Межэтнические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:24, реферат

Описание работы

В настоящее время межэтнические конфликты стали весьма традиционным явлением в общественно-политической жизни многих стран. В ряду таких конфликтов особое место занимает проблема обретения курдским народом национальной независимости, которая стала самым крупным неразрешенным межэтническим конфликтом на территории Турции.
Это сложный, длительный, противоречивый процесс. И на современном этапе он приобретает особую значимость и остроту.

Файлы: 1 файл

mo.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

 

1ОСЬ ЗЛА -термин, использующийся в ряде западных стран для описания режимов, спонсирующих, по мнению США, терроризм или разрабатывающих оружие массового поражения и способных передать его террористам. Впервые термин был использован в ежегодном обращении к Конгрессу США 29 января 2002 г., Дж. Бушем, отнесшим к «оси зла» Ирак, Иран и Корею. В июне 2002 г. заместитель госсекретаря США Джон Болтон причислил к «оси зла» еще три страны — Кубу, Ливию и Сирию, которые якобы стремятся к получению химического или биологического оружия. Термин «ось зла» предложил спичрайтер президента Дэвид Фрам, которого попросили придумать фразу, намекающую на наличие связи между Ираком и «Аль-Каидой. Группа стран «оси зла» частично совпадает с группой «стран-изгоев» в список которых еще с 1990-х гг. входили также Афганистан и Ливия.                      Содержание определения раскрывается, в частности, в Стратегии национальной безопасности, принятой администрацией Буша в сентябре 2002 г.: «Страны-изгои» — это те страны, где: жестоко обращаются с собственным народом, разбазаривают национальные ресурсы ради личной выгоды правителей; оказывают помощь терроризму в глобальном масштабе; отвергают базовые человеческие ценности, ненавидят Соединенные Штаты и все то, за что США выступают». Новая версия «черного списка» появилась в январе 2005 г., когда К. Райс, выступая в сенате США, перечислила «оплоты тирании»: Иран, Северную Корею, Кубу, Белоруссию, Зимбабве и Мьянму. В новой Стратегии национальной безопасности США, обнародованной 16 марта 2006 г., в качестве таковых обозначены 7 «деспотических режимов» — Белоруссия, Зимбабве, Иран, КНДР, Куба, Мьянма, Сирия. Оглашение подобных списков всегда преследует 2 цели: предупреждение прочих государств о недопущении сотрудничества с «неблагонадежными» режимами и оправдание гонки вооружений, ведущейся США и НАТО.                       В феврале 2007 г. США фактически добавили к списку государств «оси зла» Россию и Китай. Выступая перед комитетом министр обороны Роберт Гейтс заявил о необходимости увеличения численности вооруженных сил США в случае будущих военных конфликтов. «Нам нужен полный спектр военных возможностей, в том числе наземные боевые силы для борьбы с большими армиями, а также гибкие подразделения для специальных операций по борьбе с терроризмом. Мы не знаем, что может развиться в таких местах, как Россия, Китай, Северная Корея, Иран или где-то еще». В противовес «оси зла» в начале 2006 г. президент Венесуэлы Уго Чавес ввел термин «ось добра» для обозначения союза Венесуэлы, Кубы и Боливии — самых левонастроенных государств Латинской Америки.

4. В настоящее время межэтнические конфликты стали весьма традиционным явлением в общественно-политической жизни многих стран. В ряду таких конфликтов особое место занимает проблема обретения курдским народом национальной независимости, которая стала самым крупным неразрешенным межэтническим конфликтом на территории Турции.

Это сложный, длительный, противоречивый процесс. И на современном этапе  он приобретает особую значимость и  остроту.

Курдский вопрос существенным образом затронул национальные интересы Турции, создав зону нестабильности в  данном регионе, угрожающую национальной безопасности страны.

Одной из многочисленных причин конфликта является экономическая  отсталость района, политическое бесправие  курдского населения, медленное  развитие его общественной и культурной жизни, игнорирование национальных прав. Стремление курдов к национальному  самоопределению и желание играть подобающую их численности роль в  стране также способствует развитию конфликта.

Курды населяют юго-запад  азиатского материка, занимая смежные  территории юго-восточной Турции площадью более 200 тыс.кв.км., северо-западного Ирана – свыше 160 тыс.кв.км., северного Ирака – до 75 тыс.кв.км и северной Сирии – до 15 тыс.кв.км. В настоящее время курды один из самых больших по численности населения народов (около 40 млн.), лишенный права на самоопределение и не имеющий своей государственности.

