Миграционная ситуация в Белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:27, доклад

Описание работы

Белгородская область – это один из наиболее привлекательных в миграционном отношении регионов России. Здесь проживает около 1% населения страны. В последнее десятилетие миграция являлась важным компонентом формирования численности и общего прироста населения области. На основании данных Федеральной службы государственной статистики был проведен анализ данных по миграции в регионе, связанной со сменой постоянного места жительства в сравнении с Центральным федеральным округом и Россией. В 1993-1994 гг. в Белгородской области отмечается максимальный миграционный прирост (примерно 23-29 тыс. человек), затем начинается его постепенное снижение.

Файлы: 1 файл

6.docx

— 26.92 Кб (Скачать файл)

6.5. Миграционная  ситуация в Белгородской области   

Белгородская область  – это один из наиболее привлекательных  в миграционном отношении регионов России. Здесь проживает около 1% населения страны. В последнее  десятилетие миграция являлась важным компонентом формирования численности  и общего прироста населения области. На основании данных Федеральной  службы государственной статистики был проведен анализ данных по миграции в регионе, связанной со сменой постоянного  места жительства в сравнении  с Центральным федеральным округом  и Россией. В 1993-1994 гг. в Белгородской области отмечается максимальный миграционный прирост (примерно 23-29 тыс. человек), затем  начинается его постепенное снижение.  

Сокращение миграционного  прироста происходило на фоне увеличения естественной убыли населения. Несмотря на такую динамику, общий прирост  населения в Белгородской области  оставался положительным (за исключением 2001 г.) за счет небольшого превышения миграционного  прироста над естественным. Абсолютные показатели миграции имеют один существенный недостаток – они зависят от абсолютной численности населения региона, поэтому нет возможности адекватно и корректно сравнить территории с различной численностью населения. Для того, чтобы сопоставить интенсивность миграции в Белгородской области с другими территориями (округом и страной) необходимо рассчитать общие коэффициенты миграционного прироста.  

Как показывают расчеты, максимальной интенсивность миграции в Белгородской области отмечалась на протяжении 1995-2000 гг., существенно превышая аналогичные  показатели в Центральном федеральном  округе и в России (табл. 6.1). Именно на это время пришелся пик миграционного  притока населения в страну и  регион, вызванный воздействием выталкивающих  факторов миграции в странах СНГ  и Чеченской республике.

Таблица 6.1

Коэффициенты миграционного  прироста в Белгородской области, ЦФО  и России, на 10 тыс. населения

Годы

Белгородская область

Центральный федеральный  округ

Россия

1981-1985

30

-22*

12

1986-1990

46

8*

14

1990

75

25

11

1991

66

34*

3

1995

129

61

34

1996

122

51

23

1997

104

48

24

1998

114

47

19

1999

113

39

11

2000

100

41

15

2001

74

30

5

2002

84

34

5

2003

77

36

6


* - данные по Центральному  экономическому району. 

 

Несмотря на снижение коэффициента миграционного прироста в 2001-2003гг., Белгородской области свойственна  повышенная интенсивность миграции в сравнении с ЦФО и Россией  в целом, что связано с удобным  географическим положением и относительно высоким уровнем социально-экономического развития. Регион относится к числу  привлекательных территорий страны.

Абсолютные показатели миграции также не дают адекватного преставления и возможности для сравнения  интенсивности миграционного обмена между регионами с различной  численностью населения. Для того чтобы  корректно сравнивать миграционную активность населения в обмене между  регионами можно использовать коэффициенты интенсивности миграционных связей (КИМС). Были просчитаны КИМС для Белгородской области по прибытию за период 1997-2002 гг. Для расчетов взяты статистические данные Федеральной службы государственной  статистики по количеству прибывших  мигрантов, а также по среднегодовой  численности населения региона.

Данные расчетов КИМС свидетельствуют  о наличии высокой интенсивности  миграционного обмена Белгородской области с 4 регионами России. Также  отмечается связь выше среднего уровня в межрегиональном миграционном обмене с 7 субъектами федерации России. Среди регионов с высоким и  значением КИМС выше среднего для  Белгородской области можно выделить три типа территорий.

1. Соседние территории  Центральной России, которые находятся  в непосредственной близости  от нее, а также регионы Курской  магнитной аномалии со сходной  экономической специализацией и  структурой рынка труда – Курская,  Воронежская, Орловская, Липецкая  и Брянская области.

2. Регионы российского  Севера, откуда происходит мощный  миграционный отток населения  по социально-экономическим причинам  – Магаданская область, Чукотский  автономный округ, Республика  Коми, Мурманская область, Республика  Коми.

