Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:11, реферат
Социология изучает социальную жизнь, социальные изменения в обществе и социальные события, с которыми люди постоянно сталкиваются, в которых участвуют и которые так или иначе отражаются на их поведении, образе жизни, положении в обществе и, возможно, на их судьбе. Поэтому одно из возможных определений социологии: наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме. Социология - наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.
Введение
Глава 1 Методология и методика социологии
Глава 2 Методы социологических исследований
2.1 Эксперимент
2.2 Наблюдение
2.3 Опрос
2.4 Виды опросов
2.4.1 Анкетирование
2.4.2 Почтовый опрос
2.4.3 Интервьюирование
2.5 Анализ документов
2.6 Социометрия
2.7 Методы анализа и обработки социологических данных
Заключение
Список использованной литературы
Западно-Подмосковный институт
РЕФЕРАТ
На тему: Методы социологических исследований
ВЫПОЛНИЛА: Пронина М.Б.
Голицыно 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Методология и методика социологии
Глава 2 Методы социологических исследований
2.1 Эксперимент
2.2 Наблюдение
2.3 Опрос
2.4 Виды опросов
2.4.1 Анкетирование
2.4.2 Почтовый опрос
2.4.3 Интервьюирование
2.5 Анализ документов
2.6 Социометрия
2.7 Методы анализа и обработки социологических данных
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Говоря о
методологии и методах
Само понятие «социология» имеет как минимум две грамматические основы; это слово составляется из двух частей: латинское socius (компаньон) и греческое logos (изучение) - и поэтому буквально должно означать изучение процессов общения.
Другой вариант толкования этих частей: societas - общество; logia - множественное число от logos (слово). Или - «много слов об обществе». Объектом социологии, как и других общественных наук, является социальная реальность, и потому социология - наука об обществе.
Социология изучает социальную жизнь, социальные изменения в обществе и социальные события, с которыми люди постоянно сталкиваются, в которых участвуют и которые так или иначе отражаются на их поведении, образе жизни, положении в обществе и, возможно, на их судьбе. Поэтому одно из возможных определений социологии: наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме. Социология - наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.
Структура социологии
как научной и учебной дисципли
? общую социологическую теорию;
? социологические теории среднего уровня;
? эмпирическую социологию.
Общая социологическая теория представляет собой систематическое изложение наиболее общих законов, по которым живет и развивается любое человеческое общество.
Социологические теории среднего уровня, по определению Роберта Мертона, это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений».
Эмпирическая социология - это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации.
Современное состояние социологии характеризуется решенностью многих методологических и методических проблем, вызывавших ранее острые споры. Методы социологических исследований прошли длительную и тщательную апробацию и на настоящий момент аккумулируют логические, психологические, статистические и математические знания. Эти обстоятельства обуславливают необходимость внимательного отношения к их использованию, поскольку, применение их неквалифицированными специалистами приводит к нерепрезинтативности, искажению полученной информации.
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЯ И
Любая наука использует свои способы и приемы познания, совокупность которых образует ее методологию и методику. Методологией называют исповедуемые наукой парадигмы познания, общие способы и принципы исследований, проводимых в ее рамках. Методологию не следует путать с методикой науки, т.е. совокупностью конкретных приемов организации и проведения исследований, сбора, обработки и анализа полученной в них информации.
Методология и методика - тесно взаимодействующие атрибуты науки. При этом первая определяет содержание и характер второй, а не наоборот. Выбор и использование тех или иных методик в научном исследовании определяется тем, какими методологическими установками руководствуется исследователь.
Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания.
С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.
В отличие от
методологии методы и процедуры
исследования - это система более
или менее формализованных
Особенную роль в построении научного знания играют методы. Они являются теми «алгоритмами», которые позволяют от эмпирических объектов перейти к построению теории, отражающей явления, определяющие свойства этих объектов. Метод - это основной способ сбора, обработки и анализа данных. Техникой применительно к социологическим исследованиям называют совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Термином «процедура» обычно обозначают последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Это - наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.
Если охватить все методические, технические и процедурные особенности работы социолога, доля таких приемов исследования, которые бы не встречались в других общественных и даже естественных науках, будет не столь уж велика. Социолог использует наряду со специальными, общенаучные методы. Помимо того, многие приемы заимствованы из других социальных дисциплин, особенно из экономических, исторических, этнологических, психологических. Социологу необходимо владеть приемами статистического анализа, иметь представление о соответствующих разделах математики и статистики.
Социологические исследования представляют собой процедуру анализа социальной действительности на основе научно разработанной методологии и методики, позволяющую систематизировать факты об изучаемых социальных явлениях и процессов, об их связи, отношениях и зависимостях.
Цели социологического исследования могут быть теоретическими и практическими. В зависимости от целей социологического исследования различают конкретные эмпирические и теоретические исследования. На эмпирическом уровне социологи проводят исследования, получая точные объективные данные об изучаемом социальном явлении, или решают конкретные практические задачи по регулированию социальных процессов, например, в трудовых коллективах. На теоретическом уровне социологи пытаются осмыслить социальную реальность как единое целое исходя либо из понимания общества как системы, либо из понимания человека как субъекта социального действия.
