Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 14:20, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть популярные молодежные субкультуры, определить их проблемы и пути их решения.
Задачи исследования
1.Изучить понятия, что такое культура, субкультура.
2.Изучить наиболее популярные молодежные субкультуры: их деятельность, мировоззрение, внешнюю атрибутику.
3.Выявить актуальные проблемы молодежных субкультур.
4.Определить какую роль выполняют социальные службы в решении молодежных проблем.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ И МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ
1.1. Молодёжь как социально-психологическая группа…………………5
1.2. Популярные молодежные субкультуры…………………………….13
ГЛАВА II. СУБКУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
2.1. Актуальные проблемы молодежных субкультур…………………18
2.2. Роль социальных служб в решении молодежных проблем……...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………….27
Литература по исследованию психолого-педагогических особенностей подростков: И.С.Кон «Психология ранней юности», адресованная работам сферы образования. В книге рассмотрены важные аспекты психологии старшеклассников: формирование их личности, мировоззрения и общественной активности; взаимоотношения с взрослыми и сверстниками; эмоциональная и эстетическая сфера жизни юношей и девушек. В монографии М.Кле создается обобщающее историко-культурное исследование, раскрывающее социальные и психологические вопросы жизни ребенка в обществе. Автор освещает специфику подросткового возраста, роль семьи и школы в становлении подростка, а также аспекты психолого-социального развития. Особое внимание уделяется роли родителей и сверстников в процессе становления личности подростка. Л.С.Выготский в своих трудах дает анализ физиологии и психологии переходного периода, типичных возрастных конфликтов, эволюции интересов, мышления, воображения и творчества, динамики и структуры личности подростка.
Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени.
Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях.
Таким образом, появляются молодежные субкультуры.
Предпринималось множество попыток классифицировать неформальные движения. По социально-правовому признаку выделяют:
1) социально-активные,
с позитивной направленностью д
2) социально-пассивные,
деятельность которых
процессам (музыкальные и спортивные фанаты);
3) асоциальные (хиппи,
панки, преступные группировки,
Эта классификация, на взгляд автора, не учитывает морально-этическую составляющую идеологий субкультур и носит поверхностный характер: так, хиппи и преступные группы оказываются в одном ряду.
Сергеев С. А. предлагает более приемлемую типологизацию молодежных субкультур:
В свою очередь, Сикевич З.В. дает характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1) со способом времяпрепровождения – музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберцы и даже нацисты;
2) с социальной позицией – экокультурные движения;
3) с образом жизни – "системники" и их многочисленные ответвления;
4) с альтернативным творчеством – официально не признанные
живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели.
В этой классификации, на взгляд автора, нет чёткого основания, что приводит к определённым трудностям, ведь образ жизни вполне может определять способ времяпрепровождения и т. д.
Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Иногда к субкультуре примыкают только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникая в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении.
Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь
не понять, что это движение основано, в первую очередь, из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.
Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, вполне вероятно, что, посчитав курение анаши обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это. То же относится и к хиппи, панкам, и другим музыкальным субкультурам.
Субкультура байкеров очень опасна для жизни. Также опасны и экстремальные виды спорта.
Всегда находится какая-то
отрицательная черта
Тема неформальных движений и субкультур имеет множество различных аспектов. Чтобы минимизировать негативное влияние на молодое поколение, необходимо больше узнать о самих субкультурах и уметь оценивать каждую с научной точки зрения.
Властные структуры пытаются выработать политику и определённые стратегии воспитания по отношению к субкультурам. На первый план выдвигается типология экстремальных субкультур и контркультур. Как видим, всё же критерии такого различия не найдены.
Говорят, что неформалами не становятся, ими рождаются. Может быть. Есть люди, которые абсолютно не расположены к этому и относятся к субкультурам с неприязнью. На самом деле субкультуры – это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. Но все же оценивать людей нужно по их поступкам.
2.2. Социальные службы в решении молодежных проблем.
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди
молодежи рассматривается как
При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.
Так, открыты Центра социального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются "телефоны доверия", консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России. Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.
С начала 1992 года на базе
семи приемников-распределителей
Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.
Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.
Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.
Юные «неформалы» своей
активностью постоянно
Сегодня надо помогать людям, стремящимся, пусть и непривычным образом, проявить свою гражданскую позицию, заявить о собственном мнении. Для того чтобы судить – во благо или во вред своим членам и обществу в целом действует группа или объединение, – нужно изучать их деятельность, идти на контакт с ними.
Писатель и публицист Леонид Жуховицкий предложил три модели отношения к «неформалам»:
1. Не относиться никак, т.е. просто принимать их как факт, спокойно и с пониманием.
2. Более трудоемкая, но
и более продуктивная –
3. Считать «неформалов» датчиками на теле эпохи, внимательно изучать их показания и не обижаться на этот нестандартный инструмент познания.
Наиболее серьезную проблему представляют молодежные неформальные объединения экстремистской направленности («криминальные» субкультуры). В западных странах, в частности в Германии, накоплен богатый опыт по предотвращению увеличения числа экстремистских неформальных объединений молодежи и снижению числа их участников.
Как наиболее результативное направление работы с молодыми людьми, участвующими в подобного рода объединениях, выделяется акцептированная работа. Среди основных положений акцептированной работы с молодежью выделяют:
1) необходимость предложения
и обеспечения социального
2) принятие объединения как важной социальной группы, социализационной инстанции;
3) совместную работу
при обоюдном доверии и
Акцептированная работа
– это часть комплексной
Основными факторами, направленными на снижение участия молодых людей в неформальных объединениях экстремистской направленности, являются:
1) создание условий
для успешной интеграции
2) содействие получению
первого профессионального
3) забота о молодых семьях, помощь в создании условий для благополучной семейной жизни;
4) работа с молодыми
иностранцами, детьми переселенцев,
преодоление враждебного
На основе выше изложенного можно сделать вывод, что для успешного решения проблемы неформальных экстремистских объединений молодежи в России необходимы теоретические и практические исследования, которые надо осуществлять систематически, в рамках цельной государственной программы, при отслеживании динамики ситуации.
Заключение.
Актуальность исследования в этой области социологии и психологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов проблем молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.
Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.
Подтверждением этому
может служить следующая
Таким образом, в результате
комплексного исследования проблем
подростковой субкультуры позволяет
нам сделать вывод, что формирование
культуры личности подростка происходит
в сложной социокультурной
Информация о работе Молодежная субкультура: проблемы и пути решения