляет в совокупности методику анализа.

Горизонтальный метод анализа. Данный метод используется для оценки изменения показателей в динамике. Для определения абсолютного изменения показателя рассчитывается величина, равная:

ΔЗ1 – З0

где

З1 – значение показателя в отчетный период;

З0 – значение показателя в базисный период.

Для оценки темпа роста показателя рассчитывается величина:

Тр(З) = З1 – З0

Значение показателя говорит о том, во сколько раз изменилось значение показателя в отчетный период по сравнению с базисным периодом.

Для оценки относительного изменения рассчитывается темп прироста по формуле:

Тр(З) = (З1 : З0 – 1) х 100 % = ΔЗ: З0 х 100%

Темп прироста Тпр(З) показывает, на сколько процентов изменилось значение показателя в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Задание 1. Проанализируем динамику изменения дохода и прибыли от основной деятельности за два периода, если: выручка от продаж составила соответственно 9800 и 12 080 тыс. руб., материальные расходы – 5000 и 6500 тыс. руб., фонд оплаты труда с отчислениями – 2200 и 2400 тыс. руб., прочие расходы, связанные с управлением производством и сбытом продукции, – 1600 и 2100 тыс. руб.

Решение.

1. Определим изменение дохода от основной деятельности:

абсолютное:

ΔВ = В1 – В2 = 12080 – 9800 = 2280 (тыс. руб.);

относительное:

Тпр(В) = ΔВ : В0 х 100 % = 2280 : 9800 х 100 % = 23,27%

2. Определим изменение затрат предприятия за анализируемые периоды:

S = М + ОРТ + РУ,

где

М – материальные затраты;

ОРТ – затраты на оплату труда с начислениями;

PУ – расходы по управлению производством и сбытом продукции.

S0 = 5000 + 2200 + 1600 = 8800 (тыс. руб.);

S1 = 6500 + 2400 + 2100 = 11000 (тыс. руб.).

Изменение себестоимости:

абсолютное:

ΔS = S1 – S0 = 1100–8800 = 2200 (тыс. руб.);

относительное:

Тпр(S) = ΔS : S0 х 100 % = 2200 : 8800 х 100 % = 25,00%

Затраты в отчетный период увеличились на 25 %, или на 2200 тыс. руб.

3. Определим изменение прибыли:

ПР = В – S,

где

В – выручка от реализации;

S – затраты на управление производством и сбытом продукции.

Значения прибыли:

ПР0 = В0 – S0 = 9800–8800 = 1000 (тыс. руб.);

ПР1 = В1 – S1 = 12080 – 11000 = 1080 (тыс. руб.).

Изменение прибыли:

абсолютное:

ΔПР = ПР1 – ПР0 = 1080–1000 = 80 (тыс. руб.);

относительное:

Тпр (ПР) = ΔПР : ПР0 х 100 % = 80 : 1000 х 100 % = 8 %.

Вывод: в отчетный период абсолютные значения выручки и прибыли от продаж соответственно увеличились на 23,27 и 8 %. Темп прироста прибыли от основной деятельности значительно ниже, чем темп прироста выручки от продаж, что связано с увеличением затрат на 25 %, это отрицательный фактор.

Задание 2. Используя данные примера 1, проанализируем динамику изменения долей материальных затрат и затрат по управлению производством в общих затратах предприятия.

Решение.

Затраты предприятия за анализируемые периоды:

S0 = 8800 тыс. руб. М0 = 5000 тыс. руб. PY0 = 1600 тыс. руб.;

S1 = 11 000 тыс. руб. М1 = 6500 тыс. руб. PY1 = 2100 тыс. руб.

1. Изменение доли материальных затрат в общих затратах:

Дm = М: S;

Дm0 = 5000 : 8800 = 0,5682, или 56,82 %;

Дm1= 6500 : 11 000 = 0,5909, или 59,09 %.

Изменение доли:

абсолютное:

ΔДm = 0,5909 – 0,5682 = 0,0227;

относительное:

Тпр (Дm) = 0,0227 : 0,5682 х 100 % = 4,00 %.

В отчетный период доля материальных затрат в общих затратах увеличилась на 4 %, на каждый рубль затрат приходилось больше материальных затрат в среднем на 2,27 коп., что является отрицательным фактором.

2. Изменение доли затрат по управлению производством и сбытом в общих затратах:

Дру = РУ : S;

Дру0 = 1600 : 8800 = 0,1818, или 18,18 %;

Дру1= 2100 : 11 000 = 0,1909, или 19,09 %.

