Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:15, курсовая работа
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что, являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких кругов общественности. Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и практическом плане.
Введение 2
Миграция населения
1.1. Понятие и классификация миграции 5
1.2. Виды миграции 9
1.3. Функции миграции 11
2. Миграционная ситуация в РФ
2.1. Современная миграционная ситуация в РФ 15
2.2. Основные характеристики миграционных потоков РФ 18
2.3. Социальные последствия миграционных процессов 20
3. Миграция в Республике Саха (Якутия)
3.1. Статистические данные 23
3.2. Регулирования миграции 24
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 1 30
Приложение 2 32
Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы в России стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации.[6]
Таким образом, единого подхода к формулировке определения миграции до сих пор не существует. В зависимости от изучаемого признака, выделяют внешние, внутренние, временные, маятниковые, сезонные, социальные, экономические, добровольные, принудительные, общественно-организованные и неорганизованные миграции. Современная миграционная ситуация в России является непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны и финансового кризиса.
К основным характеристикам,
отражающим особенности миграционных
потоков, можно отнести интенсивность,
направление миграционных потоков,
состав, мотивы перемещения мигрантов,
степень легализации
По данным таблицы (Приложение 1)можно констатировать:
Анализируя характеристики миграционных процессов в России, необходимо начать с внутренней миграции, поскольку она является основной составляющей (почти 90%) общего миграционного оборота в России.
За последние 10 лет миграционная активность населения России сократилась. Число внутренних перемещений уменьшилось более чем на 1/3, причем отмечается более высокая миграционная активность сельских жителей по сравнению с городскими. Это обстоятельство объясняется более низкими доходами сельского населения, которое стремится в промышленные районы, сосредоточенные в основном в Европейской части России.
В целом география внутренних
межрегиональных потоков не изменилась.
Однако на сегодняшний день среди
регионов страны более четко можно
выделить принимающие и отдающие
население. Принимающие регионы
размещены компактно и
Практически все принимающие регионы России в большей или меньшей степени подвержены кризису, что препятствует успешному обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев. Характеризуя социально – экономические процессы, протекающие в принимающих районах, можно отметить, что они в целом совпадают с общероссийскими: происходит падение уровня производства, отрасли с прежде благополучной динамикой показателей в последние 3 - 4 года стали испытывать определенные сложности. Несмотря на довольно высокий уровень приватизации собственности в промышленности и сфере обслуживания, эффективность работы этих отраслей по-прежнему мала; сохраняется низкий уровень денежных доходов населения, сдерживающий развитие внутреннего рынка товаров и услуг; развитие мелкого частного предпринимательства в настоящее время также не рассматривается специалистами в качестве существенного резерва занятости не только мигрантов, но и коренного населения. Скрытая безработица порождает довольно неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев и беженцев на рынке труда, поскольку их профессиональный состав близок к профессиональному составу местных кадров. Область сельского хозяйства не располагает возможностями для развития фермерства, в среде которого могла бы найти работу часть переселенцев.
Наблюдается затягивание сроков обустройства и социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев, ухудшение и материального и социального положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком уровне негативно – конфликтный потенциал в общественном сознании.
2.3. Социальные последствия миграционных процессов
Поскольку миграционные процессы
в России имеют довольно широкий
размах, переселение в столь
Как внутренние, так и
внешние миграционные потоки направлены
преимущественно в южные и
центральные регионы
Анализ миграционных процессов
в России за последнее десятилетие
показывает, что проблемы с внешней
незаконной миграцией продолжают оставаться
острыми, а отдельные из них представляют
и угрозу национальной безопасности
государства. Уровень ее остается высоким,
а численность мигрантов
Массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и политического экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации.
Эмиграция на постоянное место
жительства в экономически развитые
страны квалифицированных
Ориентированы потоки интеллектуальной
эмиграции в настоящее время
на такие страны, как США, Канаду,
Австралию, Израиль, страны Западной Европы
– Великобританию, Германию, Швецию.
Эти страны не только принимают, но
и поощряют иммиграцию высококвалифицированных
кадров, в первую очередь специалистов
в области современных
Подводя итого вышесказанному, необходимо отметить, что миграционные потоки в России характеризуются активным ее вовлечением в международный и межрегиональный обмен, увеличением доли семейной миграции и снижением доли мигрантов трудоспособного возраста, низкой степенью приживаемости мигрантов, совпадением ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов. Все это приводит к негативным социальным последствиям: обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру, повышению уровня преступности. Такая ситуация требует разработки и реализации адекватной миграционной политики, ужесточению управления и контроля миграционных процессов государством.