Каждый метод социологических исследований имеет свое предназначение и ограничение. Выбор методов исследования зависит не от желания исследователя, а от решаемых им задач и содержания проверяемых гипотез.
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ
Основными методами социологического исследования являются эксперимент, метод включенного / невключенного наблюдения, опрос, анализ документов.
2.1 Эксперимент
Греческое слово «эмпирия» переводится на русский язык как «опыт». Эмпирические исследования, следовательно, суть научные опыты. Их проводят не только естественные науки, но и социология. Социологические опыты часто называют конкретными социологическими исследованиями, ибо они связаны с изучением конкретных социальных проблем. Эмпирические социологические исследования дают материал не только для теоретических обобщений, но и для формулирования рекомендаций, реализация которых призвана решить изученную проблему практически.
Эксперимент - это метод, обеспечивающий наилучшие эмпирические данные для проверки гипотез о наличии причинной связи между явлениями, а также самое надежное средство решения многих практических задач, связанных с оценкой эффективности социальных и политических программ. Многомерный контролируемый эксперимент соответствует самым строгим стандартам научного вывода и незаменим при сравнении объяснительных возможностей разных теорий. В некоторых отношениях процедура экспериментальной проверки гипотез даже превосходит эталоны «традиционного образа науки», так как возникающая при планировании эксперимента необходимость в формализации теоретической модели, операционализации переменных, определяющих «главный эффект», а также в нахождении инструментов контроля посторонних, смешивающих влияний, ведет не только к прояснению основной гипотезы, но и к анализу всех тех внешних условий и факторов окружения, для которых соблюдаются постулируемые теорией соотношения. Недостатки экспериментального метода являются продолжением его достоинств (что, впрочем, верно и применительно ко всем остальным методам). Возникнув в натуралистической традиции социологического исследования, экспериментальный метод был изначально ориентирован на лабораторный или квазилабораторный исследовательский контекст, высокий уровень формализации проверяемых теорий и максимальные возможности измерения и контроля всех существенных переменных. Кроме того, сторонники экспериментального метода с самого начала отдавали предпочтение скорее абстрактным и общим понятиям научной теории в ущерб специфическим и уникальным понятиям, используемым при описании социального взаимодействия его непосредственными участниками или «непрофессиональными» наблюдателями.
Иными словами, эксперимент оказался методом, пригодным скорее для проверки наиболее «сложившихся» и развитых социологических и социально-психологических теории, чем для поисковых исследований, направленных на выработку адекватного теоретического языка и формулировку пробных гипотез, описывающих закономерности естественного протекания социальных процессов.
Кроме того, следует
помнить об этических проблемах,
иногда возникающих при
Наконец, экспериментальный метод мало пригоден для получения результатов, которые можно было бы распространить на общество в целом или на большие социальные группы, он не позволяет увидеть «срез» широкомасштабных социальных процессов. Результаты хороших лабораторных экспериментов обладают высокой надежностью, однако они довольно далеки от «реального мира». Результаты полевых экспериментов в целом характеризуются большей близостью к «реальному миру», однако это преимущество достигается ценой несколько меньшей надежности и большей подверженности всяческим смещениям. Качество данных, получаемых в широкомасштабных социальных экспериментах, далеко не всегда оправдывает их чрезвычайно высокую стоимость.
2.2 Наблюдение
Непосредственная включенность исследователя в изучаемую социальную ситуацию, группу или культуру нередко позволяет получить уникальные сведения об используемых самими участниками значениях и символах, о локальных или субкультурных «языках взаимодействия», знакомство с которыми является само собой разумеющимся условием их дальнейшего теоретического анализа. Хотя ученый не может «влезть в шкуру» других людей, особенно принадлежащих к чужой культуре или другой исторической эпохе, он может попытаться упорядочить и подвергнуть более глубокому и систематическому рассмотрению те слова, символы и культурные формы, посредством которых изучаемые им люди описывают и передают свой опыт, делая это зачастую непоследовательно, случайно или не вполне осознанно.
Сравнительно
абстрактные и высоко-
Наиболее очевидные недостатки включенного наблюдения связаны с опасностью подмены научных объяснений высокохудожественными и вполне субъективными повествованиями.
Преимущества
этого метода заключены, прежде всего,
в возможности получения
2.3 Опрос
Опрос является, пожалуй, самым популярным социологическим методом. Он превосходит эксперимент с точки зрения дескриптивных возможностей и служит не только сугубо академическим целям, являясь наилучшим средством получения социальной статистики. Именно опросы общественного мнения используются при изучении мнений и установок широких слоев общества, обеспечивая, при корректном применении, возможность «отслеживания» даже небольших изменений в самых разнообразных сферах общественной жизни- от распределения семейных бюджетов до динамики избирательских предпочтений. Современные подходы к построению выборки и анализу данных позволяют максимально приблизить возможности проверки причинных гипотез, предоставляемые методом массового опроса, к возможностям экспериментального метода.