Молодежь, как социальная группа риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время отличается устойчивое снижение доли многодетных семей в России. В настоящее время многодетной семьей считается семья, имеющая 3-х и более детей. По данным переписи населения 2010г, в России насчитывалось 2млн.321тыс. семей, имеющих 3-х и более детей до 18 лет. Большинство современных многодетных семей составляют городские семьи (52%). Доля сельских семей составляет 48%. В крупных городах многодетных семей мало.

Содержание работы

Введение стр.
Глава 1. Виды семей, входящих в группу риска
1.1. Многодетные семьи стр.
1.2. Неполные семьи стр.
1.3. Многопоколенные семьи стр.
Глава 2. Молодежь, как социальная группа риска
2.1.Особенности молодого поколения стр.
2.2.Психологические особенности юношеского возраста стр.
2.3.Проблема здорового поколения стр.
2.4.Молодые семьи стр.
2.5.Дети-сироты стр.
Заключение стр.
Список литературы стр.

Файлы: 1 файл

Социальная защита групп риска.docx

— 37.44 Кб (Скачать файл)

                                           Содержание:

Введение                                                                                                           стр.

Глава 1. Виды семей, входящих в группу риска                                                                                       

1.1. Многодетные семьи                                                                             стр.

1.2. Неполные семьи                                                                                      стр.

1.3. Многопоколенные семьи                                                                     стр.

Глава 2. Молодежь, как социальная группа риска

2.1.Особенности молодого поколения                                                     стр.

2.2.Психологические особенности юношеского возраста                   стр.

2.3.Проблема здорового поколения                                                         стр.

2.4.Молодые семьи                                                                                       стр.

2.5.Дети-сироты                                                                                              стр.

Заключение                                                                                                      стр.

Список литературы                                                                                         стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Глава 1. Виды семей, входящих в группу риска.                                     1.1.Многодетные семьи

В настоящее время отличается устойчивое снижение доли многодетных семей в России. В настоящее время многодетной семьей считается семья, имеющая 3-х и более детей.      По данным переписи населения 2010г, в России насчитывалось 2млн.321тыс. семей, имеющих 3-х и более детей до 18 лет.  Большинство современных многодетных семей составляют городские семьи (52%). Доля сельских семей составляет 48%. В крупных городах многодетных семей мало.       Образовательный уровень таких семей соответствует образовательному уровню населения (мужчины 24,5%, женщины 25,6%).   Возникновение многодетных семей может быть незапланированным в том случае, если при желании родить другого ребенка рождается двойня - случайная многодетность.        Существует три категории многодетных семей: социальная многодетность; рождение общего ребенка при повторном браке отца или матери; неблагополучные многодетные семьи.    Проблемы многодетных семей: материально бытовые проблемы, проблема трудоустройства родителей, жилищная проблема, психолого-педагогические проблемы, медицинские проблемы.    Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи.         Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей.        Органы народного образования занимаются открытием бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников.  Органы социальной защиты занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, материальной помощи.         Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий, дотаций, организации собственного дела, выделение денежных ссуд, кредитов.           Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия для получения советов психолога. Органы здравоохранения предоставляют скидку на приобретение лекарств, организует прием в медицинском учреждении вне очереди, путевки в санатории.         Торговые организации предпринимают распродажу товаров и

 

продуктов питания по сниженным  ценам.  

  Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семьей.

    Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации многодетных семей, организации взаимопомощи.

    Соседи создают общественное мнение, оказывают помощь.

    Место работы родителей дает возможность улучшить жилье, получить материальную помощь.

    Указ Президента «о мерах по соц. поддержке многодетных семей определяет льготы»

   -скидка за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией;

   -бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;

   -бесплатный проезд на внутригородском, пригородном и внутрирайонном транспорте;

   -прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

   -бесплатное питание для учащихся школ;

   -бесплатное обеспечение школьной формой;

   -один день в месяц бесплатное посещение музеев.

    Возмещение льготной стоимости проезда производит орган социальной защиты населения по месту жительства.

1. 2.Неполные семьи

    Неполные семьи – это семьи с одним родителем и детьми. Доля неполных семей в России увеличивается с каждым годом. Среди неполных семей есть расширенные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки и дедушки с внуками)

    Причины неполных семей:

 -Развод родителей.

