Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:09, контрольная работа
Здесь нет безудержной гонки. Здесь действует совершенно иная логика выбора. Эти две части социального пространства идентифицируются их участниками с помощью категорий «мы» и «они».
1.Время появления и социально-экономические причины появления моды как массового феномена ,ее социальная сущность.
2.мода как средство социализации ,социального контроля,выражения социальной стратификации.
Индустрия моды, “производя” модность
модели, придает ей социальный статус,
т. е. положение, связанное с определенными
общественно признаваемыми
11
Если даже абстрактная модель (а не реальная стоимость, престиж фирменного знака, групповая приверженность) обладает “виртуальным” социальным статусом, то привлекательность собственно модели, независимо от того, приобретают ли и носят ли ее реальные люди, будет легко “конвертироваться” в престижность “реального” социального статуса.
Гипотеза о таком характере связи моды и социальной стратификации проверялась в ходе описанного исследования. Предполагалось, что тем моделям, которым креспондентки будут отдавать предпочтение, они будут приписывать более высокий социальный статус. В качестве выражения социального статуса в данном исследовании рассматривался престиж того или иного рода деятельности. Применительно к женщинам социальный статус определяется двумя факторами: ее родом деятельности и родом деятельности ее мужа.
На первом этапе (50 интервью) креспонденткам предлагалось назвать наиболее / наименее престижные виды деятельности для женщин и мужчин в современной России. Как и следовало ожидать, престижной считается работа в так называемой новой экономике - в сфере бизнеса и финансов. Банковский работник, секретарь- референт, менеджер, бухгалтер составили в сумме абсолютное большинство. Среди 50 креспонденток их назвали, соответственно, 16, 9, 8, 8 человек. Кроме того, престижно быть врачом-специалистом (дантистом, гинекологом) - 11 упоминаний и модельером - 10 упоминаний. В современной экономической ситуации логично ожидать, что престижность прямо связана с доходностью того или иного вида деятельности. Однако идеал престижного занятия для женщин сложнее. Весьма характерно определение, данное одной из креспонденток: “Престижно работать где- нибудь в офисе с бумагами, быть красиво одетой и все время на людях”. Здесь отчетливо просматривается общая для большинства креспонденток позиция, свидетельствующая о несводимости стратификации к единственному измерению – доходу.Среди самых непрестижных профессий оказались те, которые связаны с малоквалифицированным физическим трудом и малооплачиваемыми должностями в общественном секторе экономики. Чаще всего упоминались рабочая (16 раз), дворник (12), уборщица (11), педагог в школе и детском саду (11), инженер (8).
Из ответов креспонденток ясно видно, что одна и та же профессия может быть престижным и непрестижным занятием, в зависимости от того, каков статус предприятия, организации в целом. Быть врачом престижно в частной клинике и не престижно в районной поликлинике; престижно быть продавцом в фирменном магазине и не престижно в ларьке; престижно быть бухгалтером в коммерческой фирме и не престижно на заводе. Планетарные культурно-цивилизационные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к постиндустриальному и от культуры модерна к постмодерну, которые переживает современное человечество, охватывают все сферы жизни социума. Трансформируются смысл о жизненные ориентиры и критерии рациональности, нравственные нормы и поведенческие стандарты взаимоотношений между индивидом и властью, личностью и коллективом. Ускорение темпов социального развития сопровождается периодической «переоценкой ценностей», трансформацией культурных образцов. В этой связи не может не возрастать значение моды, как одного из
12
важнейших современных механизмов смены культурных образцов и стандартов массового поведения.
Причины появления моды как массового феномена
Понятие моды у большинства людей ассоциируется с господствующей в течение короткого отрезка времени манерой одеваться, или со сменой одних эталонов внешних форм культуры другими. Однако сегодня такую трактовку следует признать чрезмерно узкой: современная мода не ограничивается одеждой или внешними формами культуры, она пронизывает весь образ жизни человека, охватывает широчайший круг явлений -экономику, политику, музыкальные и литературные пристрастия, речь, манеры, способы общения. Масштабы этого сложного и многогранного феномена таковы, что «трудно назвать такую область социально-экономической и культурной жизни, где бы не сказывалось его влияние» (А.Б.Гофман). И как тотальное и доминантное для определенного периода явление, мода заслуживает к себе самого серьезного отношения.
Будучи необходимым элементом культуры, неотъемлемой составной частью образа жизни людей, мода способна адекватно репрезентировать происходящие в обществе изменения, выступать своеобразным индикатором социокультурных трансформаций и служить одним из тех языков, на котором каждая культура сама «говорит» о себе. Предметы, которые мы используем, дома, в которых живём, и даже идеи, доминирующие в тот или иной период времени — всё подвластно моде. Следовательно, тот, кто хочет познать сущность той или иной исторической эпохи, смыслы культуры, должен чаще обращаться к её изучению.
В российской культуре XX век характеризовался
резкими качественными
Мода является фактором, требующим глубокого анализа еще и потому, что она способна оказывать прямое воздействие на экономическое и социальное развитие общества. С помощью моды, используемой как инструмент рекламы, появляется возможность стимулировать развитие производства товаров, совершенствовать структуру потребительского рынка.
В социальном плане мода способствует
социальной мобильности и преодолению
социально-психологических
13
науки, чем абстрактное
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство социологов в наше время считают, что для современного общества характерен полистилизм, и каждый индивидуальный стиль существует параллельно с другими стилями и взаимосвязан с ними. Следовательно, изменяется и понимание моды. Мода -- это прежде всего совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определённой общественной среде в определённое, обычно недолгое время. Сегодня продолжается разговоры о моде, но, по большому счёту, мода как явление элитарное и массовое перестаёт существовать. Каждый стиль, нашедший своих представителей в обществе, является для них модным. Сколько стилей, столько и мод. Другими словами, модно то, что пользуется спросом. Что сегодня модно каждый выбирает сам для себя в соответствии со своими ценностями и потребностями, представлениями о красоте, идеалами, личностными ценностями.
Если в середине XX века существовало одновременно два-три выраженных направления моды, то сегодня их бессчётное количество. В такой ситуации главное -- найти свой стиль, подчёркивающий характеристики своей личности.
Иметь свой стиль значит быть самим собой. Порой для этого требуется иметь смелость и даже мужество. Но именно верность себе, своему стилю создаёт неповторимый, выразительный и запоминающийся образ.
В заключение хотелось бы отметить, что по результатам социологических опросов, проведённых в 2008 году, на вопрос «по Вашему, мода -- это…» 48,51% (или 98 из 202) респондентов ответили: «часть философии и стиль жизни», а на вопрос «насколько Вы следуете моде» 52% (или 101 из 198) опрошенных ответили: «Стараюсь следовать по мере сил, но к фанатам моды себя не отношу»
14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гофман, Л.Б., Леакович В.П. Обычай
как форма социальной
2. Культурология. XX век: энциклопедия. - т. 2. - СПб.: Университетская книга. - 1998. - 447с
3. Омельченко, Е. Такие похожие, такие разные / Е. Омельченко - [электронный ресурс]. - www.sociocult1.ksu.ru.
4. Сафарян, А.В. Стили жизни молодёжи как целевой аудитории телевидения: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук / А.В. Сафарян. - Москва: Московский гуманитарный университет, 2008. - 26 с.
15