Милосердие в иудаизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:55, реферат

Описание работы

Идеи милосердия, гуманности и практика благотворительности были известны древним евреям, что нашло отражение в Ветхом Завете - религиозном и культурно-историческом памятнике, признаваемом и христианством.

Файлы: 1 файл

милосердие в иудаизме.docx

— 19.79 Кб (Скачать файл)

Идеи милосердия, гуманности и практика благотворительности  были известны древним евреям, что  нашло отражение в Ветхом Завете - религиозном и культурно-историческом памятнике, признаваемом и христианством.

   У древних  евреев существовали нравственные  нормы о необходимости сочувствия  ближнему, оказания ему нравственной  и материальной поддержки. По  утверждению авторов Краткой  еврейской энциклопедии, благотворительность  является одним из основных  предписаний иудаизма. Ветхий Завет  содержит несколько законов, предусматривающих  своего рода налогообложение  в пользу бедных. В них подчеркивается  необходимость не забывать о  нуждающихся в праздничные дни. не забывать о бедняках и пришельцах, поскольку сами евреи, исходя из Египта, нуждались в помощи. Благотворительность приветствуется даже в отношении личных врагов: "Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, - приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним".

   В Талмуде  благотворительность обозначается  словами цдака (буквально праведность или справедливость). Бедный имеет право получать, а состоятельный человек должен давать. От обязанности проявлять милосердие не освобождается никто: ни сильный мира сего, ни последний бедняк. "Даже бедняк, существующий милостыней, должен давать милостыню",— подчеркивается в "Талмуде". В нем в мельчайших подробностях расписаны правила благотворительности: кто и каким образом обязан заниматься ею, кто имеет право пользоваться, каковы размеры помощи в благотворительных целях. В пользовании благотворительностью женщины имеют приоритет перед мужчинами. Бедному родственнику надо оказать помощь раньше, чем постороннему бедняку. Бедняки своего города имеют предпочтение перед бедными из других городов.

   Отчисление  десятой части состояния на  благотворительные цели считалось  "посредственной" добродетелью, а двадцатой части и меньше - скупостью. В то же время не советовали расходовать на благотворительность больше одной пятой части состояния, чтобы самому не обеднеть и не начать пользоваться благотворительностью других. Нельзя делать так, чтобы благотворительность воспринималась как нечто позорящее человека: лучше, чтобы тот, кто пользуется благотворительностью, не знал о том, кто ее дает.

   Последователи  иудаизма создавали специально  благотворительные кассы. Бедные  состояли на учете в этих  кассах. Касса служила для выкупа  пленных и обеспечения приданного  бедным невестам. Создавались также  специальные столовые для бедных. Со временем утвердились следующие  направления социальной помощи  в иудаизме:

   - денежные  выдачи через благотворительную  кассу;

   - помощь  продуктами питания,

   - выдача  одежды,

   - забота  о погребении.

   Средства  на благотворительные цели поступки  из различных источников: налоги  на членов общин, пожертвования,  наследства, завещания на цели  благотворительности, штрафы, арендная  плата за пользование имуществом  общины.

   Одной  из форм проявления благотворительности  у древних евреев была практика  прошения долгов, расторжения долговых  обязательств. Это повторялось в  каждый Великий юбилейный год  (раз в 50 лет). Еврейскими властями предприняты были специальные мероприятия для сбора и распределения милостыни среди народа, сбор пожертвований для бедных составлял важную часть синагогального богослужения. Позднее у евреев возникли специальные общества, которые занимались благотворительностью. В России отделение капала, занимавшееся благотворительностью, часто называли цдака, гдола ("великая благотворительность").

  В Талмуде говорится, что первый вопрос, на который придется ответить перед небесным судом, будет: Честно ли ты вел свои дела? И уже, исходя из ответа, будет определена ваша участь и последующие наказания. Могут ли богобоязненные евреи не честно вести свои дела, зная, что им предстоит в этом случае? Это что касается честности. Но  главный вопрос - скупость и благотворительность - как могут уживаться рядом два этих понятия? Именно евреи первыми придумали искусство отдавать, именно они превратили благотворительность в обязательное мероприятие для всех, кому есть, чем поделиться с ближним своим. Сказано: "Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из врат твоих земле твоей, которую Господь, Бог твой дает тебе… не ожесточи сердца своего и не сожми руку твою перед нищим братом твоим. Но открой ему руку свою и дай ему взаймы по мере нужды его" (Дварим 15:7-8).

 Ваикра дает пояснение: "Не бери с него (бедняка, которому ты помог) лихвы и роста и бойся Бога твоего, что бы жил брат твой с тобою. Серебра не давай ему в рост и за лихву не отдавай ему хлеба твоего" (25:35-37). Так что о том, что бы делать деньги на бедном собрате своем евреи просто не могли и помышлять. До сих пор евреям запрещено получать процент с денег, взятых на приобретение жизненно необходимых вещей. А "юридическая фикция" (разрешение получать проценты со ссуды), принятая раввинами вопреки запретам Торы - относится только к коммерческим ссудам.

