Миграционные потоки в стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

Миграция населения представляет собой перемещение людей по территории той или иной страны или за ее пределы. Миграции оказывают большое влияние на структуру населения, так как разные его группы участвуют в них неодинаково. Наиболее часто переселяются молодые люди в возрасте до 30 лет, одинокие или семейные, но без детей. Семьи с детьми и особенно пожилые люди переселяются реже. Поэтому миграция деформирует возрастные структуры в местах притока и оттока населения в противоположных направлениях. В местах притока население "омолаживается", поскольку в нем увеличивается доля молодежи, в местах же оттока, наоборот, молодежи становится меньше, а пожилых больше, население стареет. Естественно, что в "молодом" и "старом" населении будут сильно различаться уровни рождаемости, смертности и естественного прироста в расчете на 1000 жителей.

Файлы: 1 файл

Миграционные потоки в стране.docx

— 18.49 Кб (Скачать файл)

Миграционные потоки в  стране.

Миграция населения представляет собой перемещение людей по территории той или иной страны или за ее пределы. Миграции оказывают большое  влияние на структуру населения, так как разные его группы участвуют  в них неодинаково. Наиболее часто  переселяются молодые люди в возрасте до 30 лет, одинокие или семейные, но без детей. Семьи с детьми и  особенно пожилые люди переселяются реже. Поэтому миграция деформирует  возрастные структуры в местах притока  и оттока населения в противоположных  направлениях. В местах притока население "омолаживается", поскольку в  нем увеличивается доля молодежи, в местах же оттока, наоборот, молодежи становится меньше, а пожилых больше, население стареет. Естественно, что  в "молодом" и "старом" населении  будут сильно различаться уровни рождаемости, смертности и естественного  прироста в расчете на 1000 жителей.

В современной России уровень  внутренней миграционной подвижности  населения является чрезвычайно  низким. В отличие от экономически развитых стран, в которых внутренняя миграция выступает в роли основного механизма перераспределения населения между регионами страны в ответ на изменение политических, социально-экономических и демографических и др. условий жизни в них, в России в настоящее время внутренняя миграция не является реальным фактором выравнивания межрегиональной дифференциации уровней социально-экономического развития. Таким образом, проведенное исследование показало, что миграционные потоки между российскими регионами «подчиняются» определенным социально-экономическим закономерностям. повышение миграционной подвижности населения является важной предпосылкой для сглаживания межрегиональной дифференциации уровней социально-экономического развития в современной России и обеспечения устойчивого экономического развития страны в ближайшей перспективе. При этом в условиях отсутствия сформировавшегося российских рынков труда и жилья, а также неэффективностью рыночных механизмов регулирования внутренних миграционных потоков, необходима более активная государственная политика на федеральном и региональном уровнях, направленная на поощрение перемещений жителей между регионами страны и межрегиональное перераспределение трудовых ресурсов с учетом потребностей экономики. Меры миграционной политики должны, прежде всего, способствовать устранению миграционных барьеров (в том числе административных) и заключаться в финансовой помощи мигрантам (возможно, в виде кредитов) на переезд и обустройство на новом месте, в помощи поиске работы и жилья в других регионах страны и др.

Внутренняя миграция.

Главным направлением пространственного  перемещения населения внутри страны стала «центростремительные» миграционные потоки, или так называемый «западный  дрейф» населения - движение из северных и восточных регионов страны (Сибири, Дальнего Востока, Европейского Севера) в центральные и юго-западные регионы (Северный Кавказ, Центральную  Россию). Территория России по показателю результативности внутренней миграции разделилась на две зоны. Первая зона объединяла регионы, притягивающие  мигрантов, т.е. имевшие положительное  сальдо миграции (Центральный, Северо-Западный и Южный федеральные округа). Вторая зона – территории, отдающие мигрантов, т.е. имевшие отрицательное сальдо миграции (Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа).

 

Для покрытия острого дефицита трудовых ресурсов, заселения приграничных и слабо освоенных территорий России необходимо дополнительное население. В центральных районах страны давно иссякли переселенческие  ресурсы. Более того, часть этих регионов сама нуждается в оздоровлении демографической  ситуации и привлечении мигрантов. Стало быть, дополнительное население  для России, в том числе трудоспособное, может быть приобретено только извне, т.е. за счет иммиграции.

