Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 15:52, контрольная работа
Целью работы является выявление специфики, уникальности молодежи как социальной группы населения и ее моральный, духовных ценностей.
Задача данной контрольной работы состоит в том, чтобы рассмотреть, познать, усвоить молодежь как социальную группу.
Введение…………………………………………………………………………...3
Характеристика современной молодежи, особенности ее социализации в современном обществе………………………………………………….……...4
Основные ценности современной российской молодежи……………………7
Практические задания………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы…………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Социология
по теме: Молодежь как социальная группа общества
Исполнитель: студентка
Направление: Экономика
Профиль: Государственные и муниципальные финансы
Группа: ГМФп-13 Шад
Сартасова Алена Игоревна
Екатеринбург
2015
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
Введение
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. О
Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна, как это принято считать.
Далее предметом моего подробного рассмотрения будут являться «Молодежь как социальная группа общества». Я выбрала такую тему, далеко не случайно, меня заинтересовало то, что именно молодежь это такое поколение людей, которые проходят стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм.
На мой взгляд, актуальность данной темы очень значительна, ведь именно у молодежи пока еще нету своей системы ценностей, а если и есть, то условная и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна, как это принято считать.
Целью работы является выявление специфики, уникальности молодежи как социальной группы населения и ее моральный, духовных ценностей.
Задача данной контрольной работы состоит в том, чтобы рассмотреть, познать, усвоить молодежь как социальную группу.
Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории. В разных странах под ней понимались различные группы общества. В первую очередь, разница пониманий возрастного критерия. Например, Пифагор делил по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь. Ж-Ж. Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 л, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции -25).
Молодёжь обычно рассматривают в 3-х измерениях:
1) возраст;
2) психологические особенности;
3) социальные.
Обычно социальные и психологические критерии рассматривают в совокупности:
1. особая эмоциональная восприимчивость;
2. стремление идти на риск;
3. высокая степень мобильности;
4. высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;
5. стремление к мах проявлению сил;
6. определённое критическое отношение к старому поколению;
7. определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;
8. ощущение зависимости от третьих лиц, но стремятся её преодолеть;
9. стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;
10. стремление к идеалу.
Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.
Завершение молодёжного возраста связано с: окончанием обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение полит прав, чёткое формирование системы ценностей.
Молодёжь является неоднородной:
Но человек – существо социальное, но, рождаясь в социуме, он должен пройти длительный процесс включения в него, дабы стать полноценным и полноправным членом общества.
Сущность социализации молодежи состоит в интеграции в общество путем усвоения общепринятых норм и правил, а также установление собственных, межличностных связей и отношений посредством активной деятельности. Главная задача человека в этом процессе – стать частью социума, оставаясь при этом целостной личностью.
С начала 90-х годов ХХ века ситуация социализации молодых людей существенно изменилась. Эти перемены были вызваны переориентацией развития общества, развенчание старых ценностей и невозможностью формирования адекватных новых. Особенности социализации молодежи в переходный период, который и по сей день переживает наше общество, заключаются в отсутствии единой линии.
Выделяют следующие этапы социализации молодежи:
выбор человеком норм поведения и ценностей, приемлемых именно для него. На этом этапе выбор характеризуется изменчивостью и неустойчивостью, поэтому его называют «переходной социализацией».
Также выделяют факторы, которые влияют на социализацию молодежи:
той или иной степени влияют на всех жителей Земли;
людей, проживающих в конкретной стране;
принадлежностью людей к субкультурам, регионам проживания.
Одним из важнейших мезофакторов является влияние интернета на социализацию молодежи. Именно интернет в целом и социальные сети в частности являются основными источниками информации для современных молодых людей. Через них на молодежь легко воздействовать и управлять.
2.Основные ценности современной российской молодежи
Не секрет, что сейчас весь мир переживает тяжелую пору. Кризисные явления происходят во всех сферах жизни: экономической, социальной, в сфере ценностных ориентаций. Старшее поколение имеет уже устоявшиеся ценности, которые не так легко меняются под влиянием событий.
А
молодежь – это та часть
общества, которая еще вырабатывает
свою систему ценностей, и эта
система во многом зависит
от того, что происходит вокруг.
В свою очередь, от жизненных
ценностей современной
К 18-20 годам у человека, как правило, формируется система базовых ценностей, то есть тех, которые влияют на все его решения и поступки. В дальнейшем с течением лет она остается практически неизменной, и существенный ценностный переворот в сознании зрелого человека возможен только под влиянием сильнейшего стресса, жизненного кризиса.
В наши дни проводятся многочисленные социологические исследования, посвященные выявлению базовых ценностей современной молодежи, проводимые в разных городах и регионах постсоветского пространства. Обобщенно эту информацию можно представить в виде списка, в котором в порядке убывания значимости расположены ценности, предпочитаемые молодыми людьми в возрасте 16-22 лет:
Как видно из этого списка, семейным ценностям молодежь отводит большое место в жизни. Высокий рейтинг имеют у молодых материальные ценности – в том числе и как средство достижения семейного благополучия. Такая материально-финансовая ориентированность молодежи объяснима: родилось нынешнее молодое поколение в эпоху перемен, а детство его пришлось на тяжелые для всего постсоветского пространства годы. Детям 90-х пришлось насмотреться, как их родители приспосабливались, буквально выживали, стремясь заработать минимум средств для обеспечения основных нужд. Врезавшиеся в память трудности тех лет заставляют нынешнюю молодежь желать стабильности и денег как средства достижения этой стабильности.
Нравственные и моральные ценности почти не вошли в список базовых ценностей современной молодежи, а духовные и культурные ценности занимают последние строчки. Это связано с тем, что молодежь согласовывает свою систему ценностей прежде всего с критериями жизненного успеха. Такие понятия, как честно прожитая жизнь, чистая совесть, скромность отходят, к сожалению, на второй план.
Таким образом, система ценностей современной молодежи представляет собой микс из традиционных ценностей: семья, здоровье, коммуникация и ценностей, связанных с достижением успеха: деньги, независимость, самореализация и т.д. Равновесие между ними пока неустойчивое, но, возможно, в ближайшие десятилетия на его основе сформируется новая стабильная система ценностей общества.
Молодежь в данной социальной жизни адаптируется с нуля, у ней нет ни жизненного опыта, ни системы взглядов на жизнь, ни собственных стереотипов. Также современная молодежь обладает высоким уровнем мобильности, активностью, которые и помогают адаптироваться в данном мире для достижения своих целей в учебе, в работе, в отдыхе.
А старшее поколение уже обладает сформированными взглядами на жизнь, поэтому ему труднее адаптироваться в современном обществе. Людей старшего поколения воспитывали по-другому, у них не было тех возможностей что есть сейчас у современной молодежи, поэтому им трудно и неприятно ломать свои уже сформированные взгляды на мири на жизнь в целом.
2. Должны ли быть привилегии у молодежи как социальной группы? Если да, то какие?
Я думаю, что привилегии должны быть, так как молодежь — это отдельная социальная группа, со своими взглядами на мир и жизнь, со своими установленными ценностями.