Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:36, доклад
Нижняя возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей.
Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – семейной и внесемейной социализации.
Молодежь как особая
группа.
Молодежь – это социально-демографическая
группа, переживающая период становления
социальной зрелости, вхождение в мир
взрослых, адаптацию к нему и будущего
его обновления.
Границы этой группы размыты и подвижны,
но обычно к молодежи относят население
в возрасте между 14-ю и 30-ю годами.
Нижняя возрастная граница определяется,
в частности тем, что с 14 лет наступает
физическая зрелость и открывается
доступ к трудовой деятельности. Верхней
границей является возраст достижения
трудовой и социальной стабильности (экономическая
самостоятельность, профессиональное
самоопределение), создание семьи, рождение
детей.
Находясь на переходной стадии от мира
детства к миру взрослых, молодое поколение
переживает важнейший этап в своей жизни
– семейной и внесемейной социализации.
Социализация – это процесс становления
личности, обучения и усвоения индивидом
ценностей, норм установок, образцов поведения,
присущих данному обществу, социальной
общности, группе.
Каждому молодому человеку необходимо
усвоить выработанные обществом и различными
группами норм ценностей, установки, представления
и стереотипы.
Современная молодежь как социальная
группа характеризуется некоторыми особенностями
и общими чертами.
По данным ежегодного Доклада Государственного
комитета Российской Федерации по делам
молодежи Правительству России о положении
молодежи за 1998-1999 гг., число граждан на
октябрь 1999г. в возрасте от 15 до 29 лет составляло
32,2 млн.человек, или 22% от численности населения.
Как отмечают разработчики доклада, современная
демографическая ситуация характеризуется
сложившимся с 1992 г. отрицательным естественным
приростом.[1] Можно прийти к выводу, что
уменьшение числа населения, низкий уровень
рождаемости наряду со значительным ухудшением
состояния здоровья молодежи приводит
к ухудшению генофонда нации, что, в свою
очередь, может составить угрозу для национальной
безопасности страны.
Ухудшение состояния здоровья населения
России, по оценке экспертов, не имеет
прецедентов в индустриально развитых
странах в мирное время.
Значительное снижение уровня и качества
жизни большинства молодых россиян, нарастание
социальной напряженности, обусловливающей
возникновение стрессов, обострение экологических
проблем, особенно в городах, и другие
подобные причины ведут к росту числа
заболеваний, в том числе возникновению
эпидемий и социально обусловленных заболеваний.
Молодому поколению россиян начинает
всерьез угрожать СПИД. Первый случай
заболевания СПИДом выявлен в России в
1987 году и с каждым годом число больных
растет с огромной скоростью.
К факторам, неблагоприятным для развития
молодежи, относятся распространение
курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Высокими остаются показатели самоубийств
молодых людей. Стремление уйти от реальных
проблем в иллюзорный мир способствует
массовому распространению алкоголизма
и наркомании среди подростков. Наркомания
сегодня становится мощнейшим фактором
социальной дезорганизации, представляя
большую угрозу для нормального функционирования
всего общественного организма. По свидетельству
специалистов, причины роста наркомании
в известной мере есть результат конфликта
личности и общества, который особенно
ярко проявляется в кризисе социализации.
Падает количество молодежи среди рабочих
промышленности, строительства, транспорта.
В связи с изменениями, происходящими
в экономике России, растет доля молодежи
в непроизводственной сфере. Вместе с
тем отчуждение части молодежи от труда,
которое характеризуется нежеланием молодых
людей работать хорошо и качественно,
отсутствием стремления к профессионально-
Численность молодежи на селе сократилась,
т.к. молодые люди предпочитают работать
не в сфере сельскохозяйственного производства,
а на городских предприятиях и в организациях.
В последнее время многие активно ринулись
в сферу торговли. В связи с этим существует
опасность появления «потерянного поколения»
в период перехода к рынку и дальнейшее
расширение социальной базы для пополнения
групп риска, криминализации и возрастания
уровня насилия в молодежной среде.
