Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:27, реферат
Целью работы является рассмотреть миграцию как социальный процесс и изучит миграционные процессы в России, их факторы, социальные последствия и проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) изучить миграцию как социальный процесс, рассмотрев для этого миграцию в общем и социологию миграции; 2) рассмотреть миграционные процессы в России, а конкретно их особенности, факторы и последствия; 3) проанализировать проблемы миграции в России.
Метод исследования – анализ литературных и периодических источников.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Миграция как социальный процесс…………………………………………...4
1.1. Общее понятие о миграции………………………………………………….4
1.2. Социология миграции………………………………………………………..6
2. Миграционные процессы в России……………………………..……………11
2.1. Особенности миграционных процессов в России………………………...11
2.2. Факторы, влияющие на миграцию в России………………………………14
2.3. Социальные последствия миграции……………………………………….20
3. Проблемы миграции в России………………………………………………..23
3.1. Этнические проблемы и миграция…………………………………………23
3.2. Проблема нелегальной миграции………………………………………….25
3.3. Проблемы миграционной политики в России…………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Область собственно социологического изучения миграции чрезвычайно широка. Она характеризуется следующими направлениями: миграционная мобильность населения в различных социальных группах; влияние территориального перемещения индивида или группы на их социальный статус по новому месту жительства (смена рода занятий, социального положения, ролевых функций); мера заданности миграционной мобильности социальным происхождением, образованием, социальным статусом, национальностью; динамика личностных установок, предпочтений в сознании и поведении потенциальных мигрантов; влияние старого и нового социального окружения и референтных групп на миграционное поведение индивидов и социальных групп; интересы, ожидания индивидов и социальных групп в связи со сменой жительства и их подтверждения в действительности; специфические закономерности протекания миграционных процессов; общие и особенные характеристики миграционного поведения, социальных механизмов их регулирования; социальная и этносоциальная интеграция и адаптация мигрантов в новом для них социуме; политические предпочтения мигрантов и их политическое положение; проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы конфликтов. В задачи социологии миграции входит также исследование совместимости мигрирующих групп со средой вселения, прогноз изменений в культуре и поведении групп, которые могут произойти в результате воздействия миграции на социум .
Таким образом, социология миграции как научная дисциплина должна изучать специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев успешности миграционного процесса и с применением общих и специальных методик социологического исследования.
2. Миграционные процессы в России.
2.1. Особенности миграционных процессов в России.
Отличительными чертами миграционных процессов в России 2000-х гг. стали доминирование экономической иммиграции, всплеск внешних трудовых миграций, диверсификация ареалов формирования миграционных потоков и мест размещения иммигрантов, повышение подвижности населения, принадлежащего к титульным национальностям и иным этническим группам государств СНГ, активизация их иммиграции и временной трудовой занятости в России.
Социальные последствия складывающихся взаимоотношений принимающего населения и иноэтничных мигрантов вызывают тревогу. Во-первых, социально-экономическая дискриминация, этносоциальная стратификация и сепарация иноэтничных мигрантов поддерживают и воспроизводят этническую идентичность в ущерб гражданской, становясь серьезным препятствием формирования гражданского общества.
Во-вторых, этносоциальная стратификация и сегментация общества по этническому основанию, практики использования принудительного труда иноэтничных мигрантов, подрывают общественные устои, подвергая эрозии базовые институты, определяющие тип современного общества.
В-третьих,
сепарация иноэтничных
В-четвертых, существует опасность, что ставшие обыденными дискриминационные практики взаимоотношений принимающего населения с иностранными гражданами начнут распространяться на российских граждан, не принадлежащих к этническому большинству или традиционным для данной местности меньшинствам .
Распространению практик, усугубляющих исключенность иноэтнических мигрантов из социальной жизни, способствует неэффективность институтов миграционной политики, в первую очередь, института регистрации пребывания и института порядка осуществления трудовой деятельности. Существование этих институтов в нынешнем виде способствует распространению неправовых практик, расширяя пропасть между законодательством и правоприменением, подрывая доверие общества к властным институтам.
Большие сомнения вызывает также экономическая и социальная эффективность миграционной политики начала 2000-х гг. Самые серьезные изъяны стратегии ограничения иммиграции и внешних трудовых миграций в том, что не достигая поставленных целей ограничения притока незаконных мигрантов, усугубляя социальные проблемы, она порождает новые вызовы.
Резкое снижение численности трудовых ресурсов, неизбежно ускоряющееся с 2006 года без компенсирующей внешней миграции, создаст серьезные проблемы функционирования институтов армии и правопорядка, здравоохранения, образования, социального обеспечения .
Вероятные непопулярные
Миграционная политика Российской Федерации должна содействовать реализации стратегии политического и социально-экономического развития Российской Федерации, устойчивому социально-экономическому и демографическому развитию России и ее отдельных территорий, обеспечению национальной безопасности страны в соответствии с национальными геополитическими интересами.
Иммиграция
может стать важнейшим
Иммиграция
и привлечение временных
Без привлечения иммигрантов крайне сложно обеспечить сохранение геополитической стабильности в отдельных регионах России и на постсоветском пространстве, обеспечить национальную безопасность страны. Имеется множество иных социально-экономических, политических аргументов в пользу изменения нынешней миграционной политики, слабо увязанной с современными вызовами и перспективами социально-экономического, демографического и политического развития России.
