Молодежные «тусовки» и субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 10:01, реферат

Описание работы

Как отмечает Белов О. А. существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения, молодежь лишь частично включена в существующие общественные отношения и структуры. Проблемы молодежи практически не решаются, а аккумулируются, обостряются, что ведет к отчуждению молодежи от общества, государства, семьи. Поэтому «молодое поколение, сознание которого более конфликтно, но открыто переменам, часто стоит перед необходимостью заполнить образовавшийся вакуум, в том числе, вступая в ряды различных субкультур». 2

Содержание работы

Введение 3
Субкультура как способ самоорганизации молодежи 4
Типология молодежных субкультур 5
Молодежные «тусовки» 6
Заключение 7
Список использованной литературы 8

Файлы: 1 файл

Эссе социология 1.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                   

Правительство Российской Федерации

 

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

«Национальный исследовательский университет  
«Высшая школа экономики»

 

 

ЭССЕ

На тему: «Молодежные «тусовки» и субкультуры»

 

 

 

Студент группы 170

 

Научный руководитель

 

                                              Москва, 2013 г.

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                     3     

Субкультура как способ самоорганизации молодежи                                           4

Типология молодежных субкультур                                                                        5

 Молодежные «тусовки»                                                                                          6

Заключение                                                                                                                7

Список использованной литературы                                                                       8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Молодежь выделяется в самостоятельную социально-демографическую группу и имеет особые социальные характеристики, на основании которых можно судить о ее отличии от других социальных групп. Эти характеристики связаны с особенностями социального статуса молодежи, со спецификой ее группового сознания и с субкультурой как формой самоорганизации. 1

Как отмечает Белов О. А. существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения, молодежь лишь частично включена в существующие общественные отношения и структуры. Проблемы молодежи практически не решаются, а аккумулируются, обостряются, что ведет к отчуждению молодежи от общества, государства, семьи. Поэтому «молодое поколение, сознание которого более конфликтно, но открыто переменам, часто стоит перед необходимостью заполнить образовавшийся вакуум, в том числе, вступая в ряды различных субкультур». 2

Тема эссе очень важна, так как молодежь играет основополагающую роль в воспроизводстве общества, является обновляющей силой, интеллектуальным и духовным резервом общества, способным провести глубокую и быструю инновацию и, в то же время, быстро адаптироваться в новых реалиях жизни. 3

Субкультура как способ самоорганизации молодежи

Обратимся к истории появления термина «субкультура». Впервые термин «субкультура» был введен американским социологом Дэвидом Рисменом в 1950 году. Под субкультурой Рисмен имел виду группу людей, намеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством, с целью выделиться из толпы (ВИКИПЕДИЯ).  Подрезов К. А. трактует субкультуру как «автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексом ценностей и даже институтами». 3 Для каждой субкультуры существует обязательный набор характерных черт:

- специфический стиль  жизни, поведения;

- свойственные данной  социальной группе нормы, ценности, мировосприятие;

- наличие инициативного,  идейного центра.

Каждая субкультура, являясь частью базовой культуры, подвержена очень быстрым изменениям и выступает инновационной областью для доминирующей культуры.4

По моему мнению, лучшее определение молодежной субкультуры дала Левикова С.И., доктор философских наук:  «Молодежная субкультура - это урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это - частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей».5

Субкультура выполняет ряд функций, которые обеспечивают взаимодействие молодежи как самостоятельной социальной группы с обществом. Во-первых, это функция адаптации молодого поколения к социальной реальности. С трудностями адаптации связана функция компенсации невыгодного социального положения, когда молодые люди из малообеспеченных семей зарабатывают авторитет с помощью субкультурно-стилевого имиджа или знанием музыкальных новинок, футбольных скандалов и т. п. В субкультуре реализуется также инновационная функция молодежи как поиск новых образцов жизнедеятельности. Важной является функция самовыражения, ведь вызов общественным нормам легче осуществить в группе, чем на индивидуальном уровне. Субкультура выполняет также функцию компенсации морального давления со стороны взрослых и других сверстников.6

Типология молодежных субкультур

Как отмечает Белов О. А., молодежные субкультуры условно делятся на социальные и асоциальные направления. Субкультуры социального направления связаны с жизнью и отношениями людей в обществе. К ним относятся мажоры, эмо, гринпис (зеленые), анимешники, косплееры, граффити, рок-музыка. Асоциальное направление подразумевает отрицание общих культурных ценностей, разрушение, цинизм, злобу и включает субкультуры: скинхеды, бонхеды, антифа (националистические), готы, сатанисты (квазирелигиозные), хиппи, наркокультура, панки (маргинальные, т.е. стоящие на краю).7

Молодежные субкультуры, несмотря на явную неоднородность, имеют ряд общих черт: возникновение на базе стихийного общения; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные модели поведения участников; относительная устойчивость; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.8

Мне более понятна классификация субкультур, где в качестве критерия типологизации выступает вид деятельности той или иной организации. Так,  среди современных субкультур можно выделить: музыкальные субкультуры, члены которых чаще всего подражают любимым исполнителям;  интернет-культуры, к которым относят любителей компьютерных игр и хакеров; контркультуры, предполагающие ярко выраженное противопоставление господствующей культуре, к которым относят гопников и скинхедов; спортивные субкультуры, включающие в себя поклонников каких-либо видов спорта.

Рассмотрим наиболее распространенные и ярко выраженные в современном обществе субкультуры.

Что касается музыкальных субкультур, то здесь следует выделить такие подразделения, как хиппи, готы, панки, эмо и растафари. Каждые из представителей данных субкультур имеют абсолютно разные интересы и убеждения. Например, хиппи являются поклонниками рок-н-ролла, а также пропагандируют свободную любовь и пацифизм.  Готы увлекаются готик-роком, и характерными элементами данной субкультуры является мрачность, преобладание черