Методы прогнозирования социальной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:44, реферат

Описание работы

Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает.

Файлы: 1 файл

прогноз.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Прогнозирование развития здравниц предполагает установление их пропускной способности отдельно по санаториям и домам отдыха. Пропускная способность рассчитывается путем умножения количества отдыхающих в одну смену на количество таких смен за год.

К числу наиболее важных в области  здравоохранения относится проблема придания особой значимости профилактической работе. В связи с этим в планах-прогнозах необходимо предусматривать отдельные мероприятия и комплексные программы по формированию и достижению устойчивой работы соответствующих подразделений.

В обозримом будущем, как и сегодня, медицина будет находиться под воздействием как рыночных, так и государственных регуляторов. На первое место выдвигается задача создания принципиально новой модели здравоохранения - бюджетно-страховой, главная особенность которой - рациональное сочетание государственного и местного финансирования (взносы за счет государственного бюджета, предприятий и населения).

Принятые в зарубежных странах  системы здравоохранения сочетают различные варианты ее организации  и финансирования (за счет налогов, взносов в систему социального и частного страхования, частной практики).

Возможные варианты реформирования системы  здравоохранения обычно определяются на основании прогнозов, программ социально-экономического развития страны, отдельных регионов и других нормативных документов, которые дополняются и изменяются с учетом конкретно складывающихся условий их выполнения.

Прогнозирование и планирование жилищно-коммунального  хозяйства.

Ведущее место в нем занимает жилищное хозяйство. Его прогнозирование и планирование ведется по двум направлениям: строительство жилых зданий и обеспечение эксплуатации имеющегося жилого фонда.

Основная сложность при определении  объема строительства жилья состоит  в установлении размера финансовых ресурсов на указанные цели и их источников.

В бывшем СССР основная доля жилого фонда  возводилась за счет ассигнований из бюджета. С начала 90-х гг. в странах  СНГ в связи с осуществлением перехода от принципа распределения  к принципу зарабатывания сокращается  удельный вес бюджетных средств на строительство жилья. Наиболее интенсивное развитие получают те формы жилищного строительства, где финансирование осуществляется за счет личных средств населения с использованием государственного кредита. Это различные формы индивидуального и кооперативного жилищного строительства.

Кроме того, жилье должно быть объектом собственности с правом владения, распоряжения, наследования. Создание и функционирование рынка жилья  способствует более широкому привлечению  средств для организации жилищного  строительства и его надлежащего содержания.

Развитие жилищного хозяйства  прогнозируется исходя из перспективной  численности населения и норм его обеспечения жилой площадью в рассматриваемом периоде в  расчете на одного жителя.

Дополнительная потребность в  жилой площади определяется разностью между общей потребностью и наличным жилым фондом с учетом выбытия. Она служит основанием для прогнозирования ввода жилья и капитальных вложений в жилищное строительство с учетом средней стоимости 1 м2 жилой площади, дифференцированной по зонам, районам и городам. Существует два вида душевой нормы жилой площади: социальная и санитарная. Социальная норма определяется с учетом рациональных потребностей в жилье, обусловленных ростом культурного уровня жизни народа. Санитарная норма обеспечивает нормальные гигиенические условия жизни. Обе нормы устанавливаются государством и используются в процессе прогнозных расчетов потребности в жилье. Весь жилой фонд исчисляется в квадратных метрах и квартирах.

Расходы на эксплуатацию имеющегося фонда жилья рассчитываются с использованием методов прогнозной экстраполяции, моделирования и экспертных оценок. Увеличение и благоустройство жилищного фонда неразрывно связа ны с развитием коммунального хозяйства

К коммунальному хозяйству относятся: водопровод и канализация; городской транспорт; энергетическое хозяйство (электросети, сеть теплофикации и газификации); прочие отрасли (озеленение, санитарная очистка и др.).

Основной задачей прогнозирования  деятельности предприятий коммунального  хозяйства является повышение уровня и улучшение качества обслуживания коммунальными услугами населения городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов. Повышение качества обслуживания предполагает улучшение санитарно-гигиенических условий проживания.

При разработке прогноза развития коммунального  хозяйства используется большое  число разнообразных показателей, различающихся по видам услуг. Определяется объем потребления (предоставления) различных ресурсов - воды, электроэнергии, тепла и т.д. Производится расчет мощностей, предусматриваются резервные мощности на случай пиковой нагрузки в течение суток, сезона или года. Планируются ввод новых, реконструкция и расширение действующих мощностей водопровода, канализации, тепловой и газовой сетей. Основной показатель деятельности коммунальных предприятий - объем продукции или услуг, который определяется в денежном и натуральном выражении.

Жилищно-коммунальное хозяйство относится  к местному хозяйству. В связи  с этим планирование его производственно-эксплуатационной деятельности осуществляется в основном местными органами управления.

Прогнозирование развития бытового обслуживания населения.

План-прогноз бытового обслуживания населения разрабатывается по территориальному принципу.

Рассчитываются следующие показатели по бытовому обслуживанию населения: объем реализации бытовых услуг населению в стоимостном выражении, в том числе в сельской местности; объем важнейших видов платных услуг населению; выручка за индивидуальный пошив из материалов заказчика, бытовой ремонт и другие бытовые услуги для населения, учитываемые в составе розничного товарооборота; внедрение передовой технологии, механизации и автоматизации производственных процессов; ввод в действие основных фондов и производственных мощностей за счет собственных средств и ассигнований из бюджета.

Обоснование плана-прогноза бытового обслуживания населения начинается с определения потребностей населения  в услугах, которые зависят от следующих факторов: численности  населения с разделением его  на городское и сельское, уровня денежных доходов населения в целом и по социальным группам, соотношения розничных цен на товары и услуги, обеспеченности населения предметами культурно-бытового назначения длительного пользования и др. Укрупненно объем реализации бытовых услуг в прогнозном периоде можно определить индексным методом.

