Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:03, реферат
Восприятие и оценка партнера по общению представляет важную сторону процесса беседы. Воспринимая качества собеседника, исследователь определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения о внутренних психологических свойствах данного человека. Данные умозаключения основаны на наблюдении внешнего облика собеседника (физические качества и внешность) и поведения (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Это дает возможность сформировать определенное к нему отношение. Перечисленные феномены принято относить к социальной перцепции.
Восприятие и оценка партнера по
общению представляет важную сторону
процесса беседы. Воспринимая качества
собеседника, исследователь определенным
образом оценивает их и делает
некоторые умозаключения о
Термин "социальная перцепция" был
введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки
так называемого нового взгляда
(New Look) на восприятие. Вначале под
социальной перцепцией понималась социальная
детерминация перцептивных процессов.
Позже исследователи, в частности в социальной
психологии, придали понятию несколько
иной смысл: социальной перцепцией стали
называть процесс восприятия так называемых
социальных объектов, под которыми подразумевались
другие люди, социальные группы, большие
социальные общности. Именно в этом употреблении
термин закрепился в социально-психологической
литературе. Поэтому восприятие человека
человеком относится, конечно, к области
социальной перцепции, но не исчерпывает
ее.
Социальная перцепция - процесс
восприятия так называемых "социальных
объектов", под которыми подразумеваются
другие люди, социальные группы, большие
социальные общности. Социальная перцепция
представляет собой восприятие, изучение,
понимание, оценку людьми социальных объектов
(других людей, себя, групп); процесс формирования
в сознании людей образов социальных объектов
как результат восприятия, понимания,
познания людьми друг Друга.
Восприятие социальных объектов обладает
такими многочисленными специфическими
чертами, что само употребление слова
"восприятие" кажется здесь не совсем
точным, так как ряд феноменов, имеющих
место при формировании представления
о другом человеке, не укладывается в традиционное
описание перцептивного процесса, как
он дается в общей психологии. Поэтому
в социально-психологической литературе
до сих пор продолжается поиск наиболее
точного понятия для характеристики описываемого
процесса. Многие исследователи предпочитают
в этом случае обратиться к французскому
выражению "connaissanse d'autrui", что означает
не столько "восприятие другого",
сколько ^познание другого". В отечественной
литературе также весьма часто в качестве
синонима "восприятие другого человека"
употребляется выражение "познание
другого человека" (А.А. Бодалев).
Это понимание термина обусловлено
специфическими чертами восприятия другого
человека, к которым относится восприятие
не только физических характеристик объекта,
но и поведенческих его характеристик,
формирование представления о его намерениях,
мыслях, способностях, эмоциях, установках
и т. д. Кроме того, в содержание этого же
понятия включается формирование представления
о тех отношениях, которые связывают субъект
и объект восприятия. Именно это придает
особенно большое значение ряду дополнительных
факторов, которые не играют столь существенной
роли при восприятии физических объектов.
Активное участие субъекта восприятия
в общении предполагает для установления
согласованных действий с партнером учет
его ожиданий, желаний, намерений, прошлого
опыта и т. п.
Социальную перцепцию определяют
как восприятие внешних признаков человека,
соотнесение их с его личностными характеристиками,
интерпретацию и прогнозирование на этой
основе его поступков. В ней обязательно
присутствует оценка другого человека
и формирование отношения к нему в эмоциональном
и поведенческом плане. Иными словами,
процесс восприятия одним человеком другого
выступает как обязательная составная
часть общения и условно может быть назван
перцептивной стороной общения.
Выделяют следующие основные функции социальной перцепции:
Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать:
Еще сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъекта восприятия выступает не только отдельный индивид, но и группа. Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует еще добавить: восприятие группой своего собственного члена; восприятие группой представителя другой группы; восприятие группой самой себя, и, наконец, восприятие группой в целом другой группы.
Выделяют следующие основные социально-перцептивные
действия:
Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я (Я-концепция), о собеседнике (Ты-концепция), о группе, к которой человек принадлежит или относит себя психологически (Мы-концепция). Осознание себя через другого имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению).
Продуктом таких действий является
та или иная степень достигнутого
взаимопонимания участниками общения
(сходство взглядов, установок, впечатлений
о предмете общения и друг о друге, принятие
роли и т. п.). Взаимопонимание - социально-психологическое
явление, ядро которого составляет эмпатия,
связанное с глубоким проникновением
людей в духовный мир друг друга.
Каузальная атрибуция – это
эффект межличностного восприятия, заключающийся
в приписывании людьми друг другу
причин поведения и его образцов.
Исследования каузальной атрибуции в
широком смысле слова рассматриваются
как изучение попыток «рядового человека»,
«человека с улицы» понять причину и следствие
тех событий, свидетелем которых он является.
Иными словами, акцент делается на так
называемую «наивную психологию», на ее
интерпретацию «своего» и «чужого» поведения.
Родоначальником исследований по каузальной
атрибуции является Ф. Хайдер, впервые
сформулировавший и саму идею каузальной
атрибуции и давший систематическое описание
различных схем, которыми пользуется человек
при построении причинного объяснения
поведения другого человека. Из других
авторов, работающих в данной области,
наиболее значительные исследования проводили
Э. Джонс,
К. Дэвис, Г. Келли.
