Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 09:10, контрольная работа
Целью работы является изучение молодежных субкультур.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
) рассмотреть понятие субкультуры и ее сущностные характеристики;
) описать особенности современных российских молодёжных субкультур;
) рассмотреть типологию современных молодежных субкультур в российском обществе.
Введение
. Понятие субкультуры и сущностные характеристики
. Особенности современных российских молодёжных субкультур
. Типология современных молодежных субкультур в российском обществе
Заключение
Список использованной литературы
Асоциальные - группы, демонстрирующие неодобрительность по отношению к каким-либо устоям общества, однако это противостояние не носит крайнего характера. Асоциальные группы - группы, находящиеся в стороне от социальных проблем.
- Антисоциальные - группы, в
каких не только подвергают
критике публичные порядки и
устои, однако и устремляются
их сокрушить. Это группы общества,
в которых присутствует
Под группу «антисоциальных» подпадает подавляющее большая часть молодежных объединений.
молодежный субкультура общество юношеский
3. Типология современных
молодежных субкультур в
Протест западной молодежи 60-х годов ХХ века против общества потребления сменился массовым соблазном - гламуром. Жизненной удачей становится потребительский успех, известность. Гламур как стиль жизни ассоциируется с яркостью и внешней легкостью жизни, он подразумевает светскость, успешность, праздность, демонстративную трату средств.
Другой молодежной субкультурой является культура «яппи». Имиджем «яппи» является стиль амбициозного юного человека, невероятно трудоспособного, разбогатевшего, благодаря личному уму, управленческому таланту и усердности. «Целью «яппи» становится высокий, социальный статус, принадлежность к новой деловой аристократии и обязательное обладание внешними признаками положения в обществе. Яппи имеют высокопоставленную работу, у них высокий уровень квалификации».
А. В. Толстых предлагает следующую типологию молодежных субкультур: 1. Политизированные субкультуры, активно участвующие в политической жизни, и имеющие конкретную идеологическую принадлежность (молодежное движение «НАШИ», Российская ассоциация и ряд остальных групп).
. Эколого-этические субкультуры.
Они занимаются построением
. Нетрадиционные религиозные
субкультуры включают
. Радикальные молодежные субкультуры - это криминальные молодежные группировки, скинхеды различающиеся организованностью, наличием лидеров старшего возраста, завышенной агрессивностью.
. Субкультуры образа жизни - молодежь, которая создает собственный образ жизнедеятельности (хиппи, панки, эмо);
. Субкультуры по интересам - молодые люди, которые объединяются из-за общих интересов - музыкальных, спортивных и др.
. Субкультура «золотой молодежи» является одной из закрытых субкультур, нацеленная на проведение досуга.
В то же время С. С. Фролов предложил свою типологию субкультур:
нацелены на уход от настоящей жизни, возведение личных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры) - романтико-эскапистские субкультуры;
отвержение общепризнанных стандартов, критическое отношение ко многим действам жизни (анархисты, панки) - анархо-нигилистические группы;
нацелены на обеспечение досуга
(«золотая молодежь», рейверы, сноубордисты,
рэпперы) - развлекательно-
нацелена на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы) - криминальная субкультура.
Молодежные организации бывают формальные и неформальные. К формальным относятся молодежные движения и организации, официально зарегистрированные в учреждениях юстиции, и те, которые не зарегистрированы в учреждениях юстиции или их деятельность воспрещена законодательством. Критериями вторичной классификации для исследователей служат такие характеристики, как место формирования и степень открытости. Сундиев И. Ю. в собственном исследовании объединяет неформальные молодежные объединения по ведущему мотиву их деятельности. Считает, что все неформальные молодежные объединения считаются разными формами общественной, культурной, политической самодеятельности - «...как способа саморазвития, самоутверждения, самореализации, определяемого спецификой социальных, экономических, психологических и прочих условий...». Он выделяет следующие виды неформальной самодеятельности:
агрессивную, базирующуюся на внезапном противопоставлении «мы» - «они», и воспевающую культ силы. Простота и показательность самоутверждения в данной форме дают ей необыкновенную известность в среде молодых людей, в особенности со сниженным интеллектуальным и культурным уровнями развития. Психология группы базируется на резком противопоставлении «мы они». Для схожих групп отличительна жесткая иерархическая структура;
эпатажная, психологическое содержание которой - вызов образовавшимся нормам, правилам - чтобы «заметили». Внешний эпатаж - более легкодоступная форма самоутверждения. Целью эпатажной самодеятельности может быть как доказательство принадлежности к элитарной группе, так и претензии на образование «новой» элиты.
Для современных молодых людей внешний эпатаж - нередко более легкодоступная (сообразно уровню развития, психологическому складу, социальным возможностям) форма самоутверждения, а еще попытка отыскать адекватную среду общения;
альтернативная - характеризуется выработкой различающихся от общепринятых, советуемых моделей поведения, форм проведения досуга, образа жизни; - социальная - нацелена на решение определенных социальных задач (экологическое движение, этнокультурное движение, движение милосердия); - политическая - ориентирована на модифицирование политической ситуации в стране в согласовании с идеями группы. В рамках данной классификации появляется непростая проблема исследования настоящих возможностей противодействия преступности, в том числе молодежной, а не только реакции на повышение численности групп, способствующих также ее росту.
