Миграция населения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что, являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких кругов общественности. Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и практическом плане.

Содержание работы

Введение 2
Миграция населения
1.1. Понятие и классификация миграции 5
1.2. Виды миграции 9
1.3. Функции миграции 11
2. Миграционная ситуация в РФ
2.1. Современная миграционная ситуация в РФ 15
2.2. Основные характеристики миграционных потоков РФ 18
2.3. Социальные последствия миграционных процессов 20
3. Миграция в Республике Саха (Якутия)
3.1. Статистические данные 23
3.2. Регулирования миграции 24
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 1 30
Приложение 2 32

Файлы: 1 файл

Курсовая Бурнашев.docx

— 74.97 Кб (Скачать файл)

Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем  чтобы миграционные процессы в России стали фактором, способствующим позитивному  развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов  национальной безопасности, охраны общественного  порядка и здоровья населения  при строгом соблюдении международных  обязательств Российской Федерации.[6]

Таким образом, единого подхода  к формулировке определения миграции до сих пор не существует. В зависимости от изучаемого признака, выделяют внешние, внутренние, временные, маятниковые, сезонные, социальные, экономические, добровольные, принудительные, общественно-организованные и неорганизованные миграции. Современная миграционная ситуация в России является непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны и финансового кризиса.

2.2. Основные характеристики миграционных потоков РФ

 

К основным характеристикам, отражающим особенности миграционных потоков, можно отнести интенсивность, направление миграционных потоков, состав, мотивы перемещения мигрантов, степень легализации перемещений, степень приживаемости мигрантов, особенности размещения мигрантов  по территории вселения. В соответствии этим была составлена систематизационная таблица, в которой отражены основные особенности современных внутренних и внешних миграционных процессов в России.

По данным таблицы (Приложение 1)можно констатировать:

  • активное вовлечение России в миграционный обмен на разных уровнях, как на международном, так и на государственном;
  • увеличение доли семейной миграции и снижение доли мигрантов трудоспособного возраста, свидетельствующие о снижении роли миграции населения в регулировании демографических процессов (это очень важно, особенно для России, в которой на сегодняшний день отмечается демографический кризис);
  • низкую степень приживаемости мигрантов, преобладание среди них «нелегалов», беженцев, вынужденных переселенцев
  • практическое совпадение ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов на территории России, что приводит к обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру.

Анализируя характеристики миграционных процессов в России, необходимо начать с внутренней миграции, поскольку она является основной составляющей (почти 90%) общего миграционного  оборота в России.

За последние 10 лет миграционная активность населения России сократилась. Число внутренних перемещений уменьшилось  более чем на 1/3, причем отмечается более высокая миграционная активность сельских жителей по сравнению с городскими. Это обстоятельство объясняется более низкими доходами сельского населения, которое стремится в промышленные районы, сосредоточенные в основном в Европейской части России.

В целом география внутренних межрегиональных потоков не изменилась. Однако на сегодняшний день среди  регионов страны более четко можно  выделить принимающие и отдающие население. Принимающие регионы  размещены компактно и соответствуют  густонаселенным территориям, в  которых сосредоточено 80% населения (120 млн. чел.). Данная зона располагается  от Калининградской до Новосибирской  области (юг Западной Сибири) и от Карелии (исключая остальную территорию Европейского Севера) до Краснодарского края. Регионы, отдающие население, расположены некомпактно. В целом на этой территории проживает 17% населения (26 млн. чел.). К ним относятся северная часть Урала, Восточная Сибирь, Дальний восток, Дагестан, Чечня, Ингушетия. Причинами, вынуждающими россиян переезжать в другие регионы страны, являются: военные действия, обострение межнациональных отношений, а также причины экономического характера – потеря работы, невыплата заработной платы, а значит, и снижение жизненного уровня, отсутствие уверенности в завтрашнем дне. [8]