Большое значение приобретает временной фактор. Относительно динамично развивающаяся экономика России делает ее привлекательным местом заработка и проживания для граждан новых независимых государств: социально-экономическое развитие России диктует устойчивый внутренний спрос на труд мигрантов, инициируемый предпринимателями, иммигранты удовлетворяют спрос на рабочую силу, который структурно обусловлен потребностями постиндустриальной экономики и демографическим развитием России.
Однако деление государств на страны-доноры и страны-реципиенты подвижно: масштабы иммиграции зависят не только от дифференциации экономического развития государств. Появление новых центров притяжения мигрантов, возрастающая конкуренция за труд иммигрантов со стороны развитых стран и отдельных государств постсоветского пространства, настоятельно требуют повышения конкурентоспособности не только российской экономики, но и социальной среды.
Возможности пересмотра стратегии и трансформации миграционной политики связаны с рядом проблем. Во-первых, миграционная политика обладает известной инерционностью, обусловленной особенностями ее формирования, законодательными, организационными рамками, преемственностью, кадровым составом и т.п.
Во-вторых, проблемы внутриполитические: ключевой проблемой миграционной политики становится отсутствие общественного консенсуса относительно целей, задач, приоритетов такой политики в увязке со стратегическими целями и задачами развития России. Однако в обществе отсутствует согласие относительно долгосрочных и среднесрочных целей и приоритетов развития страны, на решение которых и должна быть направлена миграционная политика.
В-третьих,
все более значимую роль играют социокультурные
факторы, ограничивающие вариацию мер
миграционной политики: массовые миграции
с полным основанием можно отнести к травматическим
социальным изменениям исторического
масштаба. Важнейшими из социокультурных
факторов миграционной политики становятся:
интолерантность принимающего населения;
слабые адаптивные возможности части
мигрантов, недостаточная включенность
иноэтничных мигрантов в повседневный
культурный контекст принимающей стороны,
отсутствие у них потребности следовать
общепринятым образцам и традициям и/или
незнание этих образцов и традиций; специфический
исторический опыт и традиции межкультурного
взаимодействия принимающего населения;
особенности общественного сознания.
2.2. Факторы, влияющие на миграцию в России.
По данным некоторых экспертов, в России на сегодняшний день насчитывается свыше 4 миллионов мигрантов, что позволяет нашей стране по этому показателю занимать после США второе место в мире . Рост миграционных процессов во всем мире, в том числе и в России, закономерен и объективен. Он обусловлен, прежде всего, экономической составляющей развития разных стран. Страны с более развитой экономикой, культурой, более высоким уровнем жизни населения становятся своего рода «магнитом» для проживающих по соседству наций и народностей, которые, не сумев найти удачного применения своим способностям на родине, легально и нелегально стремятся приобщиться к благам цивилизации.
Миграция может быть как легальной, так и нелегальной, незаконной. Например, многие россияне предпочитают выезжать на постоянное место жительства в ФРГ, Испанию, Канаду, Австралию, США; если выехать и остаться в избранной стране не удается официальными путями, используются различные ухищрения, в том числе и незаконные.
В конце 19 – начале 20 веков в мире постоянно шли захватнические войны за новые территории. Государство считалось тем более цивилизованным, чем больше имело вассалов, колоний. Сейчас ситуация изменилась: такие высокоразвитые страны, как Великобритания и Франция, ранее имевшие в своем подчинении большие колонии, в настоящий период времени все чаще ощущают дискомфорт из-за огромного количества мигрантов в стране, подавляющее большинство которых составляют выходцы из этих колоний.
Аналогичная
ситуация отмечается и в России,
которая после распада
По данным экспертов, в Москве насчитывается более 1 миллиона мигрантов из 121 страны, преимущественно, из стран ближнего зарубежья.
По сведениям миграционной службы, за последние 10 лет в Саратовскую область на постоянное место жительства прибыло примерно 200 тысяч переселенцев, из числа которых только 57 тысяч смогли приобрести статус гражданина России .
Так как миграционных процессов нельзя избежать, их следует надлежащим путем урегулировать, ввиду того, что существующее законодательство не в полной мере отвечает складывающимся в обществе отношениям. Этот тезис можно подтвердить следующими доводами.
Субъекты Российской Федерации ежегодно, по оценкам экспертов, нуждаются примерно в 1 миллионе рабочих, так как местные жители не хотят работать дорожными строителями, каменщиками, разнорабочими, водителями общественного транспорта.
Субъектами федерации официально заказывалось и прибывало в Россию мигрантов: в 2001 году – около 500 тыс. человек, в 2002 году – около 700 тыс. человек, а в 2003 году – только 230 тыс. человек. Очевидно, что необходимость в относительно дешевой рабочей силе за столь короткий промежуток времени отпасть не могла, поэтому следует сделать вывод о том, что ряды рабочих были наверняка пополнены за счет нелегальных мигрантов .
Одновременно
с увеличением числа
Не сумев легализоваться, не сумев заработать законным путем денег, мигранты вынуждены добывать их преступным путем. Установлена прямая взаимосвязь между уровнем и интенсивностью миграционных процессов и степенью криминальной активности этнических преступных формирований. Отрицательное влияние миграционных процессов усиливается, когда они выступают во взаимодействии с другими негативными социально-экономическими и политическими факторами.
К числу основных факторов, влияющих как на процессы миграции в России, так и на деятельность правоохранительных органов по предупреждению незаконной миграции, на наш взгляд, следует отнести следующие.