3. Миграция в Республике Саха (Якутия)
3.1. Статистические данные
По итогам 9 месяцев 2011 года на миграционный учет поставлено 36873 иностранных граждан и лиц без гражданства, из них:
- по месту пребывания – 35075, в том числе первично – 25996 продление – 9079.
- по месту жительства – 1798.
При этом по месту пребывания поставлено на 4,1% больше иностранных граждан и лиц без гражданства, чем в прошлом году, в том числе граждан прибывших из стран ближнего зарубежья – 27779, из стран дальнего зарубежья – 7296.
Как и в предыдущих периодах, основную долю миграционного притока в республику составили мигранты из Армении – 22,0%, Кыргызстана – 20,2%, Таджикистана – 19,6% и Узбекистана – 17,6%.
По сравнению с аналогичным
периодом прошлого года в итоговом
показателе поставленных на миграционный
учет иностранных граждан
Дальнее зарубежье в основном представлено гражданами Китая, которые составляют 44,1% от общего числа иностранных граждан прибывших в визовом порядке. На втором месте граждане Сербии, прибывшие на территорию Республики Саха (Якутия) с целью осуществления трудовой деятельности – 23,8%. (приложение 2)
Как и в предыдущих периодах, в значительных объемах продолжают привлекать иностранную рабочую силу из ближнего зарубежья крупные производственные предприятия: АК «АЛРОСА» (750 человек), ООО «Веста» (Мирнинский район).
Около половины трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу, заняты в сфере строительства, более трети – торговле, горнодобывающей промышленности – 18,7%.
В показателях внешней трудовой миграции наблюдается позитивная тенденция - более качественный уровень легализации трудовой деятельности иностранных граждан, когда мигранты прилагают усилия узаконить свое пребывание, в том числе трудовую деятельность, прежде всего, с работодателем, имеющим квоту на привлечение иностранной рабочей силы.
3.2.Регулирования миграции
В области регулирования миграции в Республике Саха (Якутия) установлены следующие приоритеты:
• сбалансированное развитие трудовой иммиграции, жилищного фонда и социальной инфраструктуры РС(Я);
• проведение структурной, промышленной, научно-технической и инновационной политики, позволяющей поддерживать высокие темпы экономического роста при минимальном привлечении дополнительного контингента неквалифицированных работников;
• привлечение работников, обладающих необходимыми Республике профессиями и квалификациями, прежде всего молодежи, из других регионов Российской Федерации и культурно близких ей государств;
• создание необходимых условий для трудовой деятельности в Республике иногородних выпускников вузов, обладающих профессиями и квалификациями, востребованными на рынке труда;
• создание условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала РС(Я);
• устранение административных барьеров, препятствующих использованию иностранной рабочей силы, и усиление контроля за соблюдением действующего законодательства в этой сфере.
В области регулирования миграции:
• разработка и внесение предложений о принятии на федеральном уровне законодательных и иных нормативных правовых актов, расширяющих полномочия территориальных органов федеральных органов исполнительной и государственной власти Республики Саха (Якутия) по регулированию миграции и обеспечивающих возможность проведения сбалансированной миграционной политики;
• совершенствование нормативной правовой и институциональной базы для межведомственного взаимодействия и обсуждения на многосторонней основе проблем трудовой миграции, а также выработки предложений по осуществлению необходимых изменений в проведении миграционной политики;
• создание системы соглашений между органами государственной власти и работодателями, привлекающими и использующими в широких масштабах трудовых иммигрантов, в целях обеспечения их жильем и объектами социальной инфраструктуры;
• усиление контроля за соблюдением предприятиями санитарных и иных норм проживания трудовых иммигрантов, а также законодательства о привлечении иностранной рабочей силы;
• реализация экономических мер регулирования трудовой миграции, направленных на упорядочение привлечения иностранной рабочей силы;
• изыскание возможностей расширения жилищного фонда, пригодного для временного проживания трудовых иммигрантов, в том числе за счет ремонта и приспособления неиспользуемых или неэффективно используемых жилых, производственных и других площадей;
Информация о работе Миграция населения в Российской Федерации