Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Возможно, XXI век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтологии, либо он будет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в XX в. стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства — все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в нынешнем столетии до 300 млн. человеческих жизней.

Файлы: 1 файл

социальная работа и военный конфликты курсовая.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

По своему содержанию и характеру военные конфликты, которые имеют место сегодня, и возникновение которых возможно на рубеже XX-XXI столетий, могут принадлежать к следующим основным типам и классам.

Развитие надсистемных противоречий способно приводить к  военным конфликтам, обусловленным  дисгармонией отношений человека с  природой, всей биосферой.

Уже сегодня имеются основания предполагать, что вероятность возникновения "сырьевых" и "экологических" конфликтов в будущем может оказаться весьма высокой.

Кризисы в межгосударственных отношениях могут явиться причинами  возникновения военных конфликтов как преимущественно "структурного", так и преимущественно "корреляционного" типа.

Процессы интеграции, в которые оказались вовлеченными практически все экономически развитые страны мира, позволяют сделать вывод  о том, что вероятность "структурного" типа возникновения конфликтов между ними сегодня и в ближайшей перспективе будет оставаться довольно низкой.

Военные конфликты между  развитыми и неразвитыми государствами  имеют сегодня среднюю степень  вероятности, которая в целом  имеет тенденцию к возрастанию. Это можно объяснить тем, что в результате необратимого процесса эволюции неразвитые элементы системы межгосударственных отношений будут постоянно стремиться к уровню и состоянию развитых. Все это будет в известной степени сказываться на изменении статуса различных элементов структуры этой системы. Иначе говоря, неизбежно будут затронуты интересы высокоразвитых стран, которые для восстановления устраивающего их порядка могут использовать военные средства.

Вероятность возникновения  конфликтов третьего выделенного класса (между неразвитыми государствами) сегодня очень высока и, скорее всего, сохранится в будущем. Социальная напряженность, мощные процессы внутренней социальной дифференциации и другие факторы подталкивают эти страны к борьбе друг с другом за более выгодные места в структуре мировой системы межгосударственных отношений.

Среди военных конфликтов "корреляционного" типа необходимо назвать следующие: конфликты, являющиеся следствием обострения идеологического  противостояния; этнические и межнациональные; религиозные; территориальные. В условиях интенсификации взаимосвязей между всеми субъектами мировой системы межгосударственных отношений развитие противоречий преимущественно корреляционного типа может достигать такого состояния, когда они окажутся способными порождать многочисленные военные конфликты и войны.

В заключение отметим, что  в реальной жизни "чистые" или  идеальные типы и виды военных  конфликтов, представленные в рассмотренной  схеме, конечно, не встречаются. Чтобы  определить, к какому типу или классу относится исследуемый военный конфликт, необходимо обнаружить в механизме его возникновения результаты взаимодействия всех тех разнообразных противоречий, которые составляют конкретную конфигурацию его причин, выделить среди них главные, решающие, наиболее конфликтогенные.

При этом необходимо видеть явление таким, каким оно предстает  и каким фактически является для  каждого из его участников. К примеру, военные действия во Вьетнаме с самого начала для народа этой страны бесспорно  были войной, а для другой стороны (Франции, а затем и США) первоначально представлялись карательной колониальной экспедицией, полицейской акцией, локальным (причем географически удаленным) конфликтом. И только тогда, когда потери этой второй стороны перешли за определенный порог, превысили приемлемый для общества уровень, оценка явления стала меняться — сначала в общественном мнении, а затем и в официальных учреждениях. Подобная эволюция имела место и при оценке в СССР действий советских войск в Афганистане.

Таким образом, идентификация  военного конфликта представляет собой весьма сложную научную и политическую проблему.

 

1.2 Особенности  межгосударственных конфликтов

межгосударственный  военный конфликт

В международных конфликтах основными субъектами преимущественно  являются государства. Исходя их этого выделяют:

• межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);

• национально-освободительные  войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;

• внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает  помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого  государства). Специфика межгосударственных конфликтов определяетсяследующим:

• их субъектами выступают  государства или коалиции;

• в основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных  интересов конфликтующих сторон;

• межгосударственный конфликт является продолжением политики государств-участников;

• современные межгосударственные конфликты одновременно локально и  глобально влияют на международные  отношения;

• межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире. Виды межгосударственных конфликтов. В основе классификаций могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.

Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют:

• конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами); к концу XX в. их острота резко снизилась;

• конфликты между  государствами с целью политического  господства в мире или отдельном  регионе;

• конфликты, где стороны  отстаивают экономические интересы;

• территориальные конфликты, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих  территорий);

• религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.

Каждый из указанных конфликтов имеет особенности. Рассмотрим их на примере территориальных конфликтов. Им, как правило, предшествуют территориальные претензии сторон друг к другу. Это могут быть, во-первых, претензии государств по поводу территории, которая уже принадлежит одной из сторон. Такие претензии привели к войнам между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, ближневосточному конфликту и многим другим.

Во-вторых, это претензии, возникающие в период формирования границ вновь образующихся государств. Конфликты на этой основе возникают сегодня в бывшей Югославии, в России, Грузии. Тенденции к таким конфликтам существуют в Канаде, Бельгии, Великобритании, Италии, Индии, Ираке, Турции и других странах.