Роль миграции в формировании населения России. На протяжении последних  двенадцати лет Россия ежегодно теряла за счет превышения смертности над  рождаемостью примерно 800-900 тыс. человек. Со времени наступления депопуляции  в стране происходит также сокращение численности населения. По данным текущего учета численность населения  с конца 1991 г. к началу 2003 г. сократилось  на 5,2 млн. человек. Согласно прогнозу Госкомстата  РФ население страны на начало 2011 г. составит в среднем 138,2 млн. человек. Сокращаться будет не только население, но и трудовые ресурсы в стране.

Несмотря на то, что по прогнозу в краткосрочной перспективе (до 2005 г.) продолжится увеличение трудоспособных возрастных контингентов (на 2,6 млн. человек) – это увеличение будет носить кратковременный характер, обусловленный  благоприятной комбинацией поколений, вступающих в трудоспособный возраст  и выходящих из него, и является последним увеличением трудоспособных контингентов в обозримой перспективе.

Через полтора-два года, т.е. с наступлением 2006 г., начнется устойчивое сокращение трудоспособного населения, обусловленное резким падением рождаемости. Убыль трудоспособных контингентов будет быстро набирать темпы –  от -0,25% в 2006 г. до -1,2% в 2009 г. В 2010 г. численность  населения России в трудоспособном возрасте станет меньше на 3,6 млн. человек по сравнению 2006 г.

При сохранении показателей  рождаемости и смертности на уровне 1999-2000 гг. и нулевом сальдо миграции внешней миграции в России к 2011 г. будет проживать от 128 до 133 млн. человек. Доля населения в трудоспособном возрасте будет чуть выше 60%, а численность  окажется в интервале от 77 до 79 млн. человек. И даже, несмотря на возможное  некоторое расширение границ, экономически активного населения в ближайшей  перспективе за счет младших и  старших возрастов основным источником пополнения экономически активного  населения и трудоспособного контингента станет миграция.

Для покрытия острого дефицита трудовых ресурсов, заселения приграничных и слабо освоенных территорий России необходимо дополнительное население. В центральных районах страны давно иссякли переселенческие  ресурсы. Более того, часть этих регионов сама нуждается в оздоровлении демографической  ситуации и привлечении мигрантов. Стало быть, дополнительное население  для России, в том числе трудоспособное, может быть приобретено только извне, т.е. за счет иммиграции.

Проблемы и парадоксы  современной миграционной политики России. В этой, казалось бы, очевидной  ситуации в стране сложилась парадоксальная ситуация – существует полное противоречие между Концепцией демографического развития и практикой регулирования  миграционных процессов. С одной  стороны, Президент и Правительство  страны неоднократно декларировали  необходимость привлечения в  Россию мигрантов, важность и неизбежность решения демографических проблем  в стране за счет миграции.

Более того, впервые в новейшей истории России в 2001 г. была принята  Концепция демографического развития страны на период до 2015 г. (Распоряжение правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-р). В ней целями демографического развития России заявлена «стабилизация  численности населения и формирование предпосылок к последующему росту», «регулирование миграционных потоков  в целях… замещения естественной убыли населения». В качестве приоритетов демографического развития в области миграции и расселения провозглашаются: «необходимость привлечения иммигрантов в Россию, в первую очередь из государств – участников СНГ, а также Латвии, Литвы, Эстонии», «проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов», «разработка мер, направленных на повышение территориальной мобильности рабочей силы» и т.п.

Кроме того, не следует сбрасывать со счетов и того факта, что в эпоху  глобализации Россия не может оставаться изолированным государством и не допускать в принципе на свою территорию мигрантов. В системе современных  глобальных миграционных трендов Россия стала, и будет оставаться довольно крупным миграционным реципиентом  по двум причинам. Во-первых, территория страны относительно слабо заселенна, кроме того, здесь с 1993 г. сокращается численность населения. Во-вторых, Россия испытывает довольно мощный «демографический пресс» со стороны некоторых развивающихся стран бедного «Юга» с большой численностью населения (Китая и других стран Азии, среднеазиатских государств СНГ).

Таким образом, на первый взгляд, Концепция демографического развития России обозначает абсолютно адекватные времени цели: «России жизненно необходимы мигранты!». Данную точку зрения разделяют  многие ведущие ученые и эксперты в вопросах миграции населения. Однако на уровне практики регулирования миграции в России сложились и существуют явные противоречия с концептуальной идеей демографического развития страны.

Необходимо признать, что в настоящее время сложились  явные противоречия между Концепцией демографического развития и практикой  регулирования миграционных процессов  проявляются на трех уровнях –  государства, регионов и человека, выражающиеся в широком распространении неформальных практик в данной сфере, отвлекающих  значительные экономические и социальные ресурсы, ущемляются права мигрантов.


Информация о работе Миграционные потоки в стране