По мере развития идей каузальной атрибуции
изменялось первоначальное содержание
концепции. Если ранее речь шла лишь о
способах приписывания причин поведения,
то теперь исследуют способы приписывания
более широкого класса характеристик
– интенций, качеств личности. Однако
основной тезис остается неизменным: люди,
познавая друг друга, стремятся к познанию
причин поведения и вообще причинных зависимостей
окружающего их мира. При этом они, естественно,
опираются на ту информацию, которую могут
получить об этих явлениях. Однако, поскольку
сплошь и рядом этой информации оказывается
недостаточно, а потребность сделать причинный
вывод остается, человек в такой ситуации
начинает не столько искать истинные причины,
сколько приписывать их интересующему
его социальному объекту.
Таким образом, содержанием процесса познания
другого человека становится процесс
этого приписывания, т.е. каузальная атрибуция.
Сегодня среди исследователей межличностного
восприятия существует мнение, что открытие
явления каузальной атрибуции означает
важнейший шаг по пути развития знаний
о процессах межличностного восприятия.
Можно согласиться с тем, что процессы
каузальной атрибуции действительно составляют
существенную сторону межличностного
восприятия, причем ту, которая значительно
слабее проанализирована в предшествующий
период, а именно – характеристику самого
процесса восприятия другого человека,
его специфику.
Общая схема, раскрывающая структуру процесса
каузальной атрибуции, предложена Э. Джонсом
и К. Дэвисом (рис. 1).
События совершаются так, что вся предложенная
здесь последовательность единиц анализа
«проигрывается» слева направо: поступок
каждого человека направляем определенной
диспозицией, эта последняя реализуется
при помощи знаний и способностей; результатом
является действие, которое приводит к
ряду следствий.
Однако перед наблюдателем предложенных
единиц все они при анализе выстраиваются
справа налево: «наивный наблюдатель»
(т.е. обыденный человек) идет от следствий
к диспозициям и именно таким образом
делает вывод. В разных звеньях этой цепочки
коренятся различные возможности приписывания
как причин, так и других характеристик.
Мера соответствия наблюдаемых следствий
другим элементам схемы оказывается весьма
различной. В ряде экспериментов было
установлено, что эта мера зависит от двух
показателей – степени уникальности (или
типичности) поступка и степени его «социальной
желательности» (соответствия нормам).
На этом основании был сделан вывод о том,
что поведение, демонстрирующее явные
ролевые образцы, не нуждается в особом
объяснении, но отходящее от ролевых требований,
представляется в значительной степени
«интригующим» и потому вызывает особый
интерес с точки зрения поисков его причин.
В том виде, как она определяется соц. психологами, М. а. указывает на благосклонное отношение или чувство приязни и симпатии к др. чел. Большинство эмпирических исслед. посвящено первым впечатлениям и начальным контактам, хотя внимание к аттракции между людьми в продолжающихся отношениях привлекает. Установлено, что первые впечатления определяют поведение чел. в отношении др. лица и могут вызывать у этого другого реакции, которые согласуются с этим впечатлением и, т. о., подкрепляют его. В качестве общего правила, нас тянет к тем, кто, как мы полагаем, обладает благоприятными характеристиками или качествами, и нас отталкивают те, кого мы воспринимаем как наделенных неблагоприятными атрибутами, причем силы притяжения/отталкивания тем больше, чем больше воспринимаемые нами достоинства/недостатки др. людей.
Физическая внешность. Люди всех возрастов склонны предпочитать физ. привлекательных людей физ. непривлекательным. В пределах одной и той же культуры или субкультуры существует значительная степень согласия в оценках физ. привлекательности чел., однако нам мало что известно о тех конкретных атрибутах, к-рые определяют красоту. Физ. привлекательные люди воспринимаются как обладающие такими социально желательными чертами личности, как чуткость, доброта, скромность, ум и общительность и, в соответствии с этими стереотипными представлениями, физически привлекательные вызывают к себе большее чувство симпатии, чем физ. непривлекательные. Однако существуют свидетельства, что физ. внешность оказывает большее влияние на влечение мужчин к женщинам, чем наоборот.
Поведение. Впечатления часто основываются на наблюдениях открытого поведения в сочетании с тем контекстом, в к-ром оно возникает. Исслед. в области каузальной атрибуции показывают, что поведение др. чел. зачастую объясняется путем приписывания ему соответствующих личностных диспозиций. Эти умозаключения в дальнейшем влияют на возникновение чувства симпатии или неприязни к этому чел.
Существуют определенные свидетельства
тому, что на возникновение симпатии
оказывают влияние такие
Сходство. Наша симпатия к др. людям возрастает как прямая функция от степени, в к-рой мы воспринимаем их похожими на нас в своих мнениях, интересах и личностных характеристиках. Многочисленные лабораторные и полевые эксперименты оказывают сильную поддержку такому заключению.
Последствия привлекательности. Последствия
межличностной
Многие реакции на др. чел., по-видимому, вовсе не зависят от его привлекательности. В свою очередь, привлекательность др. чел. обычно вызывает тенденцию сближаться и устанавливать дружеские отношения с этим чел. Что не вызывает сомнений, так это то, что на формы, к-рые будет принимать эта тенденция сближения, в значительной степени влияют ситуационные и личностные факторы.
См. также Аттитюды, Экспрессивная мимика
А. Айзен