Методы развития коммуникативной компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:56, доклад

Описание работы

Эффективность развития коммуникативной компетенции в процессе обучения во многом зависит от правильно подобранных методов обучения, т.е. от способа воздействия педагога на учащегося для достижения поставленных целей обучения .
К методам обучения, которые целесообразно использовать для развития коммуникативной компетенции в образовательном процессе относят традиционные методы, методы активного обучения, тренинги, методы дистанционного обучения.

Файлы: 1 файл

Доклад_Методы развития коммуникативной компетентности.docx

— 13.42 Кб (Скачать файл)

Методы развития коммуникативной компетентности.

Эффективность развития коммуникативной  компетенции в процессе обучения во многом зависит от правильно подобранных  методов обучения, т.е. от способа  воздействия педагога на учащегося  для достижения поставленных целей  обучения .

  К методам обучения, которые целесообразно использовать  для развития коммуникативной  компетенции в образовательном  процессе относят традиционные  методы, методы активного обучения, тренинги, методы дистанционного  обучения.

  Традиционные методы  обучения полезны при передаче  информации о психологии людей,  о методах и приемах, используемых  в общении.

  К традиционным методам  относят лекции, семинары, просмотр  учебных фильмов, самостоятельную  работу с учебными текстами, письменные  задания. Эти методы позволяют  снизить затраты на обучение, дают возможность демонстрировать  образец монологической и диалогической  речи, позволяют развивать устную  и письменную речь, языковую культуру  слушателей. Однако для развития  коммуникативной компетенции традиционные  методы наименее эффективны.

  Большие возможности  в развития коммуникативной компетенции  заложены в методах активного  обучения. К таким методам относят  семинар, дискуссии, диспуты, круглые  столы, деловые и ролевые игры. Эти методы дают возможность  моделировать реальные коммуникативные  ситуации, находить решение конкретной  коммуникативной задачи и ощутить  последствия принятых решении.  Методы активного обучения весьма  эффективны, поскольку позволяют  ученикам отработать навыки межличностного  общения в типичных ситуациях,  получить обратную связь, скорректировать  свое поведение и находить  альтернативные способы решения  коммуникативных проблем.

  Повсеместно внедряемое  дистанционное обучение или, как  его еще часто называют, электронное  обучение отличается высокой  степенью структурированности изучаемого  материала и пошаговой оценкой  его усвоения. Дистанционное обучение  особенно важно для учащихся  с ограниченными возможностями,  обучающихся на дому.

  В зависимости от  средств передачи информации  при дистанционном обучении можно  выделить:

  • обучение через  сеть Интернет (веб-курсы) в асинхронном  режиме без непосредственного  участия преподавателя;

  • обучение посредством  виртуального класса через сеть  Интернет (веб-конференции), когда преподаватель  и обучаемые одновременно находятся  на одном и том же сайте  в сети Интернет (синхронный режим).

  Каждый из рассмотренных  методов обучения имеет свои  особенности, которые необходимо  учитывать при их применении. Для развития коммуникативной  компетенции учащихся наиболее  приемлемым и рациональным является  интегрированный подход. Это комбинация  методов обучения.

  Каждый метод имеет  свою область применения и  ограничения. Если грамотно подбирать  и комбинировать методы обучения, то можно более эффективно  развивать коммуникативные умения. Традиционные методы и дистанционное  обучение помогут обучающимся  освоить необходимые знания и  умения в области коммуникации.

  Активные методы и  тренинги позволят овладеть навыками  ситуативного общения, поработать  над личными качествами, относящимися  к коммуникативной компетенции.

  Методы развития коммуникативной  компетенции (на примере урока  русского языка)

  Уровень коммуникативной  культуры школьников повышает  использование таких методов  организации урока, как:

  - решение коммуникативно-ситуативных  задач, которые позволяют приблизить  обучение к естественным условиям  общения и повысить уровень  культуры речевого общения, позволяют  соблюдать нормы русского литературного  языка, этические нормы и правила  речевого поведения;

  - участие в диалоге,  дискуссиях, диспутах, выступлениях  в роли докладчика, оппонента,  выступающего при обсуждении  вопроса, задающего вопрос или  отвечающего на него;

  - выполнение творческих  работ на основе личных, читательских, жизненных, фантазийных и музыкальных  впечатлений;

  - использование разнообразных  упражнений по интерпретации  и созданию текстов (составление  писем, объявлений, афиш, редактирование  текста, различные виды перестройки  текстов, создание текстов по  опорным словам);

  - создание лингвистических  газет, проектов и мультимедийных  презентаций.

  Широко использую активные  формы обучения для формирования  коммуникативной компетентности  личности:

  - групповая работа, работа  в парах;

  - семинары;

  - ролевые и деловые  игры («Корректор», «Точка зрения»,  «Вертушка», «Компакт-опрос»);

  - языковые игры («Перевёртыши»,  «Буриме»).

  В педагогической практике  «прижились» разновидности рефлексии,  которые помогают учащимся высказаться:

  • «Поговорки —  зеркало настроения»,

  • «Телеграмма»,

  • «Давайте пошушукаемся»,

  • «Точка зрения»,

  • «Неоконченное предложение»,

  • тестовые технологии  Р. Амтхауэра и Л. Михельсона [13].


Информация о работе Методы развития коммуникативной компетентности