Межнациональные браки как предмет социологического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной контрольно - курсовой работы является выявление особенностей межнациональных браков как предмета социологического анализа.
Для решения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть понятия семьи и брака, а также типы семьи и её организации;
Рассмотреть межнациональные браки в России и межнациональные браки на международном уровне;
Провести социологическое исследование по данной теме.

Содержание работы

Введение 3
1. Семья как социальный институт 5
1.1. Понятия семьи и брака 5
1.2. Типы семьи и её организации 6
2. Социальная природа межнациональных браков 9
2.1. Межнациональные браки в России 9
2.2. Межнациональные браки на международном уровне 13
3. Социологическое исследование на тему “Отношение к межнациональным бракам” 18
3.1. Определение проблемной ситуации, ее актуальность 18
3.2. Анализ работы 23
3.3. Выводы по результатам социологического исследования 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая соц.семьи.docx

— 64.01 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

1. Семья  как социальный институт 5

1.1. Понятия семьи и брака 5

1.2. Типы семьи и её организации 6

2. Социальная  природа межнациональных браков 9

2.1. Межнациональные браки в России 9

2.2. Межнациональные браки на международном  уровне 13

3. Социологическое  исследование на тему “Отношение  к межнациональным бракам” 18

3.1. Определение проблемной ситуации, ее актуальность 18

3.2. Анализ работы 23

3.3. Выводы по результатам социологического исследования 24

Заключение 26

Список  использованной литературы 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная тема актуальна, для  студентов, начинающих знакомиться  с курсом социологии семьи, она раскрывает особенности межнациональных браков. Межнациональные браки представляют собой форму межличностных взаимоотношений мужчины и женщины, граждански принадлежащих к разным национальным общностям, исторически сложившимся в границах двух разных территориально-государственных образований, и накладывают определенную совокупность обязанностей и предписаний на супругов с учетом этнической принадлежности, основанной на общности культуры, религии и традиций той социальной группы, с которой каждый из супругов себя осознает с момента рождения и обладает ее идентичностью, которая впоследствии служит социальной базой для действия в браке. Степень изученности выбранной темы недостаточна. На примере различных трудов и источников, мы можем рассмотреть межнациональные браки как предмет социологического анализа. Степень изученности представлена в исследованиях Горизонтова Л., Гриценко В.В., Корнева В.А., Эль-Журди А., Корнеевой С. В., Некрасовой А.Н., Сизоненко З.Л., Титовой Т.А., Топилина А.В., Шнейдера Л.Б.1.

Целью данной контрольно - курсовой работы является выявление особенностей межнациональных браков как предмета социологического анализа.

Для решения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть понятия семьи и брака, а также типы семьи и её организации;
  2. Рассмотреть межнациональные браки в России и межнациональные браки на международном уровне;
  3. Провести социологическое исследование по данной теме.

Объектом  исследования данной контрольно - курсовой работы являются межнациональные браки как предмет социологического анализа, предметом – специфика межнациональных браков как предмета социологического анализа.

Гипотеза исследования: национальность не столь важна для выбора партнера, т.к. брак, в первую очередь, это союз людей, любящих друг друга.

Структура курсовой  работы обусловлена целью, задачами и состоит из введения, трех пунктов, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, формируются объект, предмет, цель и задачи курсовой работы.  В трех пунктах последовательно прослеживаются понятие семьи и брака, типы семьи и её организации, межнациональные браки в России и межнациональные браки на международном уровне; а также проводится социологическое исследование. В заключении делается вывод о проделанной курсовой работе, и подводятся итоги к трем пунктам.

Работа выполнена в рамках конкретно-исторического  подхода, использованы такие методы как:

  • дедуктивный
  • логический
  • сравнительный

1. Семья как социальный институт

1.1. Понятия семьи и брака

Специфика социологического изучения семьи заключается в  том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию.

Семья выступает  как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.      

Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную  структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.

Понятие «семьи» характеризует  ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка), члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.   Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.          Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям. Иными словами брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля.

Многочисленные зарубежные исследования влияния различных аспектов добрачного поведения на качество брака позволили установить, что на качество брака влияют следующие факторы:

1) гомогенность, т.е. близость социально-экономических статусов жениха и невесты, одинаковость вероисповеданий, примерно равное образование и отсутствие резких возрастных перепадов;

2) наличие ресурсов, необходимые для успешного выполнения будущих супружеских ролей: уровень образования, более старшие возрастные категории, уровень социального статуса, степень знакомства, уровень культуры, уровень самооценки и физическое здоровье;

3) воспитание и образцы поведения в родительской семье;

4) поддержка со стороны друзей и родственников;

1.2. Типы семьи и её организации

В зависимости от форм брака  выделяется несколько типов семьи  и её организации:

  • моногамная семья — состоящая из двух партнёров
  • полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров

Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно.

Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

  • однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей или детей от предыдущих (гетеросексуальных) браков.
  • разнополая семья

В зависимости от количества детей:

  • бездетная, или инфертильная семья;
  • однодетная семья;
  • малодетная семья;
  • среднедетная семья;
  • многодетная семья.

В зависимости от состава:

  • простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
  • элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
  • полная — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
  • неполная — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
  • составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей.
  • сложная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В настоящее время в  нашей стране преобладают простые  семьи, имеющие детей или без  них. Сложные же семьи, состоящие  из двух или более супружеских  пар, составляют 4,3 % от всех семей в  странах СНГ.

Каждую из категорий семей  характеризуют протекающие в  ней социально-психологические явления  и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические  аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов  членов семьи, социально-психологические  цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.   Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак - образование  семьи;

2) начало деторождения - рождение  первого ребенка;

3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

4) вступление в брак  и выделение из семьи последнего  ребенка;

5) прекращение существования  семьи - смерть одного из супругов.

Лучшим возрастом для  вступления в брак считается возраст  от 20 до 25 лет. Прежде чем вступить в брак, нужно оценить общность жизненных интересов, уровень развития, серьезность намерений и глубину уважения и любви друг к другу. Необходимо начинать вырабатывать качества бережного отношения друг к другу еще до брака, в период знакомства. Только на такой основе можно построить нормальную семейную жизнь.     Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.  
Основным документом семейного законодательства является Семейный кодекс Российской Федерации.         Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.    Семейные отношения имеют большое значение для здоровья людей. Благоприятный морально-психологический климат семьи положительно сказывается на здоровье ее членов. Статистика свидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут.       

2. Социальная природа межнациональных браков

2.1. Межнациональные браки в России

Изучение межнациональных браков - одно из наиболее важных направлений  в социологии, потому что такие  браки являются каналом изменения  этно-демографической структуры  российского общества. Исследование межнациональных браков как одной из разновидности брака было очень популярно несколько десятков лет назад, в период существования СССР, когда в его состав входили все республики и национальности. Рост численности межнациональных браков в этот период трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений, а также как одна из характеристик этнической адаптации. В этот временной период также наблюдалась высокая степень репрезентативности источника, потому что графа “национальность” включалась в формуляры записи актов о браке (сейчас эта графа заполняется по желанию лиц, вступающих в брак). Это обстоятельство позволяло получать информацию о национальном составе брачных пар по всем регионам страны. Наиболее активно в этот период исследовались межнациональные браки в союзных республиках (Казахстан, Туркменистан, Украина, Молдавия, Киргизия, Узбекистан и т.д.). Если в 1959 г. их количество составляло 5,2 млн. или 10,2% всех браков в стране, то в 1979 г. - 9,9 млн. или 14,9%, а в 1989 г. - 12,8 млн. или 17,5%. Однако в начале 90-х годов прошлого столетия появились новые тенденции во взаимовлиянии миграционной обстановки и положения этнически смешанных семей. Распад Советского Союза привел к разрыву не только хозяйственных, но и родственных связей, что негативном образом отразилось на самочувствии национально смешанных семей. Многие из них, особенно в зонах межнациональных конфликтов, разрушились. Все это, в конечном счете, привело к ухудшению межнациональной ситуации во многих регионах страны, росту ксенофобии, усилению межэтнической интолерантности, ухудшению демографических показателей. Негативные процессы, вызванные распадом СССР, усиление этнонационалистических тенденций способствовали тому, что в общественном сознании сформировалось отрицательное отношение к самой идее заключения смешанных браков2.           В современных условиях интерес к проблематике межнациональных браков заметно упал. Сегодняшние немногочисленные научные исследования представлены изучением межнациональных браков в автономных республиках в составе России (Башкортостан, Якутия, Ханты-Мансийский АО и т.д.). А между тем, изучая и анализируя динамику, характер развития межнациональных браков в обществе можно не только глубоко понять социальную сущность межнациональных взаимоотношений между народами, но и иметь научное обоснование при разрешении межнациональных конфликтов, при формирование новых локальных субкультур, при исследовании взаимодействия этнических и социальных процессов. Особенно это относится к России, на территории которой близко друг к другу проживает большое и разнообразное количество национальностей, которые в процессе повседневной жизни достаточно тесно взаимодействуют между собой. Социальная природа межнациональных браков заложена в национальной принадлежности супругов к тому или иному этносу как исторически сложившейся устойчивой совокупности людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры (язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки и т.д.) и психологического склада. Этнические свойства (язык, культура, сознание) формируются только в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, правовых. В научной литературе выделяется достаточно много признаков этноса, но главными можно назвать следующие: язык, культура, территория, общность происхождения. Разность и специфика традиционных, национальных культур, основанных на этнических особенностях и образе жизни тех наций, к которым относятся супруги, проявляется в межнациональном браке довольно активно и выражается на уровне повседневного взаимодействия. Этническое самосознание выступает важным компонентом взаимоотношений супругов в процессе их совместной жизнедеятельности, потому что оно сформировалось в социальной общности их происхождения и представляет собой совместную историческую практику его членов. Этническое самосознание не сводится только к пониманию этнической (национальной) принадлежности супруга. Оно проявляется также в осознании индивидом своих действий, чувств, мотивов поведения и т.д. Этническое самосознание возникает в процессе длительной совместной жизни людей и сильное воздействие на его формирование оказывает социальная среда, представление об общем происхождении, общих исторических судьбах и т.д. Благодаря ему, во многом, решение о вступлении в брак с человеком другой национальности связано с большой личной ответственностью, и в принципе, не может быть принято без достаточных морально-психологических оснований. Таким образом, можно сказать, что межнациональные браки - это брачные союзы, заключение которых связано с преодолением тех или иных предрассудков и требует большего субъективного вмешательства со стороны его участников (супругов)3.