3. Чеченская республика, миграция из которой на всем  протяжении 1990-х гг. носила вынужденный  и массовый характер.

Средний показатель КИМС у  Белгородской области отмечается с  Тульской областью, Ростовской областью, Калининградской областью, Камчаткой, Сахалином и Якутией.

Минимальна интенсивность  межрайонных связей в миграционном обмене Белгородской области с отдаленными  регионами Восточной Сибири –  Хакасией, Республикой Алтай, Усть-Ордынским  Бурятским и Агинским Бурятским  автономным округами.

Территориальную структуру  миграции можно рассматривать по трем составляющим – прибытию (прямой поток), выбытию (обратный поток) и миграционному  приросту.

В структуре прямого миграционного  потока в Белгородскую область около 82% приходится на внутрироссийских мигрантов (табл.6.2). Данный показатель ниже, чем  в среднем по Центральному федеральному округу и по России. Доля внешней  миграции в прямом миграционном потоке в области составляет 18% (в основном мигранты из стран СНГ и Балтии), что на порядок больше чем в  округе и в России. Это обусловлено  приграничным географическим положением региона.

Таблица 6. 2

Структура прямого миграционного  потока (прибывших мигрантов) в Белгородскую область, ЦФО и Россию в 2002 г., %

Регион, страна

Россия

Центральный федеральный  округ

Белгородская область

В пределах России, в том  числе прибыли

91,6

88,1

81,9

- внутри региона

51,4

36,1

43,6

- из других регионы

40,2

52,0

38,3

Из-за пределов России, в  том числе

8,4

11,9

18,1

- из стран СНГ и Балтии

8,1

11,4

17,9

- из других стран

0,4

0,5

0,2

Всего

100,0

100,0

100,0


 

 

Рассмотрим более подробно структуру прибывших мигрантов  из стран СНГ и Балтии. В Центральной  России четвертую часть (25%) всех прибывших  мигрантов дает Украина и примерно столько же Казахстан (23,3%). Далее  следует Узбекистан – 14%, Кыргызстан – 7% и Молдова – 6,7%. Мигранты из соседней Украины преобладают в структуре  прямого миграционного потока в  Белгородской области - до 30% прибывших  мигрантов. Также здесь велика доля мигрантов из Казахстана (до 40%), заметен  приток из Узбекистана и Киргизстана. Миграция из стран Закавказья в белгородской области представлена слабее, чем  в ЦФО и России.

В структуре обратного  миграционного потока из Белгородской области роль внутрироссийской миграции населения еще более значима  – она составляет более 94%. По Центральному округу и России показатель находится  примерно на том же уровне – около 95%. Доля внешней миграции в обратном миграционном потоке из Белгородской области составляет около 5%, из ЦФО  и России еще меньше – 2-3%.

Структура миграционного  прироста в Белгородской области  мало отличается от структуры прямого  миграционного потока: на первом месте  Казахстан – на него приходится почти половина прироста. В ЦФО  вклад Казахстана несколько ниже – около 26% прироста. В ЦФО крупными донорами во внешней миграции также  являются Украина – около 20%, Узбекистан – примерно 17%, Киргизстан – 8%, Молдова  – 7%. При этом минимальная доля Беларуси, Азербайджана, Таджикистана, Туркменистана, Армении, Грузии.

Структура мигрантов по гражданству  свидетельствует о том, что в  Белгородской области и ЦФО основной поток прибывших мигрантов составляют граждане России – 93-94%, в том числе 5% и 16% соответственно из них имеют  двойное гражданство. Доля иностранных  граждан в структуре миграционного  потока составляет примерно 5%, большую  часть из которых составляют граждане стран СНГ и Балтии. Кроме того, 1-2% - это лица без гражданства.

Структура миграции по причинам смены места жительства. Данные за 2002 г. демонстрируют явное доминирование  причин личного и семейного характера  в миграции над всеми остальными факторами. В ЦФО этот показатель составляет более 63%, в Белгородской области – около 73%, это превышает среднероссийский показатель.

Заметную роль для Белгородской области и ЦФО (хотя и меньше, чем  в среднем по России) играет учебная  миграция – примерно 7-9%. Среди мигрантов, прибывших в Белгородскую область  и ЦФО на работу, приходится только 4% и 7% соответственно (при среднероссийском показатели более 11%). Подобное несоответствие показателей можно объяснить  некоторой неадекватностью российской статистики, которая не учитывает  временные трудовые миграции. В данные показатели вошли только те трудовые миграции, которые связаны с изменением регистрации по месту жительства. Кроме того, в Белгородской области  повышена доля прибывших мигрантов  по причинам, связанным с несоответствием  природно-климатическим условиям в  местах выезда. Этот показатель формируют  мигранты, прибывающие из регионов Севера и приравненных к нему территорий.  

