Мода как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Здесь нет безудержной гонки. Здесь действует совершенно иная логика выбора. Эти две части социального пространства идентифицируются их участниками с помощью категорий «мы» и «они».

Содержание работы

1.Время появления и социально-экономические причины появления моды как массового феномена ,ее социальная сущность.
2.мода как средство социализации ,социального контроля,выражения социальной стратификации.

Файлы: 1 файл

социология. контрольная)))).doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Индустрия моды, “производя” модность модели, придает ей социальный статус, т. е. положение, связанное с определенными  общественно признаваемыми притязаниями на социальные блага. Модность предшествует престижу, престиж - богатству и авторитету.

11

Если даже абстрактная модель (а  не реальная стоимость, престиж фирменного знака, групповая приверженность) обладает “виртуальным” социальным статусом, то привлекательность собственно модели, независимо от того, приобретают ли и носят ли ее реальные люди, будет легко “конвертироваться” в престижность “реального” социального статуса.

Гипотеза о таком характере  связи моды и социальной стратификации  проверялась в ходе описанного исследования. Предполагалось, что тем моделям, которым креспондентки будут отдавать предпочтение, они будут приписывать более высокий социальный статус. В качестве выражения социального статуса в данном исследовании рассматривался престиж того или иного рода деятельности. Применительно к женщинам социальный статус определяется двумя факторами: ее родом деятельности и родом деятельности ее мужа.

На первом этапе (50 интервью) креспонденткам предлагалось назвать наиболее / наименее престижные виды деятельности для женщин и мужчин в современной России. Как и следовало ожидать, престижной считается работа в так называемой новой экономике - в сфере бизнеса и финансов. Банковский работник, секретарь- референт, менеджер, бухгалтер составили в сумме абсолютное большинство. Среди 50 креспонденток их назвали, соответственно, 16, 9, 8, 8 человек. Кроме того, престижно быть врачом-специалистом (дантистом, гинекологом) - 11 упоминаний и модельером - 10 упоминаний. В современной экономической ситуации логично ожидать, что престижность прямо связана с доходностью того или иного вида деятельности. Однако идеал престижного занятия для женщин сложнее. Весьма характерно определение, данное одной из креспонденток: “Престижно работать где- нибудь в офисе с бумагами, быть красиво одетой и все время на людях”. Здесь отчетливо просматривается общая для большинства креспонденток позиция, свидетельствующая о несводимости стратификации к единственному измерению – доходу.Среди самых непрестижных профессий оказались те, которые связаны с малоквалифицированным физическим трудом и малооплачиваемыми должностями в общественном секторе экономики. Чаще всего упоминались рабочая (16 раз), дворник (12), уборщица (11), педагог в школе и детском саду (11), инженер (8).

Из ответов креспонденток ясно видно, что одна и та же профессия может быть престижным и непрестижным занятием, в зависимости от того, каков статус предприятия, организации в целом. Быть врачом престижно в частной клинике и не престижно в районной поликлинике; престижно быть продавцом в фирменном магазине и не престижно в ларьке; престижно быть бухгалтером в коммерческой фирме и не престижно на заводе.  Планетарные культурно-цивилизационные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к постиндустриальному и от культуры модерна к постмодерну, которые переживает современное человечество, охватывают все сферы жизни социума. Трансформируются смысл о жизненные ориентиры и критерии рациональности, нравственные нормы и поведенческие стандарты взаимоотношений между индивидом и властью, личностью и коллективом. Ускорение темпов социального развития сопровождается периодической «переоценкой ценностей», трансформацией культурных образцов. В этой связи не может не возрастать значение моды, как одного из

12

важнейших современных механизмов смены культурных образцов и стандартов массового поведения.

Причины появления моды как массового феномена

 Понятие моды у большинства людей ассоциируется с господствующей в течение короткого отрезка времени манерой одеваться, или со сменой одних эталонов внешних форм культуры другими. Однако сегодня такую трактовку следует признать чрезмерно узкой: современная мода не ограничивается одеждой или внешними формами культуры, она пронизывает весь образ жизни человека, охватывает широчайший круг явлений -экономику, политику, музыкальные и литературные пристрастия, речь, манеры, способы общения. Масштабы этого сложного и многогранного феномена таковы, что «трудно назвать такую область социально-экономической и культурной жизни, где бы не сказывалось его влияние» (А.Б.Гофман). И как тотальное и доминантное для определенного периода явление, мода заслуживает к себе самого серьезного отношения.

