Межпоколенные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 21:08, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение проблемы «отцов и детей» (межпоколенных конфликтов).
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- определить значение понятий «возраст» и «поколение»;
- рассмотреть исторический аспект развития межпоколенных конфликтов;
- выявить причины возникновения конфликтов;

Содержание работы

Введение
1. Понятия «возраст» и «поколение»
2. Исторический аспект развития межпоколенных конфликтов
3. Причины возникновения межпоколенных конфликтов
4. Конфликт поколений в семейной сфере
5. Последствия конфликтов между поколениями
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

межпоколенные коонфликты.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

В Древнем Риме воспитанием детей  в основном занималась семья. Пока ребенок  был маленьким, его воспитывала  мать, затем отец, позже, когда подросток  начинал участвовать в общественной жизни, им обычно руководил личный друг или патрон семьи. В эпоху возрождения функции семьи ограничивались воспроизводством нового поколения, передачей нажитого имущества и фамильного имени. Общество, в Средневековье, будущее не связывало с детьми. В эпоху Просвещения семье вновь вменяется в обязанности заботиться и воспитывать своих детей.

Технический прогресс XVIII в. обеспечил улучшение  условий жизни, соответственно увеличилась  ее продолжительность. Долго сохранявшийся  престиж старости начал рушиться с развитием индустрии. В XIX веке в результате двух революций - промышленной и демографической - ряды людей преклонного возраста стали увеличиваться, но одновременно позиции их начали слабеть. Погоня за максимальной прибылью становиться целью всех начинаний и решений деловых людей и промышленников. Их идеология приговаривает еще нестарых людей к потере работы и нужде. Промышленная революция отдала бразды правления молодым, то есть возникает роль молодежи в обществе. Научно-технический прогресс, создав новые, почти безграничные источники материального богатства и комфорта, лишил большую массу людей нравственной требовательности к себе, чувства ответственности перед настоящим и будущем, уважения к труду, традиционным нормам общественной морали. Научно-технический прогресс «подогревает собственнические инстинкты», но он к тому же подрывает авторитет старшинства. Новые техника и технологии, информатизация образа жизни (от досуга, обучения, производства, политики до духовного мира человека и от детского возраста до старости) существенно влияют на жизнедеятельность людей, часто наносят удар по преимуществам традиционной мудрости, по авторитету стариков. По словам С.Н. Паркинсона, технический прогресс не учитывает старшинства. Если раньше знаний и навыков полученных в юности, человеку хватало на всю трудовую жизнь и новое поколение училось у предыдущего, а социальный статус и специальность чаще всего передавалось по наследству, то с внедрением инновационного типа жизнедеятельности ситуация меняется.

Соотношение прошлого, настоящего и будущего приобретает  новый смысл. Старики остались на обочине общественной жизни в  силу возрастного консерватизма, не в силах адаптироваться к быстро меняющимся реалиям. Неодинаковое положение  различных возрастных когорт в общественной жизни, в свою очередь чревато возникновением между ними социального конфликта. В периоды революционных перемен в общественной жизни эти противоречия значительно обостряются. Пожилые люди утратили былую экономическую власть, а всеобщее избирательное право лишило их политического главенства.

В XX веке положение старых людей значительно  ухудшилось. В ходе исторического  развития сформировался стереотипический образ старого человека. Расширились  представления о старости в социальном, психологическом и биологическом аспектах. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям. Старым людям общество отказывает в уважении. Наше общество делает старость обесцененным периодом жизни. Мнение, будто старые люди ни к чему непригодные потребители, своим существованием они противоречат фундаментальному принципу развития современной цивилизации, где все подчинено поискам выгоды.

В разные исторические периоды существовали различные модели отношения к старым людям. Уважение к седой старине - характерная черта русской национальной традиции. В.В. Колесов отмечает, что: «Весь древнерусский период проходит под знаком благоговейного уважения к старому, старшему по положению и по возрасту. Согласно летописи, в Древней Руси старцы говорили от лица племени, в городе также обычно выступали вперед «старцы градстии». Возрастная и социальные характеристики лица в смысловом отношении при этом полностью совпадали».

