Методы социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:08, доклад

Описание работы

Существует четыре основных метода социологического исследования: анализ документов, наблюдение, опрос и социальный эксперимент. Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.Документом в конкретном социологическом исследованииназывают специально созданный автором(коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы)предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации.

Файлы: 1 файл

методы.docx

— 23.46 Кб (Скачать файл)

Существует четыре основных метода социологического исследования: анализ документов, наблюдение, опрос и социальный эксперимент. 

Метод анализа  документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.Документом в конкретном социологическом исследованииназывают специально созданный автором(коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы)предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Документы одновременно содержат в себе два рода информации:

  • информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;
  • авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Основное назначение метода - извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте,зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Существуют определенные правила работы с документами, которые должен знать социолог:

  • следует отделить факты от оценок в документе;
  • необходимо проверить достоверность источника и информации из него;
  • следует проверять выводы, полученные из информации, собранной методом анализа документов с помощью использования нескольких источников документальной информации, либо применяя другие методы сбора социологических данных.

Все многообразие способов анализа документов сводится к двум основным группам: традиционным и формализованным.  Традиционный метод анализа документов основывается на «понимающем» восприятии текста. 

В прикладной социологии разработан и активно используется формализованный  метод: контент-анализ. Суть его заключается  в переводе текстовой информации (признаки, черты, свойства) в количественные показатели, которые с необходимостью отражали бы существенные стороны их содержания. Такая информация поддается  статистической обработке, позволяет  обобщить множество показателей, содержащихся в различных документах, то есть "перевести" качественное содержание документов в количественное. 

Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.

В зависимости  от положения (позиции) наблюдателя различают следующие разновидности этого метода.

  1. наблюдения, в процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны. Это простое наблюдение;
  2. наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. Этопромежуточная разновидность наблюдения;
  3. включенное наблюдение имеет место тогда, когда наблюдатель включается в действия группы полностью, т. е. имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события изнутри. Включенное наблюдение может производиться открытым способом или же инкогнито.Возможен еще один вариант — так называемое стимулирующее наблюдение,в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку, с целью выявить такие состояния объекта, которые в обычной ситуации не наблюдаются;
  4. самонаблюдение- наблюдатель регистрирует факты своих действий, состояний. Практикуется, как правило, для изучения поведения людей в совершенно новых, необычных условиях.

Характерными чертами  социологического наблюдения являются систематичность, планомерность и  целенаправленность. Существуют некоторые  особенности наблюдения. 

Первая особенность - связь  наблюдателя с объектом наблюдения.   

Вторая особенность состоит  в том, что наблюдатель не может  быть лишен эмоциональности восприятия, что является одним из источников возможного искажения данных наблюдения.    

 Третья особенность  заключается в сложности повторного  наблюдения, так как социальные  процессы находятся в постоянном  развитии. 

 

Наиболее распространенным методом социологического исследования является опрос, который используется в тех случаях, когда изучаемая проблема недостаточно освещена в документах и литературе или же наблюдения. Он необходим при изучении состояния и уровня развития общественного мнения и сознания, социально-психологических факторов. С его помощью можно также получать информацию о потребностях, интересах, мотивации, настроениях, ценностях и убеждениях людей.   

 Существуют две основных  формы опроса: интервью и анкетный  опрос. Интервью - это проводимая  по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт  интервьюера с респондентом. В  его основе лежит обычная беседа, но при этом цели заданы "извне"  программой социологического исследования. Специфика интервью состоит в том, что полнота и качество полученной информации зависят от степени взаимопонимания, контакта интервьюера с опрашиваемым (респондентом).   

 При формулировке вопросов  и возможных ответов в ходе  интервью нужно следовать определенным  правилам: 1) вопросы и ответы по  возможности формулировать кратко; 2) избегать многозначных слов; 3) не объединять в одном вопросе  различные обстоятельства; 4) отдавать  предпочтение простым формам  изложения.  

 Второй метод опроса - анкетный. Это наиболее распространенный  метод сбора информации и предполагает  регистрацию ответов самим опрашиваемым. В основе опроса лежит анкета. Анкета - опросный лист. Вопросы анкеты  должны формулироваться максимально четко, доступно и однозначно. Серия анкетных вопросов обеспечивает информацию на один исследовательский вопрос.   

 К перспективным направлениям  использования анкетирования и  интервьюирования относится их  применение в комплексе с другими  методами: тестированием, социометрическими процедурами.

 

При изучении малых групп  используются различные социологические  методы, в частности, эффективны в  этом случае методы социометрии. Социометрия - метод сочетания опросной методики и алгоритмов специальной обработки первичных измерений, который сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов. Основная заслуга в создании определенной методологии социометрических исследований, совокупности измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации принадлежит американскому социопсихологу Джекобу Морено.

Одним из хорошо известных  в социологии методов сбора первичной  информации является социальный эксперимент. Основной задачей его применения является необходимость практического  апробирования теоретически установленных  причинно-следственных закономерностей. Вместе с тем, эксперимент следует  рассматривать как метод проверки научной гипотезы. В данном случае цель социального эксперимента заключается  в выявлении устойчивой реальной закономерности в виде четко выраженной причинно-следственной взаимозависимости  признаков социальных объектов.

Общая логика эксперимента заключается  в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения ее в  необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного  фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих социолога характеристик, которые  называются контрольными. Виды эксперимента и методы отбора экспериментальных групп.

Эксперименты различаются как  по характеру экспериментальной  ситуации, так и по логической структуре.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты подразделяются на полевые (объект находится в привычных, естественных условиях) и лабораторные (искусственное формирование групп, помещение их в специально создаваемые условия),

По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты.


Информация о работе Методы социологического исследования