Будучи необходимым элементом  культуры, неотъемлемой составной частью образа жизни людей, мода способна адекватно репрезентировать происходящие в обществе изменения, выступать своеобразным индикатором социокультурных трансформаций и служить одним из тех языков, на котором каждая культура сама «говорит» о себе. Предметы, которые мы используем, дома, в которых живём, и даже идеи, доминирующие в тот или иной период времени — всё подвластно моде. Следовательно, тот, кто хочет познать сущность той или иной исторической эпохи, смыслы культуры, должен чаще обращаться к её изучению.

В российской культуре XX век характеризовался резкими качественными изменениями  в самых различных областях — от производства до сферы быта и межличностного общения. А межличностные отношения всегда определялись не только социальным статусом, эмоциональными и идеологическими пристрастиями, духовной близостью, но и таким явлением, как мода. Человек - существо социальное, и внешний вид часто играет важную роль при установлении контактов и личных отношений. В этом отношении интерес к феномену моды обусловлен тем влиянием, которое она оказывает на формирование внешнего облика индивида и его социализацию.

Мода является фактором, требующим глубокого анализа еще и потому, что она способна оказывать прямое воздействие на экономическое и социальное развитие общества. С помощью моды, используемой как инструмент рекламы, появляется возможность стимулировать развитие производства товаров, совершенствовать структуру потребительского рынка.

В социальном плане мода способствует социальной мобильности и преодолению  социально-психологических конфликтов. В политическом отношении «модный  фактор» также может сказаться  на принятии судьбоносных решений, способных повлиять на наше будущее. Мода связана и с проявлением ценностей в повседневной жизни людей, а потому изучение повседневных проявлений ценностей в моде, на наш взгляд, может оказаться более плодотворным для понимания культуры и развития культурологии как

 

13

науки, чем абстрактное теоретизирование.Сказанное  поясняет, почему феномен моды неизменно  пользуется живым интересом, как  со стороны ученых, так и со стороны  людей, регулярно сталкивающихся с  ним в повседневной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Большинство социологов в наше время  считают, что для современного общества характерен полистилизм, и каждый индивидуальный стиль существует параллельно с  другими стилями и взаимосвязан с ними. Следовательно, изменяется и  понимание моды. Мода -- это прежде всего совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определённой общественной среде в определённое, обычно недолгое время. Сегодня продолжается разговоры о моде, но, по большому счёту, мода как явление элитарное и массовое перестаёт существовать. Каждый стиль, нашедший своих представителей в обществе, является для них модным. Сколько стилей, столько и мод. Другими словами, модно то, что пользуется спросом. Что сегодня модно каждый выбирает сам для себя в соответствии со своими ценностями и потребностями, представлениями о красоте, идеалами, личностными ценностями.

Если в середине XX века существовало одновременно два-три выраженных направления  моды, то сегодня их бессчётное количество. В такой ситуации главное -- найти  свой стиль, подчёркивающий характеристики своей личности.

Иметь свой стиль значит быть самим собой. Порой для этого требуется иметь смелость и даже мужество. Но именно верность себе, своему стилю создаёт неповторимый, выразительный и запоминающийся образ.

 

В заключение хотелось бы отметить, что по результатам социологических опросов, проведённых в 2008 году, на вопрос «по Вашему, мода -- это…» 48,51% (или 98 из 202) респондентов ответили: «часть философии и стиль жизни», а на вопрос «насколько Вы следуете моде» 52% (или 101 из 198) опрошенных ответили: «Стараюсь следовать по мере сил, но к фанатам моды себя не отношу»

14 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гофман, Л.Б., Леакович В.П. Обычай  как форма социальной регуляции  / Л.Б. Гофман, В.П. Леакович // Советская  этнография. - 1973. - № 1. - С. 14.

 

2. Культурология. XX век: энциклопедия. - т. 2. - СПб.: Университетская книга. - 1998. - 447с

 

3. Омельченко, Е. Такие похожие,  такие разные / Е. Омельченко - [электронный  ресурс]. - www.sociocult1.ksu.ru.

 

4. Сафарян, А.В. Стили жизни  молодёжи как целевой аудитории телевидения: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук / А.В. Сафарян. - Москва: Московский гуманитарный университет, 2008. - 26 с.

15


Информация о работе Мода как социальный феномен