  Согласно Мишне Торе существуют восемь степеней милосердия и наивысшая - это помочь бедняку подарком, ссудой или предоставлением работы, или принятием в долю - одним словом, помощь, после которой он сможет далее обходится без милостыни, пусть не сразу, а через какое-то время. Ведь, согласитесь, одна подачка не избавить нищего от его несчастий. Кроме того, продолжительное получение пособий, как мы можем убедиться на примерах цивилизованных стран с развитой экономикой и институтом помощи малоимущим и безработным, ведет к деградации личности. В рамках этого золотого правила, евреи и пытались поступать всю свою многовековую историю.

 Надо принимать  во внимание тот факт, что бедность  унизительна для самих бедняков, поэтому они часто старались  скрыть от окружающих свое  бедственное положение. Люди уважают  тех, кто держится до последнего, пытаясь самостоятельно преодолеть  все сложности. С другой стороны  морить себя и тех, кто от  тебя зависит голодом - тяжкий  грех. Поэтому бедным Тора тоже  давала советы, как вести себя  в их ситуации. Правда, эти советы  не всегда были однозначны:

1) "Просите  на улице дать вам освежевать  тушу животного за деньги, но  не говорите: "Помогите мне,  я - ученый, и эта работа не  для меня", или "Пусть ваша  субботняя трапеза будет проста, как будничная, но не проси  помощи".

2) "Кто не  может выжить без милостыни,  как старики. Больные и другие  страждущие, но упрямо отказывается  ее принять, виновен в самоуничтожении… Но если кто-то откладывает принятие помощи и живет в нужде, чтобы не быть обузой для общины, пусть делает так и даст возможность помочь другим".

 А чтобы  люди, получающие помощь не считали  себя жалкими попрошайками, раввины издали специальный указ: "Даже человек, живущий за счет благотворительности, должен подавать бедным!" (Вавилонский талмуд, Гиттин 76). Во все времена существовали люди, которые отказывались подать бедным, говоря им "иди работать". Есть даже притча, в которой рассказывается о богаче, не давшем милостыни просящему и поднявшему страшный крик "Почему ты не работаешь? Посмотри на свои ноги, посмотри на свои руки, на свой живот, на мышцы!". Тогда Всемогущий ответил крикуну: "Разве у тебя не все в достатке, что ты ничего ему не дал? Так ты еще и завидуешь тому, что дал ему Я!!!".  В вавилонском Талмуде есть фраза: "Тот, кто дает милостыню тайно, более велик, чем Моисей". На что англо-еврейский писатель Хаим Бермант когда то заметил, что "…мало кто из евреев заслужил величия такого рода". Анонимная благотворительность считается вторым наилучшим видов благотворительности. Что же считать низшим видом? Скорее всего, когда дающий не испытывает от процесса благотворительности радости в своем сердце. Ну, а для тех, кто так и не проникся духом помощи, существует такой совет: "Помогите, пока это вам не сложно!!!". Впрочем, если человек говорит: "Я отдам эту монетку бедным, что бы мой ребенок жил счастливо" или "что бы я попал на небеса", он считается абсолютным праведником, несмотря на эгоистические мысли.

 Тут мы  подходим к очень важной проблеме: сколько же надо подавать. Хорошим  ответом является - сколько не  жалко, но евреи - люди аккуратные  и даже вопрос суммы подаяния  обдумали весьма досконально.  В идеале каждый должен отдавать 10 процентов своего дохода, хотя еврейский закон требует большего: "Желающий пожертвовать, не должен отдавать более пятой доли своих доходов, а то он и сам станет нуждаться в подаянии" (Вавилонский Талмуд 50а). Но, даже если вы пожертвуете самую малость тому, кто в этом нуждается, ваш поступок гарантирует вам прощение многих грехов, ибо: "Благотворительность равна всем остальным заповедям вместе взятым". Главная обязанность перед богом, перед обществом и перед собой - помогать бедным, слабым и ранимым, независимо к какому народу они принадлежат. "И пришельца не угнетай и не притесняй его, ибо пришельцами были вы в земле египетской". "И люби пришельца, доставляя ему хлеб и одежду".  Бедность и нужда - не одно и тоже, путать их нельзя. Нужда - это такое эмоциональное состояние и/или психологические лишения. Недаром в традиционной молитве, произносимой в начале Пасхального Седера, есть слова: "Каждый, кто голоден, пусть присядет и ест, каждый, кто нуждается, пусть сядет за наш Пасхальный стол".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

  1. Зимин И.А. Иудейское (галахическое) право: история, сущность, современность // История государства и права. 2010. N 20. С. 29 - 30.
  2. Костина Е.Ю. История социальной работы. Изд-во Дальневосточн. гос. ун-та. 2004.
  3. Леви Й. Принимая вызов эпохи. Беседы об иудаизме. М.: "АМАНА". 1998. 120 с.

Информация о работе Милосердие в иудаизме