Методы социального анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке. Методология науки — это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории.

Содержание работы

Введение:
Методы социологии
опрос, в виде анкетирования и интервьюирования;
наблюдение;
анализ документов;
контент-анализ;
эксперимент;
социологический тест;
социометрический опрос (социометрия).
Заключение

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 34.80 Кб (Скачать файл)

 

 

  • Контент-анализ;

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод  качественно-количественного анализа  содержания документов с целью выявления  или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит  в том, что он изучает документы  в их социальном контексте. Может  использоваться как основной метод  исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности  функционирования средств массовой информации), вспомогательный или  контрольный (напр., при классификации  ответов на открытые вопросы анкет).

Не все  документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы  исследуемое содержание позволило  задать однозначное правило для  надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя  элементы содержания встречались с  достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа  выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также  данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Основные направления  применения контент-анализа: выявление  того, что существовало до текста и  что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

В разработке и практическом применении контент-анализа  выделяют несколько стадий. После  того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие  исследовательским задачам. Система  категорий играет роль вопросов в  анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В  практике отечественного контент-анализа  сложилась довольно устойчивая система  категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все  более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые  признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности  проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются  как определенным образом организованная структура.

 

 

 

 

 

  • Эксперимент

Эксперимент (от лат. Experimentum-проба, опыт)–это общий метод получения в контрольных и управляемых условиях новых знаний, в первую очередь о причинно-следственные отношения между явлениями и процессами.

Социальный  эксперимент - способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов. Эксперимент предусматривает непосредственное вмешательство исследователя в  реальный ход событий. Важно запомнить, что в ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения»  тех факторов, которые оказывают  объекта новые черты и качества.

Выделяют  следующие виды эксперимента: экономический, правовой, педагогической, социально-психологический  и т. д. Подготовка и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков.

Метод эксперимента направлен на получение информации, основывающийся на изучении поведения  объекта исследования под воздействием заранее заданных и контролируемых факторов, искусственно введенных в  исследуемый объект или окружающую его среду.

При проведении эксперимента важно учитывать, что  он предполагает нарушение естественных связей изучаемого объекта, в результате чего может измениться и его сущность.

Эффективность эксперимента как метода сбора социологической  информации значительно повышается, если его сочетать с другими методами, особенно такими, как анализ документов, который обычно предшествует эксперименту, и различными видами опроса.

  • Социологический тест;

Социологический тест - система отобранных социологическими методами высказываний, предъявляемых  респондентам с целью получения  надежной информации об интересующих признаках.

В прикладной социологии процедура тестирования заимствована у психологов. С помощью  тестов измеряют личность и групповые  свойства. В последнее время тесты  применяются в различных областях знания (от педагогики до космонавтики). В социологических исследованиях  тесты - разновидность опросов.

 

  • Социометрический опрос (социометрия)

Цель социометрического  опроса – получение данных о межличностных  отношениях в малых социальных группах  с помощью так называемых социометрических критериев. Обработанная и проанализированная социометрическая информация дает возможность  диагностировать в обследованных  группах точки психологической  напряженности, определять их причины  и своевременно влиять на структуру  коллективов, изменяя их состав так, чтобы взаимоотношения индивидов  базировались на чувствах симпатии, взаимной совместимости, исключающей антагонистические  конфликты в процессе совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 Заключение:

 Социология  в нашей стране - сравнительно  молодая  наука.  Было  время,когда  наряду  с  кибернетикой  и   генетикой  социологию  считали   буржуазнойнаукой. Социологические  исследования не поощрялись, ибо   считалось:  все  топравда, что  содержится в партийных документах. Попутно  можно заметить,  чтов  настоящее время мы ударились  в другую крайность: каждый  студент и  каждыйпреподаватель  - неспециалист считает себя законченным  социологом  и  считаютненужным  знание социологической теории, методологии  и  методики  проведения социологических исследований, ограничиваясь составлением примитивных  анкет.Между  тем,  изучение  социологии  для  будущих  специалистов представляеттеоретический и практический интерес. Особенность социологического метода, исследования заключается  в  двухпринципиальных моментах: первое — он  позволяет  формализовать  метод  сборасоциальной информации. То, на  что  другие  гуманитарные  дисциплины  тратятдолгие годы труда и средств, социолог может сделать  за  несколько  дней,  ипри этом получить относительно дешевую и объективную  информацию.  Второе  —социологический метод исследования позволяет путем понятийного  фиксированияявления  в  процессе  его  развития,  проверить  полученные   концептуальныепостроения, хотя и относительно его прошлого этапа, т. е.  фиксирования  какпостфактум.  Но   это   позволяет   довольно   успешно   прогнозировать,   асоответственно,  и  планировать  свою  деятельность  и  даже   проектироватьнекоторые социальные процессы.

 

 

 

Список литературы:

  • Радугин А.А., РадугинК.А., Социология.
  • Экономическая социология − Радаев В.В.
  • Интернет http://www.xreferat.ru//
  • Социологический словарь

 

 

 


Информация о работе Методы социального анализа