Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 13:20, доклад
Важной социально-демографической группой современного общества является молодежь.
Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 (30) лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Тема 6.14. Молодежь
Важной социально-демографической группой современного общества является молодежь.
Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 (30) лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.
Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.
Особенности социального положения молодежи
• переходность положения.
• высокий уровень мобильности.
• освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
• активный поиск своего места в жизни.
• благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Молодежь — это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами:
• неустойчивость психики;
• внутренняя противоречивость;
• низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia — терпение);
• стремление выделиться, отличаться от остальных;
•
существование специфической
В науке существует специальное направление, которое ориентировано на изучение молодежи как особой социальной группы – «ювентология». Представители этого научного направления считают, что существует два взаимосвязанных процесса во взаимоотношениях общества и молодежи.
Первый – это социализация: с помощью социализации общество создает молодежь, т.е. новое поколение.
Второй процесс – ювентизация: в процессе которой молодежь обновляет общество.
Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, но именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение.
Юность – это определенный этап развития человека, лежащий между детством и зрелостью. Этот этап обычно подразделяется на два периода: подростковый возраст (отрочество) и юность. Однако четкой границы в количестве лет для этих категорий не существует, как в российской культуре, так и западной. Возрастные категории во многих культурах первоначально обозначали социальный статус. Так, древнерусское слово «отрок» (буквально – не имеющий право говорить) означало: прислуга, младший член дружины. Возрастная стратификация естественно подразумевает и соответствующие социальные ожидания, и санкции.
В большинстве стран подростковый период как социально значимый в жизненном цикле индивида не рассматривается. Хотя все молодые люди претерпевают физиологические изменения, детям часто приходится брать на себя обязанности взрослых уже в возрасте 12-13 лет или даже раньше.
По
мере превращения населения
В подростковый период у индивидов происходят изменения, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых, они неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому сложению, росту и силе.
В традиционных обществах переход к новому статусу осуществляется с помощью четко установленных ритуалов посвящения в мужчины или женщины – церемоний инициации, символизирующих переход детей во взрослое состояние.
в индустриальных обществах переход от детства к подростковому возрасту протекает иначе: мальчики и девочки перестают считаться детьми, но они еще не становятся взрослыми мужчинами и женщинами. Поэтому в современном обществе очень важна роль различных социальных ритуалов, поскольку они способствуют четкому осознанию смены статусов и ролей. Так выпускной вечер в школе – это ритуал расставания с социальным статусом школьника и с соответствующими социальными ролями. Посвящение в студенты – ритуал закрепления социального статуса студента.
Последние тенденции в развитии современного общества – увеличение сроков обучения и чрезвычайно высокий образовательный ценз для занятия престижных должностей – удлинили переход индивидов во взрослую жизнь. Поэтому современное общество вырабатывает особый статус между подростковым возрастом и состоянием взрослого человека: это юность – молодые девушки и юноши в возрасте выпускников школы. Молодые люди в это время попадают в один из переходных социальных институтов, например, в армию (юноши) или в университет. Или могут устроиться на работу (при условии, что смогут ее найти), продолжая жить дома. В этом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы остаться жить с семьей или уехать и начать самостоятельную жизнь. Со временем молодые люди становятся менее зависимыми в финансовом отношении, они вступают в новые социальные роли и принимают новые жизненные уклады, при этом они приобретают большую самостоятельность и ответственность. С течением времени центр тяжести в жизни молодых людей смещается в сторону от жизни родителей.
Понятие «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости (с одной стороны, завершается физическое созревание, а с другой – достигается социальная зрелость). Важнейшим критерием взрослости считается создание собственной семьи (расценивается как проявление самостоятельности и ответственности человека). Развитие самостоятельности есть переход от внешнего управления к самоуправлению. А для этого субъект должен обладать достаточной информацией о самом себе, должен в достаточной степени владеть самопознанием и саморегулированием.
Одним из авторитетных специалистов в исследовании юношеского возраста был Э. Эриксон (1902-1982). Он разделил весь жизненный путь на восемь фаз, каждая из которых имеет свои задачи и возможности разрешения. У него ранняя юность (пятая фаза) характеризуется появлением чувства своей индивидуальности, непохожести на других, стремлением к психологической близости с другим человеком. В отрицательном варианте формируется расплывчатое самосознание своего «Я», личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития – ролевой мораторий (диапазон социальных ролей расширяется, но юная личность не усваивает эти роли окончательно, а только примеряет их к себе – это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни).
Поздняя юность или молодость (шестая фаза) характеризуется тем, что индивид вырабатывает способность стремиться к достижению конкретной карьеры и завязывать продолжительные близкие – дружеские и любовные отношения. Отрицательным вариантом развития выступает чувство изоляции и одиночества. Если в подростковый период доминирующей социальной средой выступает группа сверстников, то в период юности – друзья.
Особый набор ценностей и моделей поведения позволяет говорить о специфической молодежной культуре как разновидности субкультуры. В современном обществе сложились условия, благоприятные для развития самых разных моделей молодежной культуры. Это проявляется в увлечениях музыкальными записями, звездами эстрады, украшениями и татуировкой, а также своеобразным жаргоном. Высокий приоритет имеют также стандарты, касающиеся атрибутов мужественности и женственности. Для юношей важными признаками мужественности являются физическая сноровка, спортивная подготовка, сексуальные победы, готовность пойти на риск, отвага перед лицом агрессии и стремление защитить свою честь любой ценой. У девушек самыми завидными качествами считаются физическая привлекательность, жизнерадостность, способность тонко манипулировать различными типами межличностных отношений. Иногда нормы, ценности и образ жизни в молодежной субкультуре приходят в ощутимое противоречие с нормами, ценностями и стилем жизни всего общества, образуя контркультуру. Контркультура отвергает многие из поведенческих стандартов и правил, имеющих силу в доминирующей культуре. Ориентация на «раскованность» у некоторой части молодежи имеет довольно много контркультурных оттенков.
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками:
— возникновение на базе стихийного общения;
—
самоорганизация и
— выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;
— обязательные для участников нестандартные модели поведения, которые направлены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки;
— относительная устойчивость и иерархия;
— атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.
Типы самодеятельности молодежи
Агрессивная самодеятельность. Базируется на представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития
Эпатажная (фр. epater - поражать, удивлять) самодеятельность. Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных — искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)
Альтернативная самодеятельность. Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)
Социальная самодеятельность. Направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)
Политическая
самодеятельность.
Направлена на изменение политического
строя и политической ситуации в соответствии
с идеями конкретной группы
Проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных свойств и различных изменений, так и отдельно – как особой социальной группы, с присущими ей признаками.
Классификацию социальных проблем молодежи можно проводить по разным основаниям, например, по территориальному признаку – проблемы, свойственные индустриальным странам, отдельным регионам, отдельной стране; по временному признаку – «вечные проблемы», проблемы эпохи или отдельного поколения. Так одной из черт нынешней молодежи является то, что она «опережает» старшее поколение по многим видам заболеваний и чаще испытывает психические срывы.
Как бы то ни было, во все времена молодежь выступает субъектом социального развития и социального обновления. Эта социальная группа, как правило, генерирует социальный оптимизм. Юношеское мышление более гибко, чем у зрелых людей, и одновременно более реалистично, чем детское. Оно понимает многозначность слов, осознает мотивы многих поступков людей. Юность – возраст горячих споров, предметом которых может быть все, что угодно, в том числе простое желание утвердиться в собственном мнении. Это время попыток глубокого философствования, теоретизирования даже на известные темы, время поисков формул счастья, дружбы и любви.
Однако социальная статистика свидетельствует о том, что именно в молодежной среде велики социальные пороки (алкоголизм, наркомания и др.), именно эта социальная группа лидирует по числу самоубийств. Дело в том, что социальный статус этой социальной группы крайне противоречив. Поэтому очень остро стоит проблема социального вхождения молодежи. При вхождении в социальную действительность молодым людям приходится одновременно решать целый комплекс социальных проблем: трудоустройство, устройство быта, налаживание семейных отношений, рождение и воспитание детей и т.д. При этом уровень профессионального мастерства еще предстоит доказывать в острейшей конкурентной борьбе, а уровень оплаты труда молодого специалиста достаточно долго будет уступать уровню оплаты труда более опытных его коллег.
Информация о работе Молодежь как социально демографическая группа