Молодежные субкультуры на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование молодежных субкультур современности.
К числу наиболее актуальных проблем в настоящее время относятся проблемы молодежной политики в стране и социальной поддержки молодежи. Изменения социального положения различных групп населения в период перехода к рыночным отношениям коснулись и тех групп, которые традиционно считались носителями передовых идей, в том числе и молодежи. Молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определяется социально-экономическим состоянием общества. Социальная работа с молодежью во всех развитых странах мира, является частью государственной молодежной политики.

Файлы: 1 файл

molodezhnye_subkultury_na_sovremennom_etape.docx

— 70.45 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью данной курсовой работы является  исследование молодежных субкультур современности.

К числу наиболее актуальных проблем в настоящее время относятся проблемы молодежной политики в стране и социальной поддержки молодежи. Изменения социального положения различных групп населения в период перехода к рыночным отношениям коснулись и тех групп, которые традиционно считались носителями передовых идей, в том числе и молодежи. Молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определяется социально-экономическим состоянием общества. Социальная работа с молодежью во всех развитых странах мира, является частью государственной молодежной политики. 

Молодежная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Сегодня юноша или девушка рано перестает быть ребенком (по своему физиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст – время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь относится к миру взрослых, а социологически – к миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово – зрелость ею отодвигается. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

Молодежь выделяет свою культуру и свою субкультуру, что связано с неопределенностью своих социальных ролей, неуверенностью в собственном социальном статусе.

Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп.

В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям и требованиям жизни, поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием выбора, сочетающегося с динамизмом и новизной.

В последнее время понятие "молодежная субкультура" все чаще и чаще стало использоваться учеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде.

 

 

 

 

1.Социологический аспект  молодежной культуры

 

1.1Особенности молодежной  культуры

 

Во-первых возникает вопрос о том, ограничена ли молодежная культура какими-то временными рамками, или же это понятие вневременное? Иными словами, заданы ли некие неизменные черты молодежной культуры в силу того, что она присуща определенной социально-возрастной группе, или же каждое новое поколение приходит со своей собственной культурой и является зеркалом своей эпохи и своего поколения?

Однозначного ответа на эти вопросы нет и быть не может.  С одной стороны, молодежная культура является зеркалом культуры общества с присущими ему ценностями, мировосприятием, социокультурными установками, с другой – она всегда есть большее или меньшее отрицание общепринятых позиций, хотя бы в силу генерационных особенностей, и в этом смысле элементы контркультуры закономерно присутствуют в содержании культуры поколения в целом.

В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе культуру молодежи следует рассматривать в нескольких плоскостях, равно обуславливающих уровень и направленность культурной самореализации, которая является содержательной стороной культурной деятельности молодого человека. Состояние молодежной культуры, как считает В.Я. Суртаев, обусловлено следующими факторами:

1. Системный кризис, затронувший  социальную структуру с началом  перестройки и усугубившийся  в связи с распадом СССР  и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене  социальных ориентиров, переоценке  традиционных ценностей. Конкуренция  на уровне массового сознания  советских, национальных и так  называемых «западных» ценностей  не могла не привести к состоянию  социальной анемии и фрустрации  населения, непосредственным образом  повлиявшему на ценностный мир  молодежи, крайне противоречивый  и  хаотичный. поиск своего пути  в новых социально-экономических  условиях, ориентация на ускоренное  статусное продвижение и в  то же время прогрессирующая  социальная не адаптивность – все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодого человека.

2. Современная культура, как на институциональном, так  и на субъектно-деятельном уровне  сегодня находится в кризисном  состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного  развития населения для успешной  реализации социальных проектов  и выхода из кризиса не в  полной мере осознается органами  управления, с другой – коммерциализация  культурного процесса, все более  заметный отход от норм и  ценностей «высокой» культуры  к усредненным образцам агрессивной  массовой культуры, наиболее явственно  проявляющийся в электронных  средствах массовой информации, также не может не отразится  на системе установок, ориентаций  и культурных идеалов молодого  человека.

3. Попытки реализации  целостной программы гуманитарной  социализации в государственном  масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарной  социализации практически отсутствует, а частные инициативы в этой  сфере, осуществляемые в экспериментальных  или негосударственных учебных  заведениях, охватывают лишь немногочисленные  группы молодежи крупных городов. В большинстве же школ гуманитарная  социализация ограничивается стандартным  набором гуманитарных дисциплин  и так называемой «вне учебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу рекреативно-развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлен уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.

4. Юношеский возраст (15 – 18 лет), а в какой-то мере и  весь период взросления отличают  черты порывистости, неустойчивости  желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые  переживаниями амбивалентности  социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). именно эта  специфика приводит юношей в  однородные по возрасту и социальной  принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные  юношеские потребности в стиле  поведения, моде, досуге, межличностном  общении. группы сверстников выполняют  социально-психологическую терапевтическую  функцию – преодоления социального  отчуждения. естественно, в подобных  группах складываются собственные  культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь  эмоционально-чувственным восприятием  действительности и юношеским  нонконформизмом.

5. Особенности поколения  оказывают существенное влияние  на молодежную субкультуру, обладающую  не столько возрастными, сколько  генерационными особенностями. в  этом феномене наиболее отчетливо  проявляются молодежные формы  сознания и поведения.

Тем не менее, некоторые стабильные, неизменные черты молодежной культуры существуют, хотя  каждое новое поколение молодежи вступает в жизнь с несколько иным отношением к культуре общества и собственным культурным поведением и самовыражением.

 

1.2Восприятие культуры  молодежью.

