Молодежная субкультура: проблемы и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть популярные молодежные субкультуры, определить их проблемы и пути их решения.
Задачи исследования
1.Изучить понятия, что такое культура, субкультура.
2.Изучить наиболее популярные молодежные субкультуры: их деятельность, мировоззрение, внешнюю атрибутику.
3.Выявить актуальные проблемы молодежных субкультур.
4.Определить какую роль выполняют социальные службы в решении молодежных проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. МОЛОДЕЖЬ И МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ
1.1. Молодёжь как социально-психологическая группа…………………5
1.2. Популярные молодежные субкультуры…………………………….13
ГЛАВА II. СУБКУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
2.1. Актуальные проблемы молодежных субкультур…………………18
2.2. Роль социальных служб в решении молодежных проблем……...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………….27

Файлы: 1 файл

курсовая вадим.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Литература по исследованию психолого-педагогических особенностей подростков: И.С.Кон «Психология ранней юности», адресованная работам сферы образования. В книге рассмотрены важные аспекты психологии старшеклассников: формирование их личности, мировоззрения и общественной активности; взаимоотношения с взрослыми и сверстниками; эмоциональная и эстетическая сфера жизни юношей и девушек. В монографии М.Кле создается обобщающее историко-культурное исследование, раскрывающее социальные и психологические вопросы жизни ребенка в обществе. Автор освещает специфику подросткового возраста, роль семьи и школы в становлении подростка, а также аспекты психолого-социального развития. Особое внимание уделяется роли родителей и сверстников в процессе становления личности подростка. Л.С.Выготский в своих трудах дает анализ физиологии и психологии переходного периода, типичных возрастных конфликтов, эволюции интересов, мышления, воображения и творчества, динамики и структуры личности подростка.

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени.

Условия жизни в большом  городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения,  являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях.

Таким образом, появляются молодежные субкультуры.

Предпринималось множество  попыток классифицировать неформальные движения. По социально-правовому признаку выделяют:

1)  социально-активные,  с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды);

2)  социально-пассивные,  деятельность которых нейтральна по отношению к социальным

процессам (музыкальные  и спортивные фанаты);

3) асоциальные (хиппи,  панки, преступные группировки,  наркоманы и т. п.).

Эта классификация,  на взгляд автора,  не учитывает морально-этическую  составляющую идеологий субкультур и носит поверхностный характер: так, хиппи и преступные группы оказываются в одном ряду.

Сергеев С. А. предлагает более приемлемую типологизацию  молодежных субкультур:

  1. романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты);
  2. гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т. п.);
  3. анархо-нигилистические (панки,  экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными;
  4. криминальные ("гопники", "Люберцы").

В свою очередь, Сикевич  З.В. дает характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

1) со способом времяпрепровождения – музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберцы и даже нацисты;

2) с социальной позицией – экокультурные движения;

3) с образом жизни  – "системники" и их многочисленные  ответвления; 

4) с альтернативным творчеством – официально не признанные

живописцы,  скульпторы, музыканты, актеры, писатели.

В этой классификации, на взгляд автора, нет чёткого основания, что приводит к определённым трудностям, ведь образ жизни вполне может определять способ времяпрепровождения и т. д.

Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Иногда к субкультуре примыкают только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникая в суть и философию,  которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении.

Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь

не понять,  что это  движение основано,  в первую очередь,  из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например,  как бы ни были миролюбивы растаманы, вполне вероятно, что, посчитав курение анаши обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это. То же относится и к хиппи, панкам, и другим музыкальным субкультурам.

Субкультура байкеров очень опасна для жизни. Также опасны и экстремальные виды спорта.

Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток.

Тема неформальных движений и субкультур имеет множество  различных аспектов. Чтобы минимизировать негативное влияние на молодое поколение, необходимо больше узнать о самих субкультурах и уметь оценивать каждую с научной точки зрения.

Властные структуры  пытаются выработать политику и определённые стратегии воспитания по отношению к субкультурам. На первый план выдвигается типология экстремальных субкультур и контркультур. Как видим, всё же критерии такого различия не найдены.

Говорят, что неформалами  не становятся, ими рождаются. Может  быть. Есть люди, которые абсолютно не расположены к этому и относятся к субкультурам с неприязнью. На самом деле субкультуры – это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. Но все же оценивать людей нужно по их поступкам.

 

 

2.2. Социальные службы  в решении молодежных проблем.

