Молодежь как социальная группа общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является выявление специфики, уникальности молодежи как социальной группы населения и ее моральный, духовных ценностей.
Задача данной контрольной работы состоит в том, чтобы рассмотреть, познать, усвоить молодежь как социальную группу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Характеристика современной молодежи, особенности ее социализации в современном обществе………………………………………………….……...4
Основные ценности современной российской молодежи……………………7
Практические задания………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная по социологии.docx

— 27.36 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Социология

по теме: Молодежь как социальная группа общества

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка

Направление: Экономика

Профиль: Государственные и муниципальные финансы

Группа: ГМФп-13 Шад

Сартасова Алена Игоревна

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2015

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Характеристика современной молодежи, особенности ее социализации в современном обществе………………………………………………….……...4
  2. Основные ценности современной российской молодежи……………………7
  3. Практические задания………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы…………………………………………………....................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. О

Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна, как это принято считать.

Далее предметом моего подробного рассмотрения будут являться «Молодежь как социальная группа общества». Я выбрала такую тему, далеко не случайно, меня заинтересовало то, что именно молодежь это такое поколение людей, которые проходят стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм.

На мой взгляд, актуальность данной темы очень значительна, ведь именно у молодежи пока еще нету своей системы ценностей, а если и есть, то условная и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна, как это принято считать.

Целью работы является выявление специфики, уникальности молодежи как социальной группы населения и ее моральный, духовных ценностей.

Задача данной контрольной работы состоит в том, чтобы рассмотреть, познать, усвоить молодежь как социальную группу.

 

 

  1. Характеристика современной молодежи, особенности ее социализации в современном обществе

 

Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории. В разных странах под ней понимались различные группы общества. В первую очередь, разница пониманий  возрастного критерия. Например, Пифагор делил по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь. Ж-Ж. Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 л, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции -25).

Молодёжь обычно рассматривают в 3-х измерениях:

1) возраст;

2) психологические  особенности;

3) социальные.

Обычно социальные и психологические критерии рассматривают в совокупности:

1.  особая эмоциональная восприимчивость;

2. стремление идти на риск;

3.  высокая степень мобильности;

4.  высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;

5.  стремление к мах проявлению сил;

6.  определённое критическое отношение к старому поколению;

7.  определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;

8.  ощущение зависимости от третьих лиц, но стремятся её преодолеть;

9.  стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;

10.  стремление к идеалу.

Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом  к выполнению взрослых ролей.

Завершение молодёжного возраста связано с: окончанием обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение полит прав, чёткое формирование системы ценностей.

Молодёжь является неоднородной:

  • по месту жительства: сельская – городская;
  • по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая;
  • по происхождению (проецирование статуса родителей);
  • по принадлежности к субкультуре.

Но человек – существо социальное, но, рождаясь в социуме, он должен пройти длительный процесс включения в него, дабы стать полноценным и полноправным членом общества.

Сущность социализации молодежи состоит в интеграции в общество путем усвоения общепринятых норм и правил, а также установление собственных, межличностных связей и отношений посредством активной деятельности. Главная задача человека в этом процессе – стать частью социума, оставаясь при этом целостной личностью.

С начала 90-х годов ХХ века ситуация социализации молодых людей существенно изменилась. Эти перемены были вызваны переориентацией развития общества, развенчание старых ценностей и невозможностью формирования адекватных новых. Особенности социализации молодежи в переходный период, который и по сей день переживает наше общество, заключаются в отсутствии единой линии.

 

 

Выделяют следующие этапы социализации молодежи:

  1. Адаптация – длиться с рождения человека  и до подросткового возраста, когда человек усваивает общественные законы, нормы и ценности.
  2. Индивидуализация – приходится на подростковый период человека. Это

выбор человеком норм поведения и ценностей, приемлемых именно для него. На этом этапе выбор характеризуется изменчивостью и неустойчивостью, поэтому его называют «переходной социализацией».

  1. Интеграция – характеризуется желанием найти свое место в обществе, происходит успешно, если человек соответствует требованиям своего социума. Если нет, возможны два варианта: агрессивное противостояние обществу и изменение себя в сторону конформизма.
  2. Трудовая социализация молодежи – охватывает весь период молодости и зрелости, когда человек является трудоспособным и может своим трудом приносить пользу обществу.
  3. Послетрудовая стадия – заключается в обобщении накопленного трудового и общественного опыта и передаче его последующим поколениям.