В возрастной структуре миграционного  прироста в Белгородской области  и ЦФО преобладают люди трудоспособного  возраста – 60-68%. По этому показателю ЦФО опережает Россию, а Белгородская область отстает. В показателе миграционного  прироста Центрального федерального округа повышена доля молодежи и понижена доля пенсионеров, в Белгородской области  напротив выше приток пенсионеров, чем  в среднем по стране.

Образовательная структура  прямого миграционного потока в  Белгородскую область и ЦФО свидетельствует, что мигранты, прибывающие в регион, являются достаточно образованные. Если в среднероссийском масштабе доля людей  с высшим образованием среди мигрантов  – около 17%, то в ЦФО – более 22%, а в Белгородской области - около 20%. Также в области повышена в  миграционном потоке доля мигрантов, имеющих  среднее специальное образование.  

На начало 2004 г. численность  официально зарегистрированных вынужденных  мигрантов в Белгородской области  составила около 13 тыс. человек, или 850 вынужденных мигрантов на 100 тыс. постоянного населения. Это один из самых высоких показателей  в России. Среди вынужденных переселенцев 60% лица трудоспособного возраста (в  области около 46%), дети составляют свыше 21% (в области – 19%), пенсионеры - около 19 % (в области - 30%). В области в 1997 г. была принята «Областная миграционная программа на 1998-2000 гг.». Реализация областной миграционной программы  на 1998-2000 гг. позволила обеспечить относительно благоприятные условия для приема и размещения семей вынужденных  переселенцев, адаптации на новом  месте жительства, защиты их законных прав.  

В связи с тем, что Белгородская область является достаточно развитым в экономическом отношении и  к тому же приграничным регионом России, это способствует притоку иностранной  рабочей силы из сопредельных стран. После распада Советского Союза  область стала приграничной. Девять ее районов непосредственно граничат с Харьковской, Луганской и Сумской  областями Украины. Протяженность  государственной границы составляет 540 км. На территории области функционируют 14 открытых пунктов пропуска через  государственную границу, 10 из которых - международные. Но только 5 из них имеют  посты иммиграционного контроля.

В советское время сельскохозяйственные предприятия области на период сезонных работ ежегодно привлекали от 6 до 7 тыс. мигрантов из республик бывшего  Советского Союза. Эта потребность  в рабочей силе, ставшая «иностранной», сохраняется и в настоящее  время. В настоящее время на территории области законно работает свыше 6 тыс. иностранцев, около 87% из них – жители Украины. Основная масса гастарбайтеров (примерно 2/3) заняты в сельском хозяйстве, около 12% - коммерческой деятельностью, примерно 7% - в строительстве и 6% - в промышленности. Иностранная рабочая сила также используется в жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте и связи, здравоохранении и образовании.

Следует отметить, что привлечение  иностранной рабочей силы не оказывает  существенного влияния на рынок  труда. Более того, с ее помощью  решаются проблемы обеспечения кадрами  в период сезонных сельскохозяйственных работ. При этом восьмая часть  иностранных работников занимается торгово-коммерческой деятельностью, то есть они не занимают непосредственно  рабочие места, на которые могли  бы претендовать местные жители. Однако последствия привлечения и использования  иностранной рабочей силы в области  далеко не однозначны. В частности, возникает ряд социальных проблем - конфликты с местным населением, обострение криминогенной и санитарно-эпидемиологической обстановки в местах проживания мигрантов.

Нелегальная составляющая внешней  трудовой миграции остается актуальной для приграничного региона проблемой. Если с гражданами стран дальнего зарубежья, благодаря существующему  порядку регистрации, дело обстоит  относительно благополучно, то о жителях  государств - участников СНГ этого  сказать нельзя. Свободный въезд  и выезд в Россию и из нее, упрощенный порядок регистрации оставляет  немало возможностей для нелегальной  работы. Только в 2001 г. в области проведено  более 100 проверок и выявлено более 1 тыс. нелегально работающих иностранцев. Нелегальная миграция имеет негативные последствия для развития региона - она стимулирует развитие теневого и криминального сектора экономики.  

Информация о работе Миграционная ситуация в Белгородской области