 

Передаваемый из поколения в  поколение социальный опыт, постоянно  обогащавшийся и развивающийся, имел огромное значение. Приверженность традициям отражалось на повседневной жизни молодого поколения, включая  и способы ведения хозяйства, и формы поселений, и навыки мысли, и способы специального обучения и наставления. Жизнь сыновей мало, чем отличалась от жизни отцов и даже дедов. Темп социальных изменений был незначительный.

Традиции - это господствовавшие представления, связанные с культом предков. В соответствии с ними старшие обладали мистической властью, используя которую они могли определить судьбу младших родственников. Существовали запреты, которые четко разграничивали поведение старших и младших. Например, табу (запреты) часто принимали форму избегания. Они ограничивали обрядовые контакты между старшими и младшими и жестко регламентировали поведение одних относительно других. Например, племяннику могло быть запрещено даже прикасаться к дяде (брату матери). Регламентация касалась и вербального поведения. В частности, младший не имел права заговаривать первым. Ему также нередко запрещалось жевать, курить, плевать, а в разговоре со старшими он обязан был использовать только наиболее вежливые обращения и выражения.

Укоренившееся уважение к старым людям связано и с особенностями эволюции семьи у славян. В Древней Руси, а позже в России очень долго сохранялись многопоколенные семьи. Это способствовало сохранению иерархических отношений, при которых старшие оказывались доминирующей фигурой над домочадцами. Отец семейства был главой семьи, и сохранял обычаи и традиции своих предков, что приносило ему уважение и создавало, установку на повиновение ему. Младшие члены семьи проявляли чуткость и отзывчивость к старикам, это обуславливалось особенностями реализуемой ими социализирующей роли. Обычно старики, больше чем кто-либо из окружения родственников, удовлетворяли духовные потребности детей: рассказывали им сказки, притчи, мифологические предания. Они заботились о детях, выполняя каждодневную работу по дому, поощряли активность детей в процессе их вхождения в жизнь окружающих взрослых, практически не прибегая к наказаниям.

Есть  интересные сведения о доминировании  молодежи в русской традиционной культуре, в частности при решении  важных «мирских» дел. Например, в  середине ХIХ в. молодые крестьяне более решительно боролись за общекрестьянские интересы. Вес, который имела молодежь в традиционной общине, объясняется, по-видимому, военизированным характером русского государства, в котором верховная власть всегда опиралась, прежде всего, на армию, состоявшую из молодежи. Если сказать иначе, то власть издавна старалась вырвать молодежь из-под влияния традиционного сектора, привлечь на свою сторону и с помощью этой военной молодежи воздействовать на народные массы. Исторические данные свидетельствуют о том, что молодежь, призванная на военную службу, игнорировала традиционные нормы поведения, предписывающие подчинение старшим.

История свидетельствует о существовании  проблемы борьбы за власть между старыми  и молодыми, принадлежащими к господствующему классу. Старые владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями. Так в традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, а также были определены и неизменяемы способы взаимосвязи поколений и передачи опыта. Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития.

В таком обществе опыт предыдущих поколений  не может полностью отвечать задачам  настоящего и будущего. Меняются механизмы  трансляции опыта, в результате формируется  «образ» каждого поколения.

В настоящее время происходят сильные  изменения в экономической жизни страны, старшее поколение полностью отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает не понимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, не совпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Существуют сведения о домашнем насилии над пожилыми людьми в разных формах: физическом, эмоциональном и экономическом. Вместо неудовлетворенной потребности общения, заботы, старшее поколение испытывает желание оградиться от конфликтных взаимоотношений со своим потомством. И в большинстве случаев желает жить раздельно со своими родственниками.

Таким образом, в разные исторические периоды  отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью  правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций, историческими  прецедентами. Существование различных моделей отношения к старым людям в разные исторические периоды, у разных народов не исключает восприятие старика как иного, другого со всей амбивалентностью, которую содержит это понятие: он одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.

 

3. Причины возникновения  межпоколенных конфликтов

Конфликт  поколений - это процесс возникновения, проявления, столкновения и разрешения противоречий как между представителями одного поколения (внутрипоколенный конфликт), так и между представителями разных поколений (межпоколенный конфликт). Конфликтные взаимодействия внутри и между поколениями, выступают фактором разрушения или укрепления социальных связей.

