Межнациональные браки в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 23:04, статья

Описание работы

Брак является одной из основополагающей сферы человеческой деятельности. Вопрос о брачном выборе очень важен и значим для индивида. Крепкие семьи создаются, когда между мужем и женой очень много общего– общие взгляды, интересы, увлечения, культура, язык, религия, национальность, менталитет, привычки и т.д. Но и не стоит забывать о семьях, в которых супруги относятся к разным национальностям. Вопрос о межнациональном браке актуален в наше время как никогда.

Файлы: 1 файл

Межнациональные браки в современном обществе.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)

 

Межнациональные браки в современном обществе.

Брак является одной из основополагающей сферы  человеческой деятельности. Вопрос о  брачном выборе очень важен и  значим для индивида. Крепкие семьи создаются, когда между мужем и женой очень много общего– общие взгляды, интересы, увлечения, культура, язык, религия, национальность, менталитет, привычки и т.д. Но и не стоит забывать о семьях, в которых супруги относятся к разным национальностям. Вопрос о межнациональном браке актуален в наше время как никогда.[1]

Говоря о понятии национальность, мы подразумеваем принадлежность человека к определенной нации, народности, этнической группе, складывающейся под влиянием общего языка, национального самосознания личности, особенностей культуры, быта.

С развитием общества кроме традиционных критериев брачного выбора, к которым можно отнести социальные, культурные, психологические, экономические, физические, религиозные, широко распространен межнациональный брачный выбор, в котором партнер является представителем государства ближнего или дальнего зарубежья. Сегодня межнациональные браки с иностранцем не редкость. Говоря о межнациональном браке, мы понимаем это понятие как союз между мужчиной и женщиной относящимся к разным странам и к разным национальностям. В межнациональном браке этническая принадлежность играет важную роль, так как это союз между мужчиной и женщиной принадлежащим к различным этносам[2]. В зависимости от личностно-индивидуальных особенностей супругов, от степени их интефикации с собственной этнической группой и появление условных норм, обычаев, традиций в повседневной супружеской жизни, происходит в определенной степени преломление первоначальной сложившийся и сформировавшейся в процессе становления личности супруга национально-культурной идентичности.

В процессе взаимоотношений супругов возможны преобразования этнических особенностей: либо полное приобретение одним из супругов культурных характеристик другого супруга или же наоборот утрата собственного исторического наследования. Либо признание обоими супругами определенных этнических и культурных черт. Участники межнационального брака несут личную ответственность за свой выбор и за свою супружескую жизнь.

Межнациональные браки с  иностранным партнером представляют собой сложное межличностное, социальное и культурное переплетение. Такой брак представляет собой форму межличностных отношений женщины и мужчины принадлежащим граждански к разным национальным общностям, исторически сложившиеся в разных территориально-государственных образований. Это так же определяет совокупность предписаний и обязанностей для супругов, с учетом их национальной принадлежности, основанной на общности культуры, традиции, этических норм и религии, с которой каждый из супругов себя осознаёт с момента рождения. Все эти критерии необходимо считать основой для заключения межнационального брака.

В зависимости от особенностей формирования культуры межэтнического общения в межнациональных семьях выделяют следующие типы: демократический  и авторитарный. Первый характеризуется  таким типом внутрисемейных отношений, когда семейный уклад строится на основе выборочного усвоения и принятия обычаев, традиций, норм, ценностей обоих супругов. Второй тип – авторитарный.

Здесь обычаи и традиции одной национальности «поглощены»  другой. Такое «поглощение» происходит, как правило, в пользу доминирующей культуры той или иной национальности (обычно титульной). Однако нужно отметить, что для межнациональных семей, формирующихся в полиэтническом регионе не характерен авторитарный тип семейного уклада, здесь обычно не воспитываются установки на национальную исключительность.

