Органы государственной власти
Российской Федерации должны способствовать
развитию взаимовыгодного миграционного
обмена, в том числе и в области
трудовой миграции, с приграничными
государствами на основе действующего
трудового законодательства Российской
Федерации.
Субъекты РФ вправе регулировать
социально-экономические миграции,
исходя из складывающейся социально-экономической,
экологической обстановки и иных
обстоятельств в рамках федерального
законодательства и законодательства
субъектов.
В отдельных субъектах приняты законы и иные
нормативные правовые акты, предоставляющие
преференции выходцам из этих регионов,
лицам, переселяющимся из северных регионов
России, военнослужащим и т.д. В ряде субъектов
приняты ограничительные меры, препятствующие
притоку мигрантов из других субъектов
Федерации и из-за ее пределов. «Преференции
или ограничения для отдельных категорий
мигрантов должны быть законодательно
оформлены и четко артикулированы в региональных
миграционных программах, иных подзаконных
актах и не могут противоречить федеральному
законодательству».
Органы государственной власти Российской
Федерации стремятся к расширению возможностей
субъектов РФ по самостоятельному регулированию
миграционных процессов на их территории
в пределах их компетенции, в том числе
путем заключения соответствующих договоров
и соглашений.
3. Организация федеральной миграционной
службы
Министерство по делам
федерации, национальной и миграционной
политики Российской Федерации (Минфедерации
России) являлся на протяжении последних лет федеральным
органом исполнительной власти, проводящим
государственную политику в области федеративных
и национальных отношений, местного самоуправления
и миграции населения, обеспечивающим
создание условий для защиты прав коренных
малочисленных народов Севера на социально-экономическое
и культурное развитие и осуществляющим
в установленном порядке координацию
деятельности в этой сфере иных федеральных
органов исполнительной власти.
Министерство по делам
федерации, национальной и миграционной
политики Российской Федерации осуществляло
свою деятельность непосредственно и
через свои территориальные органы во
взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления,
комитетами и комиссиями Совета Федерации
и Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, национально-культурными
автономиями, общественными и религиозными
организациями (объединениями), научными
и другими организациями по вопросам,
отнесенным к компетенции Министерства.
Министерство, его территориальные
органы, входящие в их состав посты
иммиграционного контроля в пунктах
пропуска через государственную
границу Российской Федерации и
находящиеся в ведении Министерства организации,
образовывали единую систему Министерства.
Основными задачами Министерства
по делам федерации, национальной и
миграционной политики Российской Федерации
являлись:
1) участие в разработке
и проведении государственной
политики в области федеративных и национальных
отношений, местного самоуправления и
миграционных процессов, содействие реализации
экономических, социальных и этнокультурных
интересов коренных малочисленных народов;
2) участие в формировании
правовых, организационных и социально-экономических основ
федеративных и национальных отношений,
местного самоуправления и регулирования
процессов миграции;
3) подготовка предложений
о приоритетных направлениях
и способах реализации государственной
национальной и миграционной
политики;
4) координация усилий органов государственной
власти, политических, общественных и
религиозных объединений для достижения
межнационального согласия;
5) участие в разработке
и реализации мер государственного
регулирования социально-экономического
развития регионов Российской Федерации;
6) прогнозирование развития
политических процессов в регионах
Российской Федерации, содействие
проведению экономических и социальных
реформ, расширению интеграционных
процессов и межрегионального
сотрудничества;
7) обеспечение в пределах компетенции
Министерства повышения эффективности
расходования средств федерального бюджета,
направляемых на решение проблем в сфере
федеративных отношений, региональной,
национальной и миграционной политики,
местного самоуправления;
8) осуществление мер
по государственному
регулированию процессов внешней трудовой
миграции, а также по защите прав и интересов
трудящихся мигрантов и предупреждению
проявлений ксенофобии и других форм национальной
нетерпимости;
9) организация приема
и временного размещения беженцев и вынужденных
переселенцев на территории Российской
Федерации, а также оказание им помощи
и содействия в обустройстве на новом
месте жительства;
10) участие в проведении
государственной политики, направленной
на поддержку соотечественников
за рубежом.