В обществе, так же как и в  природе, существует бесконечное множество  причинно-следствен-ных связей и  зависимостей. И конфликты здесь  не представляют исключения, они могут порождаться также самыми различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д.

В общем смысле причина конфликта -- это то явление, которое предопределяет его появление. Каковы же причины обострения противоречий между поколениями?

Степень гармонии или конфликтности  между разными поколениями людей  зависит от совместимости ценностных ориентаций, основных норм жизнедеятельности  «отцов» и «детей», от возможности  адекватной, успешной социализации молодежи, от условий благоприятного взаимодействия со старшими поколениями, от соответствия личности требованиям возрастного социального статуса, от степени институализации возрастных ролей (например, наличие или отсутствие молодежных организаций).

Обострение межпоколенных отношений  связано с рядом социальных явлений  современности:

1. Научно-технический прогресс, который  подрывает авторитет старшинства,  но не будем останавливаться  на этой, хотя и очень важной, причине возникновения конфликта «отцов» и «детей», так ранее она (причина) была рассмотрена нами.

2. Пренебрежение к прошлому, так  как каждое новое поколение  должно им овладеть во все  большей полноте. К сожалению,  представители более молодых  поколений не всегда стремятся  прислушиваться к «рецептам» стареющей цивилизации и учитывать ее опыт, порой они абсолютно отвергают уже существующий жизненный опыт и не хотят учиться на прошлых ошибках. Другими словами, молодежь стремится показать свою самостоятельность и способность «творить» свою собственную историю без оглядки па прошлое.

3. Тип воспитания «самодовольных  недорослей», для которых является  врожденным ощущение легкости  и обильности жизни, лишенной  всяких ограничений. Избыточные  блага, но не избыточные заботы  сами собой уродуют жизнедеятельность и производят ущербные натуры «баловня», «наследника», которого кроме самого себя и удовлетворения своих собственных желаний и потребностей не интересует ничего. Свой умственный и нравственный уровень он считает более чем достаточным, он не ощущает обязанностей, не знает трудностей, а о том, чтобы заботиться, о ком-то, тем более представители старшего поколения не может идти и речи.

4. Отсюда вытекает еще одна  причина межпоколенных трений - изменение  отношений к старшим (старикам) и непочтение к возрасту. Однако нужно отметить, что эта причина возникла не так давно и является, пожалуй, наиболее характерной для современного общества, в котором абсолютно, как нам кажется, утрачено чувство сплоченности и коллективизма, а на первый план выходит личная выгода.

О причинах возникновения межпоколенных  конфликтов, можно говорить бесконечно, так как их огромное множество. Так, помимо тех причин, о которых мы говорили выше можно выделить еще  целый ряд, например, различия в ценностных ориентациях представителей разных поколений, причем эта причина находит свое отражение во всех сферах жизнедеятельности людей (семья, работа, обучение и т.д.); социально-экономические изменения в стране, которые, как мы прекрасно знаем, оказывают не последнее и весьма значительное влияние как на общество в целом, так и на отдельных его представителей.

 

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что конфликт поколений  это весьма сложное и неоднозначное  социальное явление, в основе которого лежит огромное множество причин (проблем).

4. Конфликт поколений в семейной сфере

Межпоколенные конфликты, подобно  социальным конфликтам, представляют собой процесс возникновения, проявления, столкновения и разрешения противоречий как между представителями одного поколения (внутрипоколенный конфликт), так и между представителями разных поколений (межпоколенный конфликт), причем конфликтные взаимодействия внутри и между поколениями, выступают фактором разрушения или укрепления социальных связей.

Межпоколенные отношения на микроуровне  социальных связей, в семье особенно значимы, поскольку в отличие от большой в малой социальной группе отношения людей имеют непосредственный характер. Очень важно для каждого человека знание своего прошлого, своей генеалогии, истории жизни своих предков.

Впервые проблемы семьи и внутрисемейного взаимодействия упоминаются в трудах Платона, Анаксагора, Аристотеля, Зенона, где семья рассматривается как первый опыт общества, анализируется роль семьи в поддержании социального порядка. Особое значение для понимания семейных взаимоотношений и межличностных коммуникаций имели работы И.С. Кона, А.Г. Харчева.

Информация о работе Межпоколенные конфликты