Русские являются самым крупным  этносом, значительно превосходящим  по численности остальные народы России. Специальные расчеты, проведенные  по материалам ЗАГСов и переписей, показали, что среди русских частота  межнациональных браков значительно  превышала количество таких браков у большинства других народов, у  которых внутриэтнические брачные  связи были сильнее межнациональных.   По данным статистики, межнациональные браки чаще встречаются в среде городского населения. В основном, это связано с миграцией населения. Тенденция межнациональных браков такова, что результатом брачного выбора русских невест становятся партнеры других национальностей.

Вопрос национально-культурной идентичности в межнациональном браке усложняется  еще тем фактом, что Россия оставалась долгое время закрытым, изолированным  от внешнего мира государством. Это  обстоятельство характеризуется в  современных условиях отсутствием  достаточно полного, всестороннего  и четкого представления у  иностранных граждан о российском обществе, о русской культуре в  целом. Информационный обмен по национальным, культурным, историческим достижениям  и происходящим процессам не является в определенной мере адекватным и  не позволяет правильно оценить  и истолковать позитивные или  негативные стороны этих явлений. Для  представителей иностранных сообществ  нет понимания русских как  нации, либо оно трактуется с каким-нибудь негативным смыслом. В российской действительности, наоборот, идет активное знакомство с  зарубежной культурой, иногда даже закрепляемое в русском сознании. Это, например, относится к иностранным праздникам как элементу культурно-исторического  развития общества, которые отмечаются в российской среде и поддерживаются членами российского общества. Преодоление  барьера информационной недостаточности, распространение знания о традиционной русской культуре, о достоинствах российской общности как реально  существующей совокупности индивидов  позволит сократить, хотя бы некоторые, этнические расхождения и недопонимания  супругов в межнациональном брачном  союзе. Еще одним, не менее важным компонентом социальной природы межнациональных браков выступает религия. Различия в веровании, в религиозном сознании и установках заложены в супружеских отношениях, и их проявления зависят от степени религиозности супругов, внутреннего состояния веры каждого из них, насколько она важна для них. Религиозный фактор является в некоторых ситуациях главенствующим показателем, что может даже помешать заключению брака. Например, в “Своде законов Российской империи” прямо указывалось на то, что “лицам православного и римско-католического исповеданий запрещалось вступать в брак с нехристианами”. Рассматривая религию в качестве удовлетворения духовной потребности личности, следования религиозным традициям, необходимо это обязательно учитывать супругами в брачном союзе и воспринимать веру партнера, его религиозные чувства серьезно, потому что религиозные убеждения - это довольно сильное, внутреннее восприятие мира человеком, что практически, оно не подвержено изменениям4.   

Информация о работе Межнациональные браки как предмет социологического анализа