Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:20, контрольная работа
Формирование различных предметных областей социологии связано с попыткой отличить социальные отношения от экономических, политических и других внутри самого общества. Это способствовало образованию делению социологии на социологию труда, социологию образования, политики, семьи, социальных институтов и процессов и др.
1. Введение. 3
2. Методы опроса 4
2.1. Анкетирование. 4
2.2. Интервьюирование. 7
3. Заключение 11
4. Список литературы. 13
Разведывательное интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.
Каждый
из пяти охарактеризованных
а) однократно или панельно (многократно через определенный временной интервал);
б) в межличностной (интервьюер-респондент), личностно-групповой (группа интервьюеров - респондент или, наоборот, интервьюер - группа респондентов) и группо-групповой форме (когда группа интервьюеров беседует с группой респондентов).
Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно не привлекать квалифицированных социологов (порой это даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных). Но без них невозможно получить достоверную информацию во всех иных разновидностях интервьюирования.
Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием и интервьюированием существуют почтовые,
телефонные, прессовые, факсовые, экспертные и др. опросы. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику.
Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не
станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской
программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.
Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.
Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной.
Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:
1. Респондент
знает, кто и зачем его
2. Респондент заинтересован в опросе.
3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что
думает на самом деле).
4. Респондент
однозначно понимает
5. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.
6. Все
вопросы ставятся таким
7. Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.
8. Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.
9. Ни
один из вопросов не имеет оско
10. Интревьюер
ведет себя нейтрально, не демонстрирует
свое отношение ни к
заданному вопросу, ни к
11. Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.
12. Количество
вопросов сообразуется со здравым
смыслом, не ведет к
излишней интеллектуальной и
психологической перегрузке
13. Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.
Курбатов В.И. Социология. – Москва, 2000 | |
Мир словарей. Социологический словарь http://mirslovarei.com/soc_A/ | |
Социология - RIN.RU http://www.socio.rin.ru/ | |
Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. Москва, 1994 | |
Харчева В. Г. Основы социологии (Учебник для XXI века) Москва, 2000 |