Возможности удовлетворения потребностей населения в бытовых услугах  определяются сетью предприятий  бытового обслуживания и их производственной мощностью. Услуги выполняют специализированные предприятия, комбинаты, приемные пункты, подчиненные специализированным или комбинированным предприятиям бытового обслуживания. В сельской местности бытовое обслуживание представлено системой райбыткомбинатов, домов быта и комплексных приемных пунктов.

Характер оказываемых услуг и вид предприятий существенно влияют на специфику расчета производственных мощностей предприятий бытового обслуживания населения.

В переходный период особенно активные позиции в развитии сферы бытовых  услуг занимает негосударственный  сектор экономики, который, как правило, более оперативно и полно реагирует на запросы потребителей.

Прогнозирование развития учреждений культуры.

Развитие культуры как отрасли  национальной экономики характеризуется  с помощью таких показателей, как число профессиональных театров, цирков, музеев, учреждений культуры клубного типа, число их посещений, а также количество массовых библиотек, тиражи книг, брошюр, газет и т. д. К перечню учреждений культуры обычно относят клубы, библиотеки, дома культуры, театрально-зрелищные предприятия и объекты искусства: театры, цирки, кинотеатры, концертные залы.

Основными задачами в сфере культуры являются: сохранение действующей сети учреждений отрасли; наращивание творческого  потенциала профессиональных и самодеятельных коллективов; сохранение и развитие народного художественного творчества, народных промыслов и традиционной культуры; расширение экспозиционно-выставочных работ и научно-просветительской базы отрасли, повышение уровня и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства, и обеспечение их доступности для населения страны.

При прогнозировании и планировании функционирования и развития учреждений культурыиспользуются следующие показатели:

количество посещений театрально-зрелищных  учреждений;

количество читателей библиотек в расчете на 1000 человек населения;

сеть массовых библиотек и клубов;

выпуск книг, газет и журналов;

объем радио- и телепередач;

количество киноустановок и  мест в них;

количество театров, концертных залов, музеев, парков культуры и отдыха и др.

Прогнозные расчеты на краткосрочный  период осуществляются с использованием методов экстраполяции в сочетании  с методами экспертных оценок. При  прогнозировании на перспективу  могут применяться многофакторные модели.

Развитие учреждений культуры и  искусства финансируется за счет разных источников, в основном собственных и бюджетных средств. В условиях перехода к рыночным отношениям возможности бюджета ограничены. Существенными источниками инвестиций могут стать частные сбережения, средства профсоюзных и общественных организаций, направляемых на культурное и бытовое обслуживание населения, благотворительные фонды и спонсорство.

Аналогичные подходы используются и при прогнозировании и планировании других видов услуг (туризм и т.д.). По мере роста доходов населения усиливается значение туризма, отдыха, физической культуры и спорта. Эти виды экономической деятельности влияют на уровень здоровья населения, его образовательный, культурный уровень. Услуги туризма, отдыха,физической культуры и спорта требуют соответствующей материальной базы в виде санаториев, домов отдыха, гостиниц, мотелей, спортивных сооружений

Применяющаяся длительное время в  нашей стране система планирования и учета не позволяет в полном объеме определить результаты функционирования отраслей социальной сферы. Это связано с тем, что движение материальных и финансовых ресурсов внутри национального хозяйства традиционно рассматривается в соответствии с теорией баланса народного хозяйства. Последняя основную часть результатов деятельности социальной сферы рассматривает на макроуровне лишь как затраты. Все это затрудняет определение оценки деятельности социальной сферы, ее вклада в развитие общественного производства.

Более полно удается учесть результаты деятельности социальной сферы на базе системы национальных счетов. Однако и в этом случае существует определенный недоучет вследствие недостаточной информационной базы, высокой степени агрегированности существующих показателей. Интенсивное развитие социальной сферы, повышение ее значимости в рыночной экономике требуют роста эффективности прогнозирования данного блока отраслей национального хозяйства. К мерам роста эффективности прогнозирования развития отраслей социальной сферы относятся:

наличие нормативной базы;

привлечение организаций социальной сферы к разработке и реализации целевых государственных программ;

гибкая система управления.

Составной частью системы рыночного  хозяйства является проблема прогнозирования  и планирования развития социальной сферы. Однако надо отметить, что данная проблема является недостаточно разработанной. Одни исследователи считают, что по отношению к деятельности социальной сферы не применимо планирование, поскольку конечные итоги ее функционирования достаточно трудно поддаются точному количественному выражению. Другие утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной сферы, - это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Представляется правомерной вторая точка зрения. Эффективность социальной сферы на макроуровне может быть оценена лишь косвенно через воздействие на рост основных макроэкономических показателей. При этом следует учитывать, что эффект от деятельности организаций социальной сферы проявляется не сразу, а на протяжении ряда экономических циклов и отражается на экономических показателях последующих лет.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ  – исследование перспектив развития процессов и явлений  в молодежной среде с целью  повышения научной обоснованности и эффективности планирования и  управления. С.п.р.м. является основой молодежной политики, ее условием и важным фактором. С.п.р.м. позволяет четко расставить приоритеты в решении молодежных проблем, определить направления, форму, методы, механизмы и средства реализации молодежной политики, как на государственном, так и региональном уровнях. Одной из наиболее актуальных задач прогнозирования является анализ ближайших и более отдаленных социальных последствий принимаемых решений в сфере молодежной политики. При этом молодежная популяция рассматривается как будущие трудовые ресурсы, качества и свойства которого отвечают задачам экономического развития территории.


Информация о работе Методы прогнозирования социальной инфраструктуры