-Внебрачные рождения. Происходит рост доли детей, родившихся вне брака. Часто детей вне брака рожают женщины в зрелом возрасте, не имеющие возможности создать семью.

-Смерть одного из родителей.

-Расширенные неполные семьи в последнее время их число растет. В результате смерти родителей, внуков на воспитание берут бабушки, дедушки              

 

   Проблемы неполных семей: 

 1.Материально-бытовые;

2.Трудоустройства;                

3.Жилищные;                                     

 4.Психологические;

5.Отсутствие опыта семейной жизни;

6.Проблема воспитания и социализации детей;

7.Проблема создания новой семьи;

8.Проблема отношения к отчиму, мачехе;

9.Проблемы детей;

10.Проблема взаимоотношения детей;

11.Медицинские проблемы.

   В неполной семье социальный работник работает во взаимоотношении с:

  - служба занятости: удобная работа родителям.

  - отдел народного образования: вопрос о группе продленного дня, бесплатного питания, материальная помощь, обеспечение учебниками, проблема досуга детей.

  - юрист: вопрос алиментов, пособий, пенсий.

  - отдел социальной защиты: все виды пособий и пенсий.

  - место работы родителей: все льготы по работе, материальная помощь, жилищный вопрос. 

  - аналогичные семьи: обмен опытом, организация совместного досуга, взаимопомощь.

  - соседи: проблема общественного мнения.

  - бывшие родители: проблема конфликтных ситуаций.

  - исполнительная власть: жилье.

  - церковь: материальная и натуральная помощь.

  - торговые организации: снабжение продуктами питания.

  - психолог: проблемы психологического климата в семье.

  - органы здравоохранения: вопросы здоровья всех членов семьи.

                        1.3.Многопоколенные семьи.

    Из-за  обострения проблемы жилья в России последнее время увеличилось количество сложных семей. Для России типично проживание

 

 

взрослых детей с родителями. Традиционно в России под одной крышей

проживало три-четыре поколения, преобладали стержневые или корневые

семьи (родительская семья и семья младшего сына), а наследство делилось между всеми детьми поровну. В Европе царил майорат – вся собственность доставалась старшему сыну, а остальным приходилось самостоятельно работать и приобретать жилье. Во многих странах были корневые семьи, все они различались по характеру внутрисемейных отношений, были патриархальными, т. е. в семье доминировал отец – муж.

    В таких семьях легче решались проблемы хозяйственно-бытовые, воспитание и социализация детей, по наследству передавался жизненный опыт, от старшего поколения к младшему, каждый член семьи знал свое место, свою роль в семье.

    Проблемы большой семьи: 

1.Материально-бытовые: финансовые – доход составляет в основном, низкая зарплата молодых специалистов и пенсионеров-стариков; жилищная – отсутствие отдельных комнат – отсюда часто возникают конфликты.

2.Психологические проблемы. Эти проблемы связаны с нарушением отношений в семье.

3.Медицинские проблемы. Проблема диспансеризации стариков-хроников (трудности с лекарствами);проблема ухода за старшими. В связи с трудностями устройства детей в дошкольные учреждения, часто возникающими простудными заболеваниями, дети не посещают детские сады. Дети, растущие и воспитываемые дедушками и бабушками, меньше болеют, находятся в лучшем положении, чем детсадовские.

    Системы социальной помощи большой семье:

1.Органы здравоохранения наблюдают за здоровьем всех членов семьи.

2.Служба занятости занимается вопросами трудоустройства среднего поколения в семье.

3.Органы народного образования решают вопросы отдыха детей, психологические проблемы.

4.Церковь оказывает материальную и натуральную помощь.

5.Исполнительная власть решает жилищные вопросы.

6.Психолог занимается всеми вопросами психологического климата.

7.Отдел социальной защиты – пенсии, пособия, льготы, компенсации,  индексации.

 

8.Место работы родителей занимается решением материальных вопросов, жилья, отдыха.

9.Благотворительные организации занимаются вопросами материальной и натуральной помощи.

10.Юрист занимается проблемами жилья, работы, наследства, приватизации.

11.Ветеранские организации занимаются по возможности различными видами помощи, организацией общения и решением некоторых спорных вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

Глава 2. Молодежь, как социальная группа риска                                                   2.1. Особенности подросткового периода

    Молодежь – социально-демографическая группа в возрасте от 14 до 30 лет от наступления физической зрелости до достижения трудовой и социальной стабильности, создания семьи и рождения детей.