Изменение доли:

абсолютное:

ΔДру = Дру1 – Дру0 = 0,1909 – 0,1818 = 0,0091;

относительное:

Тпр(Дру) = ΔДру : Дру0 х 100 % = 0,0091 : 0,1818 х 100 % = 5,01 %.

Вывод: в отчетный период доля затрат по управлению производством и сбытом в общих затратах увеличилась на 5,01 %, на каждый рубль затрат приходилось больше таких затрат в среднем на 0,91 коп., что является отрицательным фактором.

Анализ коэффициентов (относительных показателей). Показатели балансовой статистической отчетности являются, как правило, количественными. Они характеризуют объем, размер используемых производственных ресурсов. Так, например, себестоимость реализованной продукции (С), средняя списочная численность рабочих предприятия (Т), общий фонд заработной платы рабочих и отчисления (ОРТ), объем произведенной и реализованной продукции (В) и т. п.

В условиях рыночной экономики для оценки качества использования производственных ресурсов используют относительные показатели. Они формируются из количественных показателей по определенным правилам и зависимостями между ними. Например, для оценки производительности труда (Кр) рассматривается соотношение между выручкой от продаж (В) и фактической численностью рабочих в определенный момент времени (Ч):

Кр = В : Ч.

Значение Кр показывает, сколько рублей выручки от реализации приходится на одного рабочего.

Для оценки эффективности использования фонда заработной платы используется показатель «зарплатоотдача» (КЗ), который представляет собой соотношение между выручкой от продаж (В) продукции и фондом оплаты труда (ОРТ):

КЗ = В : ОРТ.

Значение КЗ показывает, сколько выручки приходится на один рубль оплаты труда.

Чем больше значения факторов Кр и КЗ, тем эффективнее используются трудовые ресурсы организации.

Пример 3. Используя данные примера 1, определить эффективность использования фонда оплаты труда на предприятии.

Исходные данные:

В0 = 9800 тыс. руб. ОРТ0 = 2200 тыс. руб.;

В1 = 12 080 тыс. руб. ОРТ1 = 2400 тыс. руб.

Решение.

1. Определим эффективность использования фонда оплаты труда:

КPЗ0 = В0 : ОРТ0 = 9800 : 2200 = 4,4545.

В базисный период на каждый рубль оплаты труда приходилось в среднем 4,45 руб. выручки от продаж:

КЗ1 = В1 : ОРТ1 = 12 080 : 2400 = 5,0333.

В отчетный период на каждый рубль оплаты труда приходилось в среднем 5,03 руб. выручки от продаж.

2. Определим изменение уровня использования фонда оплаты труда:

абсолютное:

ΔКЗ = КЗ1 – КЗ0 = 5,0333 – 4,4545 = 0,5788;

относительное:

Тпр (КЗ) = ΔКЗ : КЗ0 х 100 % = 0,5788 : 4,4545 х 100 % = 12,99 %.

Вывод: в отчетный период фонд оплаты труда использовался эффективнее на 12,99 %, на каждый рубль фонда приходилось больше выручки от продаж в среднем на 58 коп.

Заключение

 

Для оптимизации управления необходимо иметь четкое представление о тенденциях и характере изменений в эконо­мике хозяйствующего субъекта. Получение данной информа­ции возможно только на основе экономического анализа. В процессе анализа «сырая» первичная информация проверяет­ся. Определяются соответствия установленным формам, пра­вильность арифметических подсчетов, сводимость и сопоста­вимость показателей. Затем информация обрабатывается; идет общее ознакомление с документами, их содержанием; опре­деляются и сравниваются отклонения; определяется влияние факторов на анализируемый объект, выявляются резервы и пути их использования. Обнаруживают недостатки, ошибки. Результаты анализа систематизируются, обобщаются. На ос­нове результатов анализа принимаются управленческие ре­шения. Отсюда следует, что экономический анализ обосно­вывает управленческие решения, обеспечивает объективность и эффективность управления производством.

              В нашем исследовании, в соответствии с поставленными целями и задачами, мы:   рассмотрели понятие и обозначили предмет экономического анализа, изучили цели и задачи экономического анализа, его взаимосвязь с другими науками, рассмотрели понятие  «метода» экономического анализа в экономической науке, проанализировали классификацию методов и приемов, используемых в экономическом анализе хозяйственной деятельности предприятия.