Практически все принимающие  регионы России в большей или  меньшей степени подвержены кризису, что препятствует успешному обустройству и социальной адаптации вынужденных  переселенцев. Характеризуя социально  – экономические процессы, протекающие  в принимающих районах, можно  отметить, что они в целом совпадают  с общероссийскими: происходит падение уровня производства, отрасли с прежде благополучной динамикой показателей в последние 3 - 4 года стали испытывать определенные сложности. Несмотря на довольно высокий уровень приватизации собственности в промышленности и сфере обслуживания, эффективность работы этих отраслей по-прежнему мала; сохраняется низкий уровень денежных доходов населения, сдерживающий развитие внутреннего рынка товаров и услуг; развитие мелкого частного предпринимательства в настоящее время также не рассматривается специалистами в качестве существенного резерва занятости не только мигрантов, но и коренного населения. Скрытая безработица порождает довольно неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев и беженцев на рынке труда, поскольку их профессиональный состав близок к профессиональному составу местных кадров. Область сельского хозяйства не располагает возможностями для развития фермерства, в среде которого могла бы найти работу часть переселенцев.

Наблюдается затягивание  сроков обустройства и социальной адаптации  вынужденных переселенцев и беженцев, ухудшение и материального и  социального положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком  уровне негативно – конфликтный  потенциал в общественном сознании.

 

2.3. Социальные последствия миграционных процессов

 

Поскольку миграционные процессы в России имеют довольно широкий  размах, переселение в столь значительных масштабах в сочетании с нерешенностью  проблем жизнеобеспечения россиян  достаточно негативно сказывается  на социально-экономической и политической ситуации в стране.

Как внутренние, так и  внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и  центральные регионы европейской  части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения  и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах.[9]

Анализ миграционных процессов  в России за последнее десятилетие  показывает, что проблемы с внешней  незаконной миграцией продолжают оставаться острыми, а отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства. Уровень ее остается высоким, а численность мигрантов постоянно  растет. По экспертным оценкам, в стране в настоящее время находится до 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов).

Массовая миграция иностранных  граждан и лиц без гражданства  из государств Закавказья, Центральной  и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и  политического экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации.

Эмиграция на постоянное место  жительства в экономически развитые страны квалифицированных специалистов, молодежи с высоким уровнем образования  ведет к ослаблению научного, творческого, экономического потенциала страны.[6] Основные потоки интеллектуальной миграции идут из регионов, обладающих высоким научно-техническим потенциалом: Северо-западного, Центрального, Западно-Сибирского экономических районов; из городов преобладают Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.

Ориентированы потоки интеллектуальной эмиграции в настоящее время  на такие страны, как США, Канаду, Австралию, Израиль, страны Западной Европы – Великобританию, Германию, Швецию. Эти страны не только принимают, но и поощряют иммиграцию высококвалифицированных  кадров, в первую очередь специалистов в области современных технологий, программистов, инженеров, врачей, специалистов по естественным наукам. Причем по временному контракту на работу уезжает лишь 5-7%, остальные – на постоянное место  жительства. Следовательно, «утечка  умов» в основном носит безвозвратный  характер, что становится тормозом развития страны.[8] Повышенного внимания требуют уязвимые группы трудящихся – эмигрантов, и, прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за рубежом, связанные со случаями незаконного выезда, дискриминации, торговли людьми.[10]

Подводя итого вышесказанному, необходимо отметить, что миграционные потоки в России характеризуются  активным ее вовлечением в международный и межрегиональный обмен, увеличением доли семейной миграции и снижением доли мигрантов трудоспособного возраста, низкой степенью приживаемости мигрантов, совпадением ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов. Все это приводит к негативным социальным последствиям: обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру, повышению уровня преступности. Такая ситуация требует разработки и реализации адекватной миграционной политики, ужесточению управления и контроля миграционных процессов государством.

 

3. Миграция в  Республике Саха (Якутия)

3.1. Статистические  данные

 

По итогам 9 месяцев 2011 года на миграционный учет поставлено 36873 иностранных  граждан и лиц без гражданства, из них:

- по месту пребывания  – 35075, в том числе первично  – 25996 продление – 9079.

- по месту жительства – 1798.

При этом по месту пребывания поставлено на 4,1% больше иностранных  граждан и лиц без гражданства, чем в прошлом году, в том  числе граждан прибывших из стран  ближнего зарубежья – 27779, из стран дальнего зарубежья – 7296.

Как и в предыдущих периодах, основную долю миграционного притока  в республику составили мигранты из Армении – 22,0%, Кыргызстана – 20,2%, Таджикистана – 19,6% и Узбекистана  – 17,6%.

По сравнению с аналогичным  периодом прошлого года в итоговом показателе поставленных на миграционный учет иностранных граждан незначительно  увеличилась доля иностранных граждан  из дальнего зарубежья, от 19,4% до 20,8%.

Дальнее зарубежье в основном представлено гражданами Китая, которые  составляют 44,1% от общего числа иностранных  граждан прибывших в визовом  порядке. На втором месте граждане Сербии, прибывшие на территорию Республики Саха (Якутия) с целью осуществления  трудовой деятельности – 23,8%. (приложение 2)

Как и в предыдущих периодах, в значительных объемах продолжают привлекать иностранную рабочую  силу из ближнего зарубежья крупные  производственные предприятия: АК «АЛРОСА» (750 человек), ООО «Веста» (Мирнинский район).

 

Около половины трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу, заняты в сфере строительства, более  трети – торговле, горнодобывающей  промышленности – 18,7%.

В показателях внешней  трудовой миграции наблюдается позитивная тенденция - более качественный уровень  легализации трудовой деятельности иностранных граждан, когда мигранты прилагают усилия узаконить свое пребывание, в том числе трудовую деятельность, прежде всего, с работодателем, имеющим квоту на привлечение  иностранной рабочей силы.

 

3.2.Регулирования миграции

 

В области регулирования  миграции в Республике Саха (Якутия) установлены следующие приоритеты:

• сбалансированное развитие трудовой иммиграции, жилищного фонда и социальной инфраструктуры РС(Я);

• проведение структурной, промышленной, научно-технической и инновационной политики, позволяющей поддерживать высокие темпы экономического роста при минимальном привлечении дополнительного контингента неквалифицированных работников;

• привлечение работников, обладающих необходимыми Республике профессиями и квалификациями, прежде всего молодежи, из других регионов Российской Федерации и культурно близких ей государств;

• создание необходимых условий для трудовой деятельности в Республике иногородних выпускников вузов, обладающих профессиями и квалификациями, востребованными на рынке труда;

• создание условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала РС(Я);

• устранение административных барьеров, препятствующих использованию иностранной рабочей силы, и усиление контроля за соблюдением действующего законодательства в этой сфере.

В области регулирования  миграции:

• разработка и внесение предложений о принятии на федеральном уровне законодательных и иных нормативных правовых актов, расширяющих полномочия территориальных органов федеральных органов исполнительной и государственной власти Республики Саха (Якутия) по регулированию миграции и обеспечивающих возможность проведения сбалансированной миграционной политики;

• совершенствование нормативной правовой и институциональной базы для межведомственного взаимодействия и обсуждения на многосторонней основе проблем трудовой миграции, а также выработки предложений по осуществлению необходимых изменений в проведении миграционной политики;

• создание системы соглашений между органами государственной власти и работодателями, привлекающими и использующими в широких масштабах трудовых иммигрантов, в целях обеспечения их жильем и объектами социальной инфраструктуры;

• усиление контроля за соблюдением предприятиями санитарных и иных норм проживания трудовых иммигрантов, а также законодательства о привлечении иностранной рабочей силы;

• реализация экономических мер регулирования трудовой миграции, направленных на упорядочение привлечения иностранной рабочей силы;

• изыскание возможностей расширения жилищного фонда, пригодного для временного проживания трудовых иммигрантов, в том числе за счет ремонта и приспособления неиспользуемых или неэффективно используемых жилых, производственных и других площадей;

Информация о работе Миграция населения в Российской Федерации