Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 01:03, доклад
Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым.. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности: а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформато-ра, просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; Упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование введений искусства или их фрагментов при проведении мас- совых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной деятельности».
Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо».
Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым.. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности: а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформато-ра, просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; Упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование введений искусства или их фрагментов при проведении мас- совых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);
б) методы формирования сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);
в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;
г) методы стимулирования общественного
поведения и культурно-
Приведенная классификация методов довольно условна. В социально-культурных институтах рассмотренные методы чаще всего используются не изолированно, а в тесном контакте между собой и варьируются в зависимости от основных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей.
Таким образом, анализ основных подходов к изучению методов социально-культурной деятельности позволил сформулировать следующее определение.
Методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты.
Методы социально-культурной
деятельности – это пути и способы достижения
поставленных целей работниками социально-культурных
учреждений и общественным активом. В
педагогике под методами понимаются способы
упорядоченной взаимосвязанной деятельности
преподавателя и обучаемых, воспитателя
и воспитуемых, направленные на решение
задач образования, воспитания и развития.
Рассматривая социально-культурную работу
как весьма своеобразную педагогическую
деятельность, следует учитывать ее неадекватность
школьному учебно-воспитательному процессу,
отсюда ни один педагогический метод не
может быть заимствован из школы в его
неизменном виде уже потому, что учебно-воспитательная
работа школы далеко неадекватна педагогическому
процессу, протекающему в социально-культурных
учреждениях. Субъект и объект воспитания
в социально-культурной работе находятся
в особом положении по отношению один
к другому, а главное здесь - не внешнее
воздействие воспитателя на воспитуемого,
а их взаимодействие, предполагающее постоянное
самообразование, самовоспитание и саморазвитие
людей, включенных в систему культурно-досуговых
взаимоотношений. В самом общем виде методы
можно представить в виде нескольких групп:
а) методы учебно-познавательной, самообразовательной
деятельности - работа с литературными
источниками, изучение материалов прессы,
взаимный обмен информацией, дискутирование
по поводу услышанного и прочитанного;
изложение или рассказ лектора, обозревателя;
просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических
схем, видеофильмов, телевизионных передач,
кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация
специалистами культурно-досуговых учреждений
или самими участниками мероприятий; упражнение
(гл. образом в кружках, студиях, народных
коллективах, музыкальных классах и т.д.);
иллюстрация (использование произведений
искусства или их фрагментов при проведении
массовых мероприятий) и театрализация
(уподобление документального, жизненного
материала произведению искусства, его
художественное обобщение);
б) методы формирования общественного
сознания личности - убеждение (доказательство
какой-либо идеи путем обращения к научным
фактам и аргументам); внушение (авторитетное
заявление или заключение, рассчитанное
на некритическое его восприятие одним
человеком, их группой или массовой аудиторией);
пример (обращение к позитивному или негативному
опыту других людей, побывавших в ситуациях,
подобных рассматриваемым сейчас);
в) методы включения в социально-культурную
деятельность и формирования опыта общественного
поведения - практическое задание, вовлечение
в деятельность, индивидуальное поручение,
педагогическое требование, соревнование,
наставничество, выдвижение почина и его
поддержка другими и т.д.;
г) методы стимулирования социально-культурной
активности - моральное поощрение (награждение
дипломами, грамотами и т.п.), материальное
поощрение (награждение памятными подарками,
сувенирами, призами и т.п.), общественное
порицание.
д) методы социологических исследований
социально-культурной деятельности - опрос,
интервью, эксперимент, анкетирование,
тестирование и другие.
Приведенная классификация методов достаточно
условна. Практически во всех случаях
социально- культурным работникам приходится
иметь дело одновременно с несколькими
методами, что соответственно, и рождает
общую отраслевую методику социально-
культурной деятельности.
Информация о работе Методы социально - культурной деятельности