   Роль молодежи в обществе определяется чертами:

  - большая потенциальная общественная энергия;

  - способность видеть и остро воспринимать все негативные черты общества;

  - потребность в переменах и уверенность в своих возможностях произвести их;

  - максимализм и несклонность к компромиссам;

  - отсутствие жизненного опыта;

  - потребность в сильном лидере;

  - неумение адекватно и объективно оценивать себя и других.

    Проблемы молодежи:

1.Социальная незащищенность молодежи в сфере труда, безработица.

2.Отставание уровня образования от современного уровня наиболее развитых стран, падение престижа профессионально-технического образования, неподготовленность кадров школ к работе в новых условиях.

3.Низкие заработки, стипендии, трудности с вторичной занятостью, отсутствие качественных не дорогих товаров (одежды, обуви, предметов первой необходимости).

4.Сокращение материальной базы для организации культурного досуга молодежи.

5.Изменение образа жизни молодежи и брачно-семейных отношений.

    Факторы влияющие на формирование личности молодого человека:

 - целенаправленное влияние общества;

 - социальная среда, в которой молодой человек постоянно находится;

 - активность самой личности.

В последнее время участились случаи антиобщественных явлений. Они носят социальный характер. Снижение духовности и нравственности в обществе ведет к неуверенности в настоящем и будущем. Растет подростковая преступность, наркомания, алкоголизм, проституция.Молодежь становится опасной криминогенной средой.

 

 

 

    Недостатки современной системы воспитания:

1.Недостаточная гибкость и оперативность.

2.Преобладание учебной деятельности.

3.Несамостоятельность молодежи.

4.Подмена деятельного подхода словесным воспитанием.

5.Нежелание считаться с изменениями в сознании и поведении молодежи.

    Разрушаются традиционные черты молодежи: романтика, самоотверженность. Все больше ценится эгоизм, прагматизм, потребительство. Разрушаются культурные и духовные традиции, все это приводит к жесткости по отношению к слабым. Искажается и разрушается роль семьи, ее духовно-нравственные традиции.

   В возрастной периодизации необходимо выделить подростковый период от 11 – 12 до 13 – 16 лет как наиболее сложный и период юности от 16 до 21 года. Очень большое значение для воспитания молодежи имеет значение психологических особенностей этих периодов. В подростковый период имеет место индивидуальные различия в темпах развития. В связи с половым созреванием, функционированием желез внутренней секреции происходит процесс физиологической перестройки организма. Ускоренное физическое развитие опережает рост внутренних органов, что приводит к дисбалансу. Интенсивно идет развитие центральной нервной системы. Развивается абстрактное мышление, повышается возбудимость головного мозга, колебания настроения от бурной активности до вялости и апатии.

11-15 лет – это кризис половой идентификации. В этот период у подростков возрастает интерес к своей внешности, стрессовые бурные реакции требуют временных или постоянных ее изменений. Критериями социальной зрелости являются:

   - отношение к трудовой деятельности;

   - завершение образования;

   - экономическая независимость;

   - служба в армии;

   - создание семьи;

   - рождение ребенка.

    Психосоциальное развитие подростка проявляется в трех сферах: во взаимоотношениях с родителями, взрослыми вне дома и в отношениях со сверстниками. Общение со сверстниками тесно связанно с особенностями

 

 

юношеской субкультурой, которая имеет несколько компонентов:

специфический набор ценностей и норм поведения, вкус, форма одежды, внешний вид, чувство своей групповой общности и солидарности, характерную манеру поведения, способы общения, ухаживания. Подростки очень хотят быть современными. По данным психологов 95% юношей и 86% девушек пробуют алкоголь, 38% - наркотики, 98% - сигареты. Не имея жизненного опыта и не умея предвидеть последствия алкоголизма, наркомании, проституции, подростки не считают их отклонением от нормы.

Главная забота подростков – желание доказать всем, что он уже не ребенок и ему должно быть дозволено все, что доступно взрослому. Для мальчиков – это период усвоения о сексуальных взаимоотношениях. У девочек в этом возрасте отмечается потребность в интимной дружбе.

               2.2. Психологические особенности юношеского возраста

Информация о работе Молодежь, как социальная группа риска