Традиционно к группам риска относят лиц
без определенного места жительства, занимающихся
проституцией, алкоголиков, наркоманов.
Внедрение рыночных отношений в нынешних
формах обострило проблему социальной
защищенности молодежи в сфере труда.
Молодые рабочие первыми попадают под
сокращение и пополняют ряды безработных.
К числу особо тревожных тенденций современной
ситуации в молодежной сфере относится:
· отставание уровня образования от уровня,
достигнутого наиболее развитыми странами;
· нарастающее падение престижа общего
и профессионально-технического образования;
· увеличение числа молодежи, начинающей
трудовую деятельность с низким уровнем
образования и неориентированной на продолжение
обучения;
· неподготовленность кадров высшей, профессиональной
и средней школы к работе в новых условиях;
· снижение интеллектуального уровня аспирантского
корпуса – будущего российской науки,
отток одаренных юношей и девушек из многих
вузов и из страны.
Экономическая реформа обострила серьезные
проблемы молодежи в сфере быта. Заработок
молодых рабочих и служащих часто ниже,
чем в целом у работников госсектора экономики.
Создание семей и рождение детей еще более
ухудшают материальное положение молодежи.
В особенно сложном социальном и материальном
положении оказались неполные молодые
семьи и семьи с детьми.
Фактором, во многом определяющим образ
и стиль жизни молодых людей, становится
криминализация и коммерциализация их
досуга. Приобретает все более актуальный
характер проблема личной безопасности
молодых людей: социологические исследования
свидетельствуют, что около 50 % из них подвергались
когда-либо физическому насилию со стороны
сверстников или взрослых, а 40 % испытывали
на себе рукоприкладство родителей.[2]
Насилие как стиль жизни все чаще приобретает
организованные формы в молодежной сфере.
В России свыше 50 % всех преступлений совершается
молодыми людьми в возрасте 14-29 лет.
Решение многообразных и острых проблем
молодежи в России возможно лишь при реализации
последовательной государственной молодежной
политики.
§ 2. Государственная
молодежная политика.
Социальная работа с молодежью в России
осуществляется в рамках государственной
молодежной политики и системы социального
обслуживания населения. С принятием в
1991 г. Закона СССР «Об общих началах государственной
молодежной политики в СССР», который
прекратил своё действие с распадом Советского
Союза, Указа Президента РФ «О первоочередных
мерах в области государственной молодежной
политики» от 16 сентября 1992 г. № 1075 и постановления
Верховного Совета РФ «Об основных направлениях
государственной молодежной политики
в РФ» от 3 июня 1993 г. № 5090-1 начинается процесс
создания структур для реализации государственной
молодежной политики, представляющих
собой систему органов по делам молодежи,
организованных правительствами республик
в составе РФ, администрациями областей,
краев и автономных округов, мэриями городов.
Указом Президента России от 16 сентября
1992 г. создан Комитет РФ по делам молодежи
для осуществления целостной государственной
молодежной политики в соответствии с
требованиями проведения адресной и специализированной
социальной политики в отношении различных
групп и слоев населения, в том числе такой
социально-демографической группы, как
молодежь. В целях создания экономических,
правовых и организационных условий и
гарантий для социального становления
молодежи одобрена Указом Президента
России от 15 сентября 1994 г. № 1922 федеральная
программа «Молодежь России».
Согласно принятым законодательным и
подзаконным актам под государственной
молодежной политикой понимается деятельность
государства, направленная на создание
правовых, экономических и организационных
условий и гарантий для самореализации
личности молодого человека и развития
молодежных объединений, движений и инициатив.
Государственная молодежная политика должна
отражать стратегическую линию государства
на обеспечение социально-экономического,
политического и культурного развития
России, формирование у молодежи патриотизма
и уважения к истории и культуре Отечества,
к другим народам, соблюдение прав человека.