Гуринская А. Л. приводит ряд передовых технологий, применяемых в развитых государствах для избежания криминализации в социуме в целом и в молодежной среде в частности: «Новые способы противодействия преступности активно применяются на уровне местных сообществ, где внедряются такие программы, как общественная полиция (Community Policing), безопасные города (Safer Cities), превенция с помощью дизайна окружающей среды (Crime Prevention through Environmental Design), соседский надзор (Neighbourhood Watch)».
В углублении разбора передовых молодежных субкульту важную роль может играть обращение к неким категориям советского прошлого, когда активность массовых молодежных, и в том числе и детских организаций, базировалась в большой степени на чувствах патриотизма, гордости собственной страной, хотя и не всегда имевших конкретные причины. Как выделяет один из российских специалистов по философии права В. И. Сморгунова, «патриотизм, полагаем, включается в механизм поддержания правопорядка и политической стабильности». Сейчас данный ресурс не используется в подабающей мере, а время от времени патриотизм играет в том числе и негативную роль.
Багдасарьян Н.Г. выделяет 3 основные молодежные субкультуры:
) «мажоры»: эту категорию образуют юные люди, специализирующиеся, как правило, мелким бизнесом. Они нацелены на «легкое» добывание средств и «красивую жизнь». Их охарактеризовывает деловая хватка, довольно отлично развитое чувство корпоративности. Им присущ высоконравственный релятивизм, вследствие чего деятельность таковых групп достаточно нередко связана с незаконным бизнесом и правонарушениями;
) «яппи» («неояппи»): выходцы
из средне- и малообеспеченных
семей, имеющие отличия
) «люберы» («гопники»): различаются
жесткой дисциплиной и
За последние десятилетия в развитых индустриальных странах Запада устойчивое признание получили феминистские движения.
Данные движения не ограничиваются социальными требованиями (сходство при найме на работу) либо политическими (соразмерное представительство в органах власти). Они выдвигают и запросы изменения всеобщего типа культуры, в котором, сообразно их воззрению, доминируют «патриархальная» и «мужская» субкультуры, содействующие доминированию соответственных эмоций и ориентаций, а в итоге приводят к одобрению насилия, порнографии и разладу в отношениях между людьми.
Пожалуй, сейчас исключительно решенным вопросом в теории субкультур считается признание того, что субкультура - это не только культура, разрушающая любую культуру вообще, а только отличная от официальной, однако полностью не противоречащая ей. Таким образом, на настоящий период существует большое количество исследований по молодежной тематике. Несомненно, исследование молодежных субкультур необходимо признать активно развивающимся и перспективным научным направлением. При этом могут быть отмечены и некоторые общие недостатки, свойственные работам о молодежи. Прежде всего, проблема связана с тем, что данное направление имеет интегративный. междисциплинарный характер, и исследователи, стоящие на позициях тех или иных наук, склонны упускать из внимания различные аспекты. Так, филологи концентрируются на текстах и не всегда уделяют должного внимания рассмотрению социально-психологического контекста. Социологи не всегда замечают частные проявления социальной реальности (одежда, фольклор, стереотипы поведения, ритуалистика и т.д.). Психологи неохотно выходят за рамки рассмотрения личностных характеристик (напротив, личность обычно оказывается вне внимания непсихологов). В собственном ракурсе рассматривают объект изучения историки, политологи, юристы, культурологи, педагоги, философы и др.
Осмотренные классификации, показывают сложную картину, которая требует исследования программ и проектов, нацеленных на противодействие включению молодых людей в более экстремистские группировки. Эти мероприятия исполняются на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.
Сморгунова В. И. одним из способов борьбы с неблагоприятными и антиобщественными действиями видит в культурно-просветительской и пропагандистской деятельности, гражданско - правовом образовании молодых людей, направленное на создании норм правовой культуры. На это нацелены «Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности».
Заключение
Субкультура различается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Отличия могут быть очень сильными, однако субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она подключает ряд ценностей доминирующей культуры и прибавляет к ним новые ценности, отличительные лишь для нее. Субкультурные образования отображают общественные, этнические, демографические особенности становления культуры.
Субкультуры бывают различных видов: этнические, корпраративные, религиозные, возрастные.
В особенности разнообразно представлены в современном обществе молодежные субкультуры, которые отличительны, прежде всего, для динамичных, развивающихся обществ, так как в таких сообществах молодежь по собственному образу жизни, ценностям и установкам значительно различается от старшего поколения. Есть международный термин для обозначения разнообразных молодежных субкультур нашего времени - тинэйджеры (подростки). К таковым молодежным субкультурам Немировская Л.З. относит рокеров, скинхедов, панков, тедов и др.
Действительность сложнее всяких схем, потому ни одна из классификаций не может считаться удовлетворительной. Есть некие классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрению.
Осмотренные выше классификации, показывают сложную картину, требующую исследования программ и проектов, нацеленных на противодействие включению молодых людей в более экстремистские группировки. Эти мероприятия исполняются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
Список использованной литературы
1. Волков Ю.Г. Социология: учебник для студентов вузов/ Ю.Г. Волков; ред. В.И. Добреньков. М.: Дашков и Ко; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2011. - 383с.
. Кравченко А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. М.: Питер, 2007. - 431с.
. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб., 2008.
. Российский статистический ежегодник. М., 2011. - 273с.
. Суидиев И. Ю. Анатомия неформальных объединений (типология и характеристика). - Саратов, 2008.
Информация о работе Молодежная субкультура в современной России