 

Молодому человеку в силу его возрастных и общепсихологических особенностей свойственно, прежде своего, эмоционально-чувственное отношение к культуре в целом и к художественной в частности. Молодой человек стремится к глубокому личностному восприятию художественной информации, когда он как бы идентифицирует себя с героями произведений, переносит на самого себя события, происходящие с ними, наяву переживает иллюзорную жизнь созданных воображением автора персонажей.

Сопереживание с одновременным подражанием – знак и сегодняшней молодежной рок-культуры. Каждое поколение имеет свою массовую культуру и своих кумиров, которым подражает.

Известно, что юношеству ближе событийные, динамические сюжеты, действующие, а не рассуждающие герои. многие учителя-словесники отмечают, что в школьные годы «Война и мир» интересует читателей «приключениями» Наташи и князя Андрея, а похищение героини Анатолием Курагиным для них значительно увлекательнее судьбы Платона Каратаева, столь важной для самого Толстого. Лишь с возрастом интерес к сюжету сменяется истинным проникновением в философские глубины этого великого русского романа.

В юношеской психологии кроется причина и того, что молодежь предпочитает зрелищные виды искусства (кино, телевидение), ведь даже художественная литература воспринимается молодыми людьми как бы в картинках (давно ли они зачитывались сказками – самыми зрелищными из словесных жанров!).

И в более широком плане контекст культурной жизни, культурная атмосфера становятся для юношества возможностью для эмоциональной самореализации и предметом чувственного обожания. В этом одна из причин экстремального, недопустимого с точки зрения общественных норм поведения части молодежной публики на концертах рок-звезд или на стадионах (ведь и посещение спортивных зрелищ есть своего рода эмоциональная разрядка для юного фаната). Все это психологически закономерная черта молодежной субкультуры, воспринимаемая зрелыми людьми (нередко вполне правомерно) как выражение контркультуры и своего рода общественный вызов.

Чувственное восприятие культуры, стремление к однозначному противопоставлению «добра» и «зла», ожидание непременной и безусловной победы «своих» над «чужими» приводят у молодежи, особенно в юношеском возрасте, к преобладанию нравственных оценок над художественными, к внеэстетическому восприятию искусства. Молодой человек иногда сознательно, а чаще неосознанно, открывая книгу или отправляясь в кинотеатр, хочет очиститься нравственно, стать лучше, благороднее, свободнее.

Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения.

Наиболее наглядный пример группового стереотипа – мода, с ее эклектичностью и размытой индивидуализированностью. «Я» как «мы»: «Я люблю или мне нравится кинофильм «Аватар», группа «Центр», кроссовки «Адидас»», а «Мы любим или нам нравится «Аватар», «Центр», кроссовки «Адидас»». Молодой человек как бы растворяется в группе своих сверстников, а подчас и противопоставляет «свои» «чужим», к которым причисляет родителей, преподавателей, всех «отцов». Сам того не осознавая, он теряет свою индивидуальность, личную неповторимость в компании, в толпе своих.

Как часто можно услышать от молодежи запальчивое: «Вы нас не понимаете», и это «нас» приобретает смысл генерационный: нас – значит «всех моих сверстников». Конечно, этот феномен носит более универсальный характер, чем одно лишь отношение к сфере художественного или даже культурного. Здесь проявляется страх одиночества, отчуждения от ровесников (не случайно постоянные посетители дискотек называют их «средством от одиночества»), наконец, искаженное представление о коллективизме – чувство «толпы», «компании», «команды» вполне искренне понимается как чувство коллектива. но прежде всего групповой стереотип объясняется недостаточным уровнем сформированности самой личности в период прохождение социализации, индивид не приобрел еще личностной определенности и завершенности. А эта «размытость» в толпе не так заметна.

Парадокс подобного явления состоит в том, что противопоставляя себя миру взрослых, молодой человек все равно остается по сути «одинаковым», только эта «одинаковость» - внутри своего поколения и поэтому им самим не воспринимается. Молодежная мода – лучший тому пример. В выборе одежды молодой человек ориентируется, прежде всего, на свое окружение, чтобы соответствовать, не быть хуже или не достаточно модно одетым.

Итак, молодежную культуру как культуру определенной возрастной группы характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение молодежи наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов отношений, установок и интересов.

 

1.3. Нравственные убеждения, идеалы, как основные новообразования  молодёжи

 

Нравственные убеждения, нравственные идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодёжи.

Характерные  черты  молодёжи – стремление   ко   всему   новому, необычному,  интерес  к  технике,  желание  быть  «на  ровной  ноге»  с взрослыми, стремление к активной деятельности.  Именно  в  подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным,  уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех  сторон  его  жизни  и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности, –  в  подростковом  возрасте  начинается  систематическое усвоение основ наук.  Это требует изменения  привычных  форм  работы  и перестройки мышления, новой организации внимания, приёмов  запоминания. Изменяется и отношение  к  окружающему:  подросток  уже  не  ребёнок  и требует иного к себе отношения.

Подростковый  возраст,  особенно  с  13-15  лет – это возраст формирования  нравственных  убеждений,  принципов,  которыми  подросток начинает  руководствоваться  в  своём  поведении.   В   этом   возрасте появляется   интерес   к   мировоззренческим   вопросам,   таким,   как возникновение жизни на  Земле,  происхождение  человека,  смысл  жизни. Формированию у  подростка  правильного  отношения  к  действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, т.к. именно   в   этом   возрасте   закладываются   основы    сознательного, принципиального поведения  в обществе, которые дают о себе  знать  и  в будущем.  Нравственные убеждения подростка  складываются  под  влиянием окружающей действительности. Они  могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются  под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы,  неблаговидных поступков.

Информация о работе Молодежные субкультуры на современном этапе