Объектом государственной политики являются
молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи
и молодежные объединения. Субъектами
этой политики являются государственные
органы и их должностные лица, молодежные
объединения и ассоциации , а также сами
молодые граждане.
Цели государственной
молодежной политики:
· содействие социальному, культурному,
духовному и физическому развитию молодежи;
· недопущение дискриминации молодых граждан
по возрастному цензу;
· создание условий для более полного участия
молодежи в социально-экономической, политической
и культурной жизни общества;
· расширение возможностей молодого человека
в выборе своего жизненного пути, достижении
личного успеха;
· реализация инновационного потенциала
молодежи в интересах общественного развития
и самой молодежи.
Государственная молодежная политика
в силу ее комплексного межведомственного
характера осуществляется путем координации
программ отраслевых министерств и ведомств
с привлечением к работе с молодежью негосударственных
организаций. При этом реализация государственной
молодежной политики осуществляется на
следующих принципах:
· принцип участия: привлечение молодых граждан
к непосредственному участию в формировании
и реализации политики и программ, касающихся
молодежи и гражданского общества в целом;
· принцип социальной компенсации: обеспечение
правовой и социальной защищенности молодых
граждан, необходимой для восполнения
обусловленной возрастом ограниченности
их социального статуса;
· принцип гарантий: предоставление молодому
гражданину гарантированного государством
минимума социальных услуг по обучению,
воспитанию, духовному и физическому развитию,
охране здоровья, профессиональной подготовке
и трудоустройству, объем, виды и качество
которых должно обеспечивать необходимое
развитие личности и подготовку к самостоятельной
жизни;
· принцип приоритета: оказание предпочтения
общественным инициативам по сравнению
с соответствующей деятельностью государственных
органов и учреждений при финансировании
мероприятий в области молодежной политики.
Основными направлениями осуществления
государственной молодежной политики
являются: обеспечение соблюдения прав
молодежи; обеспечение гарантий в сфере
труда и занятости молодежи; содействие
предпринимательской деятельности молодежи;
государственная поддержка молодой семьи;
гарантированное предоставление социальных
услуг; поддержка талантливой молодежи;
формирование условий для физического
и духовного развития молодежи; поддержка
деятельности молодежных объединений
и содействие международным обменам.
Цель федеральной программы «Молодежь
России» - создание правовых, экономических
и организационных механизмов осуществления
государственной молодежной политики.
Для достижения этой цели предусматривается
решение следующих задач:
· обеспечение молодежи информацией о
ее правах и возможностях в наиболее важных
сферах жизнедеятельности;
· создание условий для самостоятельной
эффективной деятельности молодежи в
сфере образования, занятости и предпринимательства,
международных обменов;
· содействие решению жилищной проблемы,
поддержка молодой семьи и социально ущемленных
категорий молодежи;
· внедрение постоянно действующей системы
поддержки деятельности детских и молодежных
организаций и их программ.
Федеральная программа, один из основных
документов по развитию государственной
молодежной политики, содержит 15 подпрограмм,
в том числе и подпрограмму формирования
и развития системы социальных служб для
молодежи, цель которых – удовлетворение
социально значимых потребностей молодежи,
оказавшейся в критических, конфликтных
ситуациях, ее социальная реабилитация
и создание условий для возвращения впоследствии
к полноценной жизнедеятельности. За счет
средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, а также внебюджетных фондов
предусматривается формирование комплекса
специальных служб для молодежи: молодежных
бирж труда, центров социально-психологической
помощи, наркологических служб, приютов
для подростков и молодежи, учреждений
социальной реабилитации несовершеннолетних
правонарушителей, центров юридической
помощи и консультации, служб помощи молодой
семье и досуговых центров.
Принцип субсидиарности, или государственная
поддержка деятельности детских и молодежных
организаций, из которых более 70 осуществляют
социальные программы и зарегистрированы
в настоящее время на федеральном уровне,
реализуется посредством финансирования
проектов и программ, представленных в
порядке открытого конкурса на рассмотрение
компетентных государственных органов.