Министерство по делам
федерации, национальной и миграционной
политики Российской Федерации в
соответствии с возложенными на него
основными задачами осуществляло следующие
основные функции:
- координировало деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере развития федеративных и национальных отношений, местного самоуправления, миграции населения, разрабатывало совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и представляло в установленном порядке предложения по совершенствованию системы их взаимодействия и организации;
- обобщало практику применения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области федеративных и национальных отношений, местного самоуправления, миграции населения и защиты прав мигрантов и коренных малочисленных народов Российской Федерации с целью выработки соответствующих рекомендаций и предложений;
- разрабатывало и представляло в установленном порядке предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в области федеративных отношений, региональной, национальной и миграционной политики, местного самоуправления, межбюджетных отношений, а также проекты соответствующих нормативных правовых актов;
- подготавливало предложения с обоснованием перспективных направлений государственной политики в сфере федеративных отношений, региональной, национальной и миграционной политики, местного самоуправления, разрабатывало краткосрочные и долговременные прогнозы миграционных процессов, проекты программ первоочередных действий Правительства Российской Федерации по реализации этих направлений;
- осуществляло взаимодействие с ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, с Конгрессом муниципальных образований Российской Федерации и ассоциациями муниципальных образований Российской Федерации;
- участвовало в подготовке предложений по региональным и межрегиональным аспектам развития экономики, в осуществлении мер по оказанию финансовой помощи субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
- разрабатывало проекты федеральных и межрегиональных программ по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, и обеспечивает их реализацию, включая выполнение в установленном порядке функций государственного заказчика; оказывало содействие в реализации комплексных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- участвовало в разработке и обосновании направлений и методов совершенствования экономических взаимоотношений по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в подготовке проектов концепций, стратегий и программ социально-экономического развития регионов;
- подготавливало предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере регулирования вопросов функционирования некоторых территорий Российской Федерации (закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны, приграничные территории и т.д.);
- участвовало в разработке программ повышения эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении деятельности по управлению государственной собственностью, включая природо- и недропользование;
- участвовало в разработке и реализации государственной инвестиционной политики, региональных инвестиционных программ и проектов, в совершенствовании законодательства по этим вопросам;
- участвовало в пределах своей компетенции в разработке и реализации программ комплексного социально-экономического развития регионов и отдельных субъектов Российской Федерации (в том числе районов проживания малочисленных народов Севера), а также программ межрегионального сотрудничества;
- участвовало в реализации международных программ и проектов в области федеративных отношений, региональной, национальной и миграционной политики и местного самоуправления;
- распределяло в установленном порядке средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию мероприятий по проведению миграционной политики, а также осуществляло контроль за их использованием;
- разрабатывало и обеспечивало применение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка признания беженцем или вынужденным переселенцем, порядка предоставления политического или временного убежища, а также порядка лишения, утраты и продления соответствующего статуса; вело учет этих лиц;
- проводило идентификацию иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации, осуществляло их обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию;
- обеспечивало в установленном законодательством Российской Федерации порядке оформление и выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства соответствующих документов, вело учет выданных документов;
- обеспечивало совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации условия для работы по приему и временному размещению граждан Российской Федерации, эвакуируемых из зон чрезвычайных ситуаций (включая их проезд к местам временного и постоянного проживания);
- оказывало содействие вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства и беженцам во временном обустройстве на территории Российской Федерации; определяло совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядок выплаты беженцам и вынужденным переселенцам пособий, установленных законодательством Российской Федерации;
- организовывало и обеспечивало работу центров временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами, центров медико-психологической реабилитации, учебно-методических центров, пунктов первичного приема лиц, ходатайствующих о признании вынужденными переселенцами, создавало места временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами;
- разрабатывало и осуществляло совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти меры по предупреждению и пресечению незаконной миграции, по обеспечению установленных законодательством Российской Федерации условий проживания на территории Российской Федерации иностранных граждан, которые следовали транзитом в третьи страны с целью получения в них убежища или поиска работы.
Заключение
Политический фактор
по-прежнему остается основной причиной
вынужденной миграции. Стала более
тесной его взаимосвязь с экономическими и социальными
причинами. Вместе они инициируют и поддерживают
миграционные настроения. В результате
сохраняется устойчивая тенденция к абсолютному
сокращению численности русскоязычного
населения в странах СНГ. Для изменения
ситуации к лучшему в данной области нужны
более активные дипломатические шаги
Российской Федерации как в рамках СНГ,
так и на уровне двусторонних отношений.
Такие шаги желательны и на уровне многосторонних
отношений, ибо миграционные потоки способны,
перейдя в неуправляемое состояние, стать
серьезным фактором дестабилизации мирового
порядка, но они же могут служить источником
формирования нового духовного богатства,
заключающегося в творческом развитии
человеческого потенциала.
Список использованной литературы:
- Конституция РФ. М., 1993.
- Федеральный Закон от 19.02.1993 «О беженцах».
- Федеральный Закон от 19.02.1993 «О вынужденных переселенцах».
- Концепция внешней политики Российской Федерации. М., 2000.
- Барсукова С.Ю. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в зеркале идеологий // Полис. - 1999. - № 5. - С.31-42.
- Ионцев В.А. Международная миграция населения. Россия и современный мир. // Социс. 1995. № 3. С. 7-11.
- Основы социальной работы. Учебник / Под ред. Павленко П.Д. М.: Владос, 1997.
- Теория и методика социальной работы. / Под ред. Зайнышева И.Г. М.: Владос, 1994.