С древнейших времен курдский народ ведет непрерывную борьбу за свою свободу и независимость. Эта борьба не сопровождалась как  у большинства других народов  установлением государственности. Этому процессу мешали, в первую очередь, внешние условия, так как  Курдистан, занимая центральное геостратегическое положение на Ближнем Востоке, был постоянной ареной бесконечных войн. В процессе этих войн курды несли огромные людские и материальные потери.

Курдское национальное движение, борьба за обретение независимости  прошли через ряд этапов. В XIX веке курды выступали за создание независимых  курдских княжеств. По мере усиления и  распространения курдского национализма сформировалась главная политическая цель движения – борьба за единое государство, независимый Курдистан.

Во второй половине 20-го века в связи с обострившимся противоборством  между арабским миром и Израилем и стремлением двух противостоящих друг другу в мире военно-политических блоков использовать его в своих  интересах, появились предпосылки  для возрождения курдского национального  движения. На сегодняшний день борьба курдов за свои права сильно зависит от внешних факторов. Следует отметить, что США лояльно относятся к национальному движению курдов за свою независимость в Иране и Ираке. Это связано с особенностями американской внешней политики в отношении Багдада и Тегерана. При том, что Вашингтон внешне поддерживает стремление курдов к независимости, США, тем не менее, перестают занимать последовательную позицию в отношении курдов, проживающих в Турецкой Республике, с которой имеются темные союзнические отношения. Неоднозначная позиция американцев в решении общекурдской проблемы фактически усложняет ситуацию в данном регионе. Волна кровавых революций, начавшихся на севере Африки, сегодня докатилась и до турецких берегов. Об этом свидетельствуют последние события, происходящие в недавно спокойной Сирии, граничащей с Турцией. Данный факт может стать толчком к новому всплеску выступлений курдской оппозиции и большой вероятностью может осложнить и без того непростую ситуацию, сложившуюся в турецком Курдистане. При том, что власти Турции жестко и последовательно занимают весьма негативную позицию по проблеме курдской автономии, правящая верхушка курдской оппозиции сама зачастую занимает недальновидную позицию. Призывая к вооруженным действиям, которые сопровождаются многочисленными человеческими жертвами, она забывает об интересах самого народа. В самом курдском движении отсутствует единая позиция по решению главных вопросов данной проблемы. Такому положению дел во многом способствует территориальная раздробленность, несогласованность между политическими организациями в отдельных частях Курдистана. В среде курдских политических партий существует неоднозначная позиция и по отношению к Западу. Некоторые выступают за тесный союз с ним, но есть и такие, которые рассматривают Запад в качестве заклятого врага. Создавая крайние политические и террористические организации, курдские экстремисты усиливают и без того постоянную напряженность в регионе. Мировое сообщество показало, что оно больше не будет мириться с тотальным нарушением прав человека и преследованием национальных меньшинств. Примером тому служат последние события в Ливии. Но руководству курдской оппозиции не следует упускать из виду тот факт, что Турция является членом НАТО. И как бы Запад ни отстаивал принципы нравственности и справедливости, свои интересы в ближневосточном регионе он всегда будет ставить выше интересов курдского народа. Исходя из реалий сегодняшнего дня, курдам нужно отказаться от вооруженной борьбы и стараться решать вопросы за столом переговоров. Ведь последние действия курдской оппозиции, такие как два покушения на премьер-министра Эрдогана за последние два месяца и недавнее заявление лидера Курдской рабочей партии Абдуллаха Оджалана «развязать войну», если после выборов не начнутся переговоры о прекращении конфликта, не приведут многострадальный курдский народ к достижению цели в многолетней борьбе за свободный и независимый «Курдистан». Решающее значение в решении курдской проблемы имеет и позиция премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и его Партии Справедливости и Развития, которая выиграла парламентские выборы, состоявшиеся 12 июня 2011 года. Оптимальным видится отказ властей от националистической политики и переход к постепенному предоставлению курдам национальных коллективных прав. Ведь вполне допустимо признание Турцией курдов как народ. Их можно уравнять в политических правах с турецким населением, легализовать курдский язык. Если турецкое правительство начнет проводить политику позиционирования курдов как равноправного туркам народа, у курдской оппозиции не будет оснований вести вооруженную борьбу с целью создания отдельного государства.


Информация о работе Межэтнические конфликты