В ходе исследования мы пришли к следующим  выводам.   Экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции управления экономикой. Ос­новными функциями экономической деятельности (функции экономического управления) являются:

  – информационное обеспечение управления (сбор, обра­ботка, систематизация и группировка информации об экономических процессах и явлениях);

 – анализ (анализ хода экономической деятельности и ее результатов, оценка возможностей экономической дея­тельности);

– планирование (оперативное, текущее, перспективное);

          – организация управления (организация эффективного функционирования всех элементов экономической сис­темы хозяйствующего субъекта в целях рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов).

Принятие решений требует разработки нескольких вари­антов решения хозяйственных ситуаций, их обоснования пу­тем проведения экономического анализа, выбора наилучше­го варианта управленческого решения.

Успешность проведения экономического анализа, т. е. достижение его общей цели (выявление максимального количества резервов роста) определяется различными факторами, среди которых с определенной долей условности можно выделить:

во-первых, знание сущности экономических категорий, которые являются предметом исследования, а также экономических законов и принципов, действующих в условиях рыночной экономики;

во-вторых, знание системы экономических показателей, отражающих хозяйственные явления и процессы, протекающие на предприятии в рамках хозяйственно-финансовой деятельности, понимание их взаимосвязи и экономической сущности;

в-третьих, знание и правильная ориентация в системе информационной базы экономического анализа;

в-четвертых, знание и корректное использование специфических приемов и методов экономического анализа.

В процессе достижения указанной выше цели экономического анализа решается ряд его задач, среди которых можно выделить общую их совокупность, в которую входят:

      выявление и количественная оценка тенденций развития организации на основе системы экономических, технико-организационных и социальных показателей;

      выявление и количественное определение уровня эффективности использования ресурсов, принадлежащих организации;

      классификация и количественное измерение влияния факторов, обусловивших изменение результатов деятельности организации;

      выявление и систематизация «узких мест» в деятельности организации и разработка конкретных рекомендаций по устранению причин, обусловивших их образование;

      подготовка базовых данных для планирования и прогнозирования, а также выбора оптимальных управленческих решений, их экономическое обоснование.

Таким образом, в условиях рынка проблема минимиза­ции затрат живого и овеществленного труда является исход­ным моментом в ценообразовании. Цена выступает одним из определяющих конкурентных преимуществ и залогом выжи­ваемости в условиях рынка. В этих условиях повышается роль экономического анализа как важного средства управления эко­номикой хозяйствующего субъекта, выявления резервов по­вышения эффективности производства. Роль анализа в управлении производством возрастает вследствие того, что меняется механизм хозяйствования, меняются принципы и методы управления. Ограниченность ресурсов и необходимость выбора заставляют руководителей постоянно проводить исследования в области рынков сбыта, источников сырья, изучения спроса, ценообразования, что должно обеспечить повышение эффективности производства.

Список использованной литературы:

 

Монографии и сборники статей:

 

 

1.      Анализ финансовой отчетности: Учебник/ под ред. М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой и др. – М.:Вузовский учебник, 2008. – 365 с.

2.      Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: учебное пособие. - М.: Издательство «ДИС», НГАЭиУ, 2007. –314 с.

3.      Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.- М.: «Финансы и статистика», 2004. – 234 с.

4.      Безруких П.С. Бухгалтерский учет.–М.: Бухгалтерский учет, 2007. - 532 с.

5.      Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2. – К.: Ника-Центр, 2007. – 512 с.

6.      Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2007. - 325с.

7.      Бухгалтерская (финансовая) отчётность: Учебник под ред. проф. В.Д. Новодворского М.: Омега - Л, 2009. – 608 с.

8.      Губина О.В., Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Практикум: Учебное пособие: М.:Инфра – М, 2010. – 192 с.

9.      Донцова Л. В. Анализ финансовой отчетности: учебник/ Л.В. Донцова, Н.А.Никифорова.-6-е изд. перераб. и доп.-М.: ИКЦ «Дело и Сервис», 2008. - 368с.

10. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Проспект, 2008. – 421 с.

11. Ковалёв В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – 2-е изд., перераб., доп. – М.:ТК «Велби», Проспект, 2008.

12. Макарьян С.Э., Герасименко Г.П., Макарьян Э.А. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009. – 264 с.

13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 536 с.

14. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 367 с.

15. Шеремет А.Д., Сайфеулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 276 с.

 

Периодические издания:

 

Информация о работе Методы экономического анализа