Для финансирования конкурсных проектов
в области художественного, технического
творчества, экономики, спортивной и физкультурно-оздоровительной,
культурно-просветительской работы с
детьми и молодежью устанавливается система
грантов. Вместе с тем по отношению к таким
социально-демографическим группам, как
дети, молодежь и женщины, государство
должно выработать и закрепить в законодательстве
систему гарантий, обеспечивающих защиту
данной категории населения с учетом специфики
социального положения и социально-психологических
особенностей. Особую актуальность в области
социальной политики в переходный период
модернизации общества приобретает разработка
системы социальной защиты семьи, имеющей
детей, и молодой семьи.
Социальная защита детей и подростков
обусловлена международными обязательствами
государств соблюдать Конвенцию о правах
ребенка и другими правовыми документами
мирового сообщества, регулирующими положение
детей, находящихся в особо трудных условиях
(сирот и инвалидов), - принципы спасения
детей во время вооруженных конфликтов,
обеспечение ребенка продовольствием,
гарантии образования и воспитания и другие
аспекты охраны детства. Согласно своим
международным обязательствам государства
– участники международных договоров
по правам человека должны строго соблюдать
зафиксированные в этих документах права
и свободы личности путем принятия законодательных,
административных и иных внутренних мер.
Социальная защита молодежи во многих
государствах Западной Европы и США осуществляется
на основе соответствующего законодательства,
деятельности различных социальных служб,
общественных объединений и гражданских
инициатив при поддержки государственных
учреждений и благотворительных фондов.
Для иллюстрации данного положения воспроизведем
основные направления социальной защиты
молодежи в ФРГ:
· предотвращение нахождения молодого
человека в местах, которые могут представлять
угрозу его духовному или физическому
состоянию. К объектам, представляющим
опасность для молодежи, относятся публичные
дома, наркопритоны, а также места, предрасполагающие
молодежь к девиантному поведению. При
невозможности устранить угрозу полиция,
ведомства по делам молодежи и общественные
организации обязаны принять меры административного
воздействия;
· регламентация нахождения молодых людей
в возрасте до 16 лет в местах общественного
питания, дискотеках, кафе, закусочных
и т.д., в частности прикрепление к ним
сопровождающего лица, ответственного
за воспитание, или, например, установление
временного ограничения приема пищи в
кафе;
· запрет на приобретение и потребление
алкоголя в общественных местах; молодым
людям в возрасте до 16 лет разрешается
потреблять легкие алкогольные напитки
(пиво, вино и т.д.), только если их сопровождают
родители;
· запрет детям и молодежи до 15 лет курить
в общественных местах;
· запрет молодым людям в возрасте до 18
лет участвовать в азартных играх, в частности
посещать залы игровых автоматов с целью
получения выигрыша.
Особо следует отметить ограничения на
просмотр порнографических фильмов, видеокассет,
приобретение порнографической литературы
и литературы, пропагандирующей насилие.
Социальная работа в западноевропейских
странах предусматривает также целый
ряд мер помощи молодежи в области трудоустройства,
переквалификации, организации свободного
времени, а также получения пособий.
Для организации этой работы учреждается
серия молодежных служб; в частности, в
Германии это:
· ведомства по делам молодежи, осуществляющие
консультации для родителей, детей и молодежи
в вопросах воспитания, а также предлагающие
многостороннюю помощь при разводах, опекунстве,
судопроизводстве молодежи и т.д.;
· консультативные пункты для детей и молодежи,
куда могут обращаться для решения своих
проблем не только дети и молодые люди,
но и их родители;
· молодежные центры, которые организуют
свободное время молодежи, проводят групповую
работу, спортивные мероприятия, консультации
и реализуют различные образовательные
программы, предлагают познавательные
экскурсии.