Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 18:01, контрольная работа
Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных
исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке. Методология науки — это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более
общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности
наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории.
Введение …………………………………………………………….. 2
Опросные методы ………………… ..……………………………… 3
1. Анкетирование………………………...... ..................................... 5
2. Интервьюирование ………………………………………………. 8
3. Прессовый опрос …………………………………………………11
4. Почтовый опрос ………………………………… ...…………….12
5. Телефонный опрос ……………………………………………….13
6. Факсовый (телетайпный, телеграфный)………………………...14
7. Телевизионный экспресс-опрос Заключение ………………..…14
Заключение …………………………………...……………………..16
Список используемой литературы ………………………………...17
2. Интервьюирование
Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором
исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:
. а) вопросов без ответов при нем практически не бывает;
. б) неопределенные
или противоречивые ответы
. в) имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;
. г) получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.
Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов.
Для начинающих социологов он представляет немало трудностей, т.к. требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.
Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенность и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.
Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.
Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.
Только опытные социологи (да и то не всегда) применяют свободное и
разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента.
Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка,
количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации.
Разведывательное интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.
Каждый из пяти
охарактеризованных типов
. а) однократно или панельно (многократно через определенный временной интервал);
. б) в межличностной (интервьюер-респондент), личностно-групповой
(группа интервьюеров - респондент или, наоборот, интервьюер - группа
респондентов) и группо-групповой форме (когда группа интервьюеров
беседует с группой респондентов).
Диапазон требований
к интервьюерам, работающим в
столь разных ситуациях, естественно,
весьма широк как в социологическом, так
и в психологическом,
интервьюирования.
3. Прессовый опрос
Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся
посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.
Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие
показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.
Обязательные требования к методу:
1. предварительная апробация (пилотаж) среди всех качественно различных групп читателей данной прессы;
2. предельная простота
формулировок вопросов и
3. использование разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой структуры анкеты);
4. повторная перепечатка анкеты в той же газете через неделю-полторы
после первой публикации;
5. оглашение результатов опроса на страницах этого же издания.
Поскольку каждая газета имеет своих постоянных читателей, отличающихся от прочих людей рядом социальных характеристик (уровнем материального достатка, местом жительства, идеологическими, политическими и другими пристрастиями), постольку порезультатам прессового опроса, проведенного одной газетой, нельзя судить о состоянии общественного мнения, присущего всему населению. Отсюда проистекает желательность и потребность одновременности проведения прессовых опросов по одной и той же анкете в газетах различных направлений. Нарушение этого принципа (к сожалению, оно в современных российских условиях встречается не в порядке досадного исключения, а как правило) ведет не к познанию истинного общественного мнения, а к разного рода идейно-политическим спекуляциям.
4. Почтовый опрос
Почтовый опрос - форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект.
Достоинства метода - возможность:
. а) получить ответы
на вопросы деликатного и
. б) охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно
добраться,
. в) иметь дополнительную информацию, корректирующую данные,
произведенные любым иным методом,
. г) экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два
раза дешевле обычного интервьюирования).
Недостатки:
. а) низкий возраст анкет,
. б) перекосы репрезентативности,
. в) неизбежность выбраковки,
. г) нарушение правила анонимности опроса,
. д) усиливающее искажение ответов.
Обязательные требования данного метода:
1. тщательный, многоаспектный
и многоразовый пилотаж
2. обстоятельная инструкция к ее заполнению;
3. шифровка конвертов;
4. вложение в почтовые отправления чистого конверта для возврата анкеты;
5. напоминание респондентам о необходимости возврата заполнения анкеты (телефоном, почтой и иными средствами).
5. Телефонный опрос
Телефонный опрос - специфический синтез анкетирования и
интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний. Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловленно отсутствием
телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами.
Обязательные требования к методу:
1. предварительное изучение карты города, мест контактного проживания представителей разных социальных групп, расположения АТС;
2. разработка специального инструмента, включающего картограмму опроса, опросных бланков и кодировочных листов, дневника и протокола опроса, обстоятельной инструкции интервьюерам;
3. наличие телефонных справочников;
4. соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе номера телефонов одной АТС;
5. особая подготовка, в том числе, специальный тренинг телефонных
интервьюеров;
6. повышенная требовательность к их честности;
7. обязательность контроля за их деятельностью;
8. перепроверка полученных данных путем выборочных контрольных опросов опрошенных абонентов.
6. Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос
Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос - редко используемая в
собственно научных целях форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим центром. Встречается в двух разновидностях, отличающихся реальным составом респондентов. В первой - респондентами выступают руководители означенных предприятий и учреждений, во второй - круг респондентов расширен за счет опроса руководителями (или социологами) тех лиц, которые определены организаторами опроса.
Главное достоинство метода - сверхоперативность и экспертная
значимость получаемой информации. Недостатки: предельно сжатый вопросник (не более пяти позиций), закрытость вопросов и ограниченность вариантов ответов (не более семи).
7. Телевизионный экспресс – опрос
Телевизионный экспресс - опрос - метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Техника этого метода предполагает:
1. формулирование телеведущим одного наиболее актуального вопроса;
2. мотивирование телезрителей на высказывание своего ответа на
поставленный вопрос в форме либо "да", либо "нет";
3. просьбу к телезрителям
немедленно позвонить по
течение, 20-30 минут);
4. оперативный подсчет кода опроса с демонстрацией этого подсчета на
электронном табло;
5. комментирование полученных результатов.
Этот привлекательный для многих прием тележурналистики способен дать только поверхностное представление об общественном мнении вообще, по поставленному вопросу, в частности. Он не может выявить умонастроения всего народа, т.к. данную телепередачу видели не все, а возможность позвонить в телестудию имели только немногие. Тем не менее, этот метод может использоваться в социологических исследованиях, естественно, без претензий на роль главного и объективного.
Референдумы, плебисциты и иные общенародные голосования - политические мероприятия, которые связаны с опросом населения, а поэтому должны быть использованы для социологического анализа общественного мнения и степени социальной напряженности. К сожалению, при разработке вопросов, выносимых
на народное голосование, научные нормативы нарушаются в угоду политическим интересам и амбициям их представителей. Это резко снижает социологическую ценность их результатов, но не исключает целесообразности их учета в исследовательской работе, например, при конструировании гипотез.
Экспертные опросы - специфический вид опросов, не имеющих массового характера, но играющих важную роль в эмпирической социологии и все чаще используемый ею.