Главное в межнациональном  браке это уважение к различиям  национальной культуры, обычаям, укладу жизни согласно национальным традициям, все это не только не мешает, но даже и укрепляет семейный союз. Межнациональный брак не будет обременен национальными проблемами, так как общее культурное поле поможет партнерам понимать и взаимодополнять друг друга [3]. Благополучные межнациональные браки отличаются от неудавшихся тем, что в них либо один из супругов принимает ценности другого, либо, что значительно чаще, вырабатывается новая, семейная  культура, совмещающая в себе как личные, так и этнокультурные ценности. Но это происходит только тогда, когда обе стороны готовы к переговорам – и ведут их, искренне пытаясь увидеть происходящее глазами собеседника. Одни говорят, что такие семьи часто распадаются. Однако, пары, вступившие в смешанный брак считают, что «интернациональные» семьи способствуют снижению межнационального напряжения в обществе [4].

Но здесь  нужно вспомнить об одной из основных задач любой семьи – социализация детей.

Люди могут  не задумываться о своих культурных различиях на начальных этапах отношений, в процессе совместного проживания, но непременно начинают чувствовать разницу в культурных моделях членов семьи, воспитывая детей. Кто и как должен воспитывать ребенка? Как должны распределяться роли, и какие взаимоотношения с родителями можно считать нормальными?

 Разница  в культурах может быть детям  во благо, а может поставить  их в невыносимую ситуацию. Вопрос  идентичности периодически возникает  у ребенка в раннем детстве,  но особенно остро он встает  в подростковом возрасте. Чаще  всего на то, как ребенок себя осознает в межкультурной семье, влияют его отношения с родителями. Обычно первое серьезное обсуждение начинается, когда встает вопрос об образовании ребенка. В одной русско-грузинской семье не было конфликтов до тех пор, пока не настала пора отдавать детей в школу. Муж захотел, чтобы они учились только в грузинской школе и получали образование только на грузинском языке. Или же случай, когда муж-выходец из Ирака требовал от русской жены, чтобы ребенок получал школьное образование на "настоящей" родине - в Ираке. Цена такого решения сегодня очевидна [5]. Еще пример: одному канадскому папе показалось недостаточно, что ребенок говорит на прекрасном английском языке, и он потребовал, чтобы ребенок уехал в Канаду, хотя там, как утверждают специалисты, образование уступает российскому. По сути, всё это - примеры борьбы родителей за свой авторитет и доминантную роль в семье. Однако последствия такой борьбы слишком серьезны, потому что заложниками взрослых конфликтов неизбежно оказываются дети.

Поэтому родителям важно задуматься над тем, в какой культуре будет воспитываться ребенок, необходимо расставить приоритеты и смирится с какими-то неисправимыми национальными особенностями друг друга, а также выработать те принципы воспитания ребенка, которые не будут  ущемлять и нарушать его права.       

Таким образом, межнациональная семья – это одна из основных микроячеек полиэтнического общества, своеобразное средоточие его существенных особенностей и  сложное социальное образование, где сочетаются различные типы культур и, следовательно, различные ценностные ориентации. В такой семье как в фокусе можно увидеть всю сложность межэтнического взаимодействия. В ее рамках проявляются различные этносоциальные, этнокультурные, этнодемографические процессы и др. Так, в межнациональных семьях реально проявляются культурно-психологические особенности различных этнических групп. Внутренняя атмосфера в таких семьях, больше чем в однонациональных, способствует выработке толерантности, некоторых черт интернационализма, уважения и терпимости к обычаям и традициям других этносов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

1.Топилин, А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния / А.В. Топилин // СоцИс: Соц. исслед. - 2003. - N 7. - С.76-88.

2. Устинова, М.Я. Некоторые вопросы изучения национально-смешанных браков и семей / М.Я. Устинова // Семья: Традиции и современность. - М.: Наука, 2005. - С.203-220.

3. Мархинин, В.В. Межэтнические браки: Состояние, динамика, проблемные ситуации / В.В. Мархин, И.В. Удалова. - М.: Знание, 2009. - 236 с.

4. Сизоненко З.Л. Межнациональная семья в крупном городе // Социс, 2007. - №2

5. Некрасова, А.Н. Проявление культуры межнационального общения в семье и межнациональные браки. - М.: Владос, 2000. - 159с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Межнациональные браки в современном обществе