При установлении границы  государства могут сталкиваться штересы соседних этносов и их государственных образований. Во многих случаях границы проводились без учета района проживания этноса, культурных и религиозных общин, в результате чего некоторые народы оказались проживающими в различных государствах. Это способствует сохранению хронических пред конфликтных ситуаций в отношениях государств. Примером могут служить процессы создания независимых государств в Азии, Африке, Латинской Америке после распада колониальных империй, формирования границ государственных образований СССР: республик Средней Азии, Кавказа, Севера и Сибири.

Любой межгосударственный конфликт порождается широким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому невозможно, анализируя конкретную ситуацию, отнести ее только к тому или иному типу. Может существовать основная причина и несколько сопутствующих, усиливающих и дополняющих основную. Во всех межгосударственных конфликтах одну из ведущих ролей играют социально-экономические интересы сторон.

Особенностью межгосударственного  конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами. Она может проявляться в различных вариантах:

• Переход внутриполитического  конфликта в межгосударственный. В этом случае внутриполитический конфликт в стране провоцирует вмешательство  в ее внутренние дела других государств или вызывает напряженность между другими странами по поводу этого конфликта. Примерами мо

гут служить эволюции афганского конфликта в 70 — 80-х годах  или корейского конфликта в конце 40-х — начале 50-х годов.

• Влияние межгосударственного  конфликта на возникновение внутриполитического конфликта. Выражается в обострении внутренней обстановки в стране в результате ее участия в международном конфликте. Классический пример: Первая мировая война была одной из причин двух русских революций в 1917 г.

• Межгосударственный конфликт может стать одной из причин временного урегулирования внутриполитического конфликта. Например, в годы Второй мировой войны Движение сопротивления во Франции объединило в своих рядах представителей конфликтующих в мирное время политических партий.

Спецификой межгосударственного  конфликта является то, что часто  он реализуется в виде войны. В чем отличие войны от межгосударственного вооруженного конфликта?

• Война не сводится только к вооруженному противоборству и  отличается источниками и причинами. Если вооруженные конфликты, не ставшие войнами, возникали в основном в силу действия таких причин, как территориальные, религиозные, этнические, классовые спорные вопросы, то в войнах основу составляют глубинные экономические причины, острые политические, идеологические противоречия между государствами.

• Военные конфликты  менее масштабны, чем войны. Цели, преследуемые сторонами в военных  конфликтах, достаточно ограничены по масштабам и применяемым средствам.

• В отличие от военного конфликта война является состоянием всего общества, участвующего в ней.

• Война оказывает  более значительное воздействие  на последующее развитие государств, международной обстановки.

 

 

1.3 Направления предотвращения  межгосударственных конфликтов

Предотвращение межгосударственных конфликтов имеет ряд особенностей. Они заключаются в следующем:

• поскольку непротиворечивого  общества не бывает, трудно искусственно создать условия для бесконфликтного  общественного развития;

• основные усилия по предотвращению конфликтов должны быть направлены на бесконфликтное решение проблем, возникающих в результате объективных противоречий;

• предотвращение подразумевает  максимальное снижение негативных последствий  потенциальных конфликтов;

• основные усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов направляются на исключение вооруженного насилия.

Основные направления  предотвращения межгосударственных конфликтов определяются исходя из принципов демократического развития мира (А. Богданов, А. Глухова, А. Кокошин, Б. Краснов, О. Рыжов).

1. Интернационализация жизни мирового сообщества в хозяйственно-экономической, политической и культурной сферах. Свидетельство тому — существующие уже десятилетия и вновь создаваемые экономические союзы, сообщества, совместные предприятия.

2. Строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования Главное в содержании этого принципа — признание всеми субъектами международных отношений права каждого народа на свободный выбор пути развития и недопустимости его навязывания любому государству и обществу, а также признание объективно существующей многовариантности общественного развития.

3. Снижение уровня военного противостояния — непрерывное, последовательное и равномерное сокращение вооружений, прежде всего оружия массового поражения. Это одно из важнейших направлений в предотвращении конфликтов с применением вооруженных сил, снижении их разрушительных последствий. Разоружение может стать основой более интенсивного социально-экономического прогресса, который поднимет международную безопасность на более высокий уровень, улучшит условия жизни людей, снизив, таким образом, и опасность внутриполитических конфликтов. Во-первых, разоружение должно быть взаимное, равномерное и равноценное для всех конкурирующих сторон. Во-вторых, недопустимость монополии одной из сторон в разработке нового оружия, в том числе имеющего оборонительный характер В-третьих, в современных условиях, когда невозможен абсолютный контроль за процессами разоружения и разработкой нового оружия, необходимо развитие доверия и сотрудничества в этих областях.

4. Усиление роли международных межправительственных организаций, таких, как ООН, СБСЕ и другие, в области правового регулирования взаимоотношений между странами. Главная задача этих организаций в контексте рассматриваемой проблемы — возглавить строительство системы международной региональной и всеобщей безопасности. Важную роль в предотвращении межгосударственных конфликтов могут сыграть объединенные вооруженные силы ООН. История показывает, что коллективные усилия государств, даже относящихся к различным социально-политическим системам, почти всегда были плодотворными. Яркий пример — антигитлеровская коалиция в годы, Второй мировой войны. Совместные акции государств по выполнению решения ООН позволили блокировать агрессивные действия Ирака по отношению к Кувейту. Проблема предотвращения применения военной силы во внешнеполитической практике — сегодня одна из самых актуальных. Решение ее гарантирует общецивилизационный прогресс и способствует предотвращению конфликтов во внутриполитической жизни государств.

Информация о работе Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов