Миграционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Целями данной работы является следующее: определить сущность и структуру современных миграционных процессов; выявить принципы миграционной политики; определить основные направления государственной миграционной политики РФ.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
1. Сущность и структура современных миграционных процессов………………5
2. Принципы миграционной политики……………………………………………8
3. Основные направления государственной миграционной политики РФ……………………………………………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………10
Список литературы…………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

контрольная основы соц государства.docx

— 31.10 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КУЗБАСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ ГУ КузГТУ в г. БЕЛОВО

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Основы социального государства

ТЕМА16. Миграционная политика

 

 

 

 

 

Выполнил:  студент(ка)

гр.Фкб(з)-113

Чудинова Анастасия Юрьевна

 

                                                                             Проверил:

 Толстова Ирина Николаевна

 

 

 

 

 

Белово 2015 г.

 

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………………3

1. Сущность и структура  современных миграционных процессов………………5

2. Принципы миграционной  политики……………………………………………8

3. Основные  направления  государственной  миграционной  политики РФ……………………………………………………………………………………..9

Заключение…………………………………………………………………………10

Список литературы…………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Миграционная политика — это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей. Политика должна проводиться в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства (Конституция, международные правовые акты и т.д.). Политика не сводится только к системам мер, хотя еще не так давно к ней относили лишь совокупность мероприятий, регулирующих данный процесс.

Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов,  сохранения устойчивого экономического роста. В условиях стремительного сокращения численности населения Российской Федерации в целом и трудоспособного населения в частности, совершенствование миграционной политики  приобретает особую актуальность. В настоящее время миграционные потоки носят стихийный характер.  В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации  идей национальной нетерпимости и ксенофобии. Создание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции нельзя осуществить без сбора и анализа качественной и подробной информации о миграции. Источниками информации по миграции служит административная статистика, перепись и обследования населения. Однако все эти источники не в полной мере охватывают мигрантов, в первую очередь нелегальных, что затрудняет принятие взвешенных экономических и политических решений. 

Целями данной работы является следующее: определить   сущность и структуру современных миграционных процессов; выявить принципы миграционной политики; определить основные  направления  государственной  миграционной  политики РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и структура современных миграционных процессов.

По своей этимологии термины «мигранты», «беженцы» и «перемещенные лица» близки и означают лиц, которые сменили (временно или насовсем) место своего жительства. Однако в международном праве и юридических системах ряда государств понимание этих и ряда других определений различно. Содержание и основные аспекты технологии социальной работы с мигрантами во многом детерминируются тем, к какому разряду они принадлежат: по своему социальному и юридическому статусу мигранты, иммигранты, беженцы, перемещенные лица и переселенцы различаются между собой. Наиболее острой является проблема беженцев , т.е. мигрантов, которые, по определению Конвенции ООН о статусе беженцев(принята 28 июля 1951 г.), были вынуждены покинуть свою страну «из-за обоснованных опасений, что их будут преследовать по расовым, религиозным, национальным причинам, за принадлежность к определенной социальной группе или за политические убеждения».

Лица, въезжающие в страну, называются иммигрантами . Те, кто покидает страну постоянного жительства, носят название эмигрантов.

Если беженец — это иностранец, прибывший в другую страну, то эта же категория мигрантов в собственной стране считается перемещенными лицами или вынужденными переселенцами .Проводить социальную работу с этими категориями мигрантов, как правило ,приходится в экстремальных условиях. Более планомерно и организованно ведется работа с добровольными эмигрантами и иммигрантами (как с гражданами Российской Федерации, так и с иностранцами).

В целом технология социальной работы с мигрантами предусматривает не только систему оказания помощи отдельным индивидам и группам, оказавшимся в результате миграции в сложной жизненной ситуации, но и реорганизацию социальной среды, учет миграционной ситуации, характера миграционных потоков, численности мигрантов, их категорий.

Изучение миграционных процессов показывает, что понятие и содержание миграции (эмиграции, иммиграции) во многом детерминируется конкретно-историческими условиями в совокупности с политическими, этническими, социально-экономическими и религиозными факторами. Для понимания сущности и возможных перспектив развития миграционной ситуации в Российской Федерации и в международном масштабе нужно учитывать глобальные, региональные и национальные процессы последних лет.

Так, по прогнозам ученых и специалистов в области политической географии, набирают силу альтернативные тенденции — с одной стороны, глобализация и интернационализация мироустройства и мирового порядка, с другой — обретение национальной государственности все большим числом стран и народов: с начала XX в. количество стран увеличилось более чем в три раза — с 60 до 200 государств.