Решение возникающих  в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди  молодежи рассматривается как обеспечение  наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

Так, открыты Центра социального  здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и  подросткам, открываются "телефоны доверия", консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России. Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.

С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для  несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи, и интернаты. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.

Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации  подростков, функции которых значительно  расширены. В составе Центров  помимо приютов, учебной части, отделения  временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.

Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального  развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой  жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.

Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.

Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.

Юные «неформалы» своей  активностью постоянно испытывают взрослых на умение мыслить нешаблонно.

Сегодня надо помогать людям, стремящимся, пусть и непривычным  образом, проявить свою гражданскую  позицию, заявить о собственном  мнении. Для того чтобы судить – во благо или во вред своим членам и обществу в целом действует группа или объединение, – нужно изучать их деятельность, идти на контакт с ними.

Писатель и публицист  Леонид Жуховицкий предложил три  модели отношения к «неформалам»:

1. Не относиться никак,  т.е. просто принимать их как факт, спокойно и с пониманием.

2. Более трудоемкая, но  и более продуктивная – поощрять  и стимулировать их творческое  начало, выделяя хотя бы скромные  средства на всевозможные смотры, конкурсы и фестивали.

3. Считать «неформалов» датчиками на теле эпохи, внимательно изучать их показания и не обижаться на этот нестандартный инструмент познания.

Наиболее серьезную  проблему представляют молодежные неформальные объединения экстремистской направленности («криминальные» субкультуры). В западных странах, в частности в Германии, накоплен богатый опыт по предотвращению увеличения числа экстремистских неформальных объединений молодежи и снижению числа их участников.

Как наиболее результативное направление работы с молодыми людьми, участвующими в подобного рода объединениях, выделяется акцептированная работа. Среди основных положений акцептированной работы с молодежью выделяют:

1) необходимость предложения  и обеспечения социального пространства (предоставление помещений, в  которых неформалы могли бы встречаться и проводить свободное время);

2) принятие объединения  как важной социальной группы, социализационной инстанции; 

3) совместную работу  при обоюдном доверии и признании  (при этом не следует навязывать  молодым людям собственные мнения  и представления, беседы должны  ориентировать на возбуждение сомнений в неформалах относительно их взглядов и действий).

Акцептированная работа – это часть комплексной социально-педагогической деятельности, направленной на отвлечение молодых людей от участия в  экстремистских объединениях. Такая  деятельность немыслима без совместной работы специальных социально-педагогических служб, медицинских, правовых учреждений, органов внутренних дел.

Основными факторами, направленными  на снижение участия молодых людей  в неформальных объединениях экстремистской направленности, являются:

1) создание условий  для успешной интеграции молодых  граждан в общество, облегчение  процесса адаптации в нем; 

2) содействие получению  первого профессионального образования,  дальнейшее повышение уровня  квалификации;

3) забота о молодых  семьях, помощь в создании условий для благополучной семейной жизни;

4) работа с молодыми  иностранцами, детьми переселенцев, преодоление враждебного отношения  к своим сверстникам из других  стран; 5) реализация программы, направленной  на обеспечение занятости молодых людей в свободное время.

На основе выше изложенного  можно сделать вывод, что для  успешного решения проблемы неформальных экстремистских объединений молодежи в России необходимы теоретические и практические исследования, которые надо осуществлять систематически, в рамках цельной государственной программы, при отслеживании динамики ситуации.

 

 

Заключение.

Актуальность исследования в этой области социологии и психологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов проблем молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.

 Подтверждением этому  может служить следующая цитата  Эриксона: «Молодой  человек должен, как акробат  на трапеции, одним  мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать  это за очень короткий  промежуток   времени, полагаясь на надежность  тех, кого он  должен  опустить, и  тех,  кто  его  примет  на противоположной  стороне».

Таким образом, в результате комплексного исследования проблем  подростковой субкультуры позволяет  нам сделать вывод, что формирование культуры личности подростка происходит в сложной социокультурной ситуации в России. Что приводит к появлению  проблем у подрастающего поколения: несформированность подростка как культурной личности (культура общения, духовно-нравственные ценности, падение культуры чтения и т.д.), потребительское отношение к жизни, дизориентация подростка в досуговой сфере, первостепенная роль СМИ в процессе социализации подростка. В решении этих проблем должны быть заинтересованы родители, школа, государство.

Информация о работе Молодежная субкультура: проблемы и пути решения