Также выделяют факторы, которые влияют  на социализацию молодежи:

  • мегафакторы – экология планеты, влияние космоса – те факторы, которые

той или иной степени влияют на всех жителей Земли;

  • макрофакторы – совокупность факторов, влияющих на социализаци

людей, проживающих в конкретной стране;

  • мезофакторы – промежуточные факторы, влияние которых определяется

принадлежностью людей к субкультурам, регионам проживания.

Одним из важнейших мезофакторов является влияние интернета на социализацию молодежи. Именно интернет в целом и социальные сети в частности являются основными источниками информации для современных молодых людей. Через них на молодежь легко воздействовать и управлять.

 

 

2.Основные ценности современной российской молодежи

 

Не секрет, что сейчас весь мир переживает тяжелую пору. Кризисные явления происходят во всех сферах жизни: экономической, социальной, в сфере ценностных ориентаций. Старшее поколение имеет уже устоявшиеся ценности, которые не так легко меняются под влиянием событий.

 А  молодежь – это та часть  общества, которая еще вырабатывает  свою систему ценностей, и эта  система во многом зависит  от того, что происходит вокруг. В свою очередь, от жизненных  ценностей современной молодежи  будет зависеть то, что будет  происходить в отдельных странах  и в мире уже через несколько  лет.

К 18-20 годам у человека, как правило, формируется система базовых ценностей, то есть тех, которые влияют на все его решения и поступки. В дальнейшем с течением лет она остается практически неизменной, и существенный ценностный переворот в сознании зрелого человека возможен только под влиянием сильнейшего стресса, жизненного кризиса.

В наши дни проводятся многочисленные социологические исследования, посвященные выявлению базовых ценностей современной молодежи, проводимые в разных городах и регионах постсоветского пространства. Обобщенно эту информацию можно представить в виде списка, в котором в порядке убывания значимости расположены ценности, предпочитаемые молодыми людьми в возрасте 16-22 лет:

  • Здоровье;
  • Семья;
  • Коммуникативные ценности, общение;
  • Материальные блага, финансовая стабильность;
  • Любовь;
  • Свобода и независимость;
  • Самореализация, образование, любимая работа;
  • Личная безопасность;
  • Престиж, известность, слава;
  • Творчество;
  • Общение с природой;
  • Вера, религия;

Как видно из этого списка, семейным ценностям молодежь отводит большое место в жизни. Высокий рейтинг имеют у молодых материальные ценности – в том числе и как средство достижения семейного благополучия. Такая материально-финансовая ориентированность молодежи объяснима: родилось нынешнее молодое поколение в эпоху перемен, а детство его пришлось на тяжелые для всего постсоветского пространства годы. Детям 90-х пришлось насмотреться, как их родители приспосабливались, буквально выживали, стремясь заработать минимум средств для обеспечения основных нужд. Врезавшиеся в память трудности тех лет заставляют нынешнюю молодежь желать стабильности и денег как средства достижения этой стабильности.

Нравственные и моральные ценности почти не вошли в список базовых ценностей современной молодежи, а духовные и культурные ценности занимают последние строчки. Это связано с тем, что молодежь согласовывает свою систему ценностей прежде всего с критериями жизненного успеха. Такие понятия, как честно прожитая жизнь, чистая совесть, скромность отходят, к сожалению, на второй план.

Таким образом, система ценностей современной молодежи представляет собой микс из традиционных ценностей: семья, здоровье, коммуникация и ценностей, связанных с достижением успеха: деньги, независимость, самореализация и т.д. Равновесие между ними пока неустойчивое, но, возможно, в ближайшие десятилетия на его основе сформируется новая стабильная система ценностей общества.

 

 

  1. Практические задания

 

  1. Объясните, почему молодежь быстрее адаптируется к изменениям в социальной жизни.

Молодежь в данной социальной жизни адаптируется с нуля, у ней нет ни жизненного опыта, ни системы взглядов на жизнь, ни собственных стереотипов. Также современная молодежь обладает высоким уровнем мобильности, активностью, которые и помогают адаптироваться в данном мире для достижения своих целей в учебе, в работе, в отдыхе.

А старшее поколение уже обладает сформированными взглядами на жизнь, поэтому ему труднее адаптироваться в современном обществе. Людей старшего поколения воспитывали по-другому, у них не было тех возможностей что есть сейчас у современной молодежи, поэтому им трудно и неприятно ломать свои уже сформированные взгляды на мири на жизнь в целом.

2. Должны  ли быть привилегии у молодежи  как социальной группы? Если да, то какие?

Я думаю, что привилегии должны быть, так как молодежь — это отдельная социальная группа, со своими взглядами на мир и жизнь, со своими установленными ценностями.

Информация о работе Молодежь как социальная группа общества