Методы социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:27, доклад

Описание работы

Уровни социологической методологии :
Философский уровень
Анализ проблем теоретического познания
Анализ проблем эмпирического исследования
Методический анализ процедур, техник, инструментария, организация исследования
Уровень практического и междисциплинного исследования

Файлы: 1 файл

Методы социологического исследования.docx

— 23.01 Кб (Скачать файл)

Методы социологического исследования.

Методология - наука о  методах, исходных принципах, приемах  и способах эмпирического и теоретического научного исследования.

Уровни социологической  методологии :

  • Философский уровень
  • Анализ проблем теоретического познания
  • Анализ проблем эмпирического исследования
  • Методический анализ процедур, техник, инструментария, организация исследования
  • Уровень практического и междисциплинного исследования

Методы социологического исследования :

  • Опросные (анкетирование, интервьюирование)
  • Неопросные (наблюдение, анализ документов, экперимент)

Опрос – метод сбора первичной информации непосредственно (интервьюирование) или опосредственного (анкетирование) взаимодействия исследователя с респондентом.

Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение респондентом вопросника в присутствии анкетера или без него.

Интервьюирование предполагает личное общение респондента и  интервьюера, который сам задает вопросы и фиксирует ответы.

Разновидности анкетного  опроса:

  • Экспресс-опрос
  • Групповой и индивидуальный
  • Очный (раздаточная анкета) и заочный (почтовая и прессовая анкета)

Разновидности интервью:

  • Свободное и стандартизированное
  • Клиническое и фокусированное
  • Групповое и индивидуальное
  • Прямое и опосредованное (телефонное)

Примеры

Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема, которая и предлагается для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки — все зависит от индивидуальных особенностей того, кто проводит опрос.

Свободное интервью применяется  в тех случаях, когда социолог только приступает к определению  проблемы исследования.

Такое интервью по своей  научно-познавательной функции следует  назвать предварительным или  подготовительным. Подготовительное интервью используется для изучения словаря  респондентов, типов реакции на вопросы, типов противодействий, которые  оказывают респонденты при тех  или иных вопросах, и т. д.

На свободное интервью очень похож метод беседы. И  тот и другой методы являются беседами как таковыми, но между ними нужно  видеть различия. Во время проведения опроса методом беседы собеседники  находятся в равном положении. Активность исследователя не обязательна, он может  не задавать вопросов, а только слушать. Нет и официальной ситуации опроса, предполагающей необходимость получения  определенной информации.

Стандартизированное интервью – интервью, при котором используется опросный лист с четко определенными порядком и формулировками вопросов, с целью получения максимальной сопоставимости данных, собранных разными интервьюерами.

Т.е. в таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются. 
Клиническое интервью – вид глубинного интервью, предназначенный для выяснения причин поведения, установок, мотивации, иногда вытекающих из биографии опрашиваемого.

Встречи (обычно без присутствия посторонних), на которых врачи задают пациентам вопросы, оценивают их ответы и узнают о пациентах и об их психологических проблемах.

Часто интервью является первым контактом между врачом и пациентом. Врачи обычно собирают подробную  информацию о чувствах и текущих  проблемах пациента, о жизненных  ситуациях и взаимоотношениях, кроме  того, их интересует история жизни  пациента. Врачи также могут интересоваться тем, какие надежды на лечение  имеет пациент и каковы причины, заставившие его обратиться к  врачу.

Фокусированное  интервью (направленное) – интервью, ставящее целью изучение мнений относительно конкретно заданных ситуаций, явлений. Отличительной чертой  является то, что респондентов предварительно знакомят с предметом беседы. Иногда возможно увязывание проведения с определенным событием (собранием, съездом, конференцией и др.), где опрашиваются их участники.

Интервьюируемые были включены в определенную ситуацию (принимали участие в эксперименте, просмотрели фильм, прослушали радиопрограмму и т.д.). Исследователь предварительно проанализировал ситуацию и выработал гипотезы, касающиеся возможных реакций на нее. Этот содержательный, или ситуационный анализ обеспечивает базу для создания вопросника, выделения основных областей исследования и обеспечения критериев релевантности информации, получаемой в ходе интервью. Интервью фокусируется на субъективном опыте интервьюируемых для получения их собственного осмысления ситуации, в которую они были включены.

Наблюдения

Метод прямой и непосредственный, целенаправленной и объективной  регистрации исследователя значимых социальный исследований, процессов, событий, очевидцем которых он оказался.

Наблюдение носит  массовый характер.

Виды наблюдений:

  • Включенное и невключенное
  • Формализованное и неформализованное

Анализ документов

Метод исследования текстовых  сообщений, содержащихся в любых  документах, который позволяет изучить  прошедшие события, непосредственное наблюдение или опрос участников, которых уже невозможны.

Эксперимент

Это средство приращения новых  знаний путем изучения искусственно созданной ситуации и способ изменения  социальной действительности.

Используемая  литература

  • Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.
  • Девятко И. Ф. Методы социологического исследования : учебное пособие / И. Ф. Девятко. – М. : КДУ, 2009.
  • Ж. В Пузанова, И. В. Троцук, М. И. Витковская Практикум по курсу “Методология и методика социологических исследований” – М.: Издательский Дом “Высшее Образование и Наука”, 2009.
  • Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  • http://socioline.ru/_seminar/library/metod/merton_vvedenie.php

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы социологического исследования