С учетом этих тенденций, фактора распада СССР и образования новых независимых государств в его геополитическом пространстве на передний план социально-экономического и политического развития Российской Федерации выдвинулись миграционные проблемы, обусловленные движением людей из одной страны СНГ в другую, особенно русских и русскоязычных из стран Балтии, Кавказа и Центральной Азии в Россию. Следует заметить, что реэмиграция русских началась еще в условиях существования СССР как совершенно определенная тенденция, указывающая на объективный характер этого процесса, обусловленного особенностями развития этих республик: избыточность трудовых ресурсов, предоставление ряда преимуществ коренному населению и т.д. После распада СССР резко ухудшились условия жизни, которые во многом предопределили обвальный, стихийный характер миграции населения в странах СНГ (особенно, как уже говорилось, русских и русскоязычных из ряда стран ближнего зарубежья в Россию).Только в 1999 г. из стран бывшего СССР в Россию прибыли 329,7 тыс. мигрантов, а выбыло по всем направлениям около 180 тыс. человек.

Назовем несколько причин миграции.

Первая причина — резкое ухудшение межнациональных, межэтнических отношений. Эвакуационная форма реэмиграции русских, появление среди них беженцев из районов острых этнических конфликтов, к сожалению, долгое время не встречали адекватной должной реакции со стороны государственных органов и межправительственных организаций в рамках СНГ. Вторая решающая причина активизации миграции беженцев из стран ближнего зарубежья в Россию — спонтанность и непредсказуемость мер по переходу к рыночным отношениям, что, в свою очередь, привело к резкому спаду производства и появлению миллионов безработных. Третья причина − это экологические бедствия ,затронувшие густонаселенные районы страны, подрывающие привычный уклад жизни и угрожающие здоровью проживающего там населения. Четвертая причина традиционная— врожденная потребность людей, особенно молодых, искать достойное применение своих сил и способностей, стремиться к лучшей жизни, профессиональному росту, добиваться больших заработков. Пятый фактор — это сокращение численности вооруженных сил, в том числе молодых офицеров и прапорщиков, бытовая неустроенность которых является причиной их отъезда с прежних мест дислокации воинских частей.

Все эти факторы в сочетании с повсеместным ростом безработицы обусловливают проблемы миграции, беженцев и вынужденных переселенцев. Отсутствие должной четкой реакции со стороны властных органов на такие важные и масштабные процессы не могло принести ничего, кроме роста социальной напряженности среди мигрантов и жителей мест, где они оседали, увеличения страданий и бедствий людей, бесполезной растраты социальных ресурсов.

 

 

  1. Принципы миграционной политики.

 

  • обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  • недопустимость любых форм дискриминации;
  • соблюдение норм национального и международного права;
  • гармонизация интересов личности, общества и государства;
  • взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;
  • защита национального рынка труда;
  • дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;
  • учет особенностей регионального развития;
  • открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации государственной миграционной политики;
  • научная обоснованность принимаемых решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные  направления  государственной  миграционной  политики РФ.

 

  • совершенствование института предоставления гражданства Российской Федерации;
  • содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и возвращению эмигрантов;
  • содействие миграции на постоянное место жительство квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на российском рынке труда;
  • создание условий для миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов;
  • упрощение правил переселения иностранных граждан в Российскую Федерацию в целях воссоединения семей и создание условий для семейной иммиграции;
  • стимулирование миграции в Российскую Федерацию молодежи, имеющей востребованные на рынке труда профессии и специальности;
  • реформирование институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении можно сделать следующие выводы: я определила понятие «миграционная политика». Под миграцией населения мы подразумеваем любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих.

         Выявила следующие факторы миграции: Первая причина — резкое ухудшение межнациональных, межэтнических отношений. Эвакуационная форма реэмиграции русских, появление среди них беженцев из районов острых этнических конфликтов, к сожалению, долгое время не встречали адекватной должной реакции со стороны государственных органов и межправительственных организаций в рамках СНГ. Вторая решающая причина активизации миграции беженцев из стран ближнего зарубежья в Россию — спонтанность и непредсказуемость мер по переходу к рыночным отношениям, что, в свою очередь, привело к резкому спаду производства и появлению миллионов безработных. Третья причина − это экологические бедствия ,затронувшие густонаселенные районы страны, подрывающие привычный уклад жизни и угрожающие здоровью проживающего там населения. Четвертая причина традиционная— врожденная потребность людей, особенно молодых, искать достойное применение своих сил и способностей, стремиться к лучшей жизни, профессиональному росту, добиваться больших заработков. Пятый фактор — это сокращение численности вооруженных сил, в том числе молодых офицеров и прапорщиков, бытовая неустроенность которых является причиной их отъезда с прежних мест дислокации воинских частей.

 

 

Список литературы:

1. Технологии социальной работы - Холостова Е.И. - Глава 24. Социальная работа с национальными меньшинствами / §1. Сущность и структура современных миграционных процессов. 

2. Бабылев В. Миграционная политика [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2009/06/Migracionnaya%20politika.pdf , свободный.

3. Попов А.Н., Суворова Н.Н., Попова Е.А. Программно-целевое управление миграционными ресурсами: сущность и рациональность. - М.: ФМС, 2006. – 75 с.

4. Конституция РФ. – М.: Юрид. лит., 2008. - 543 с.

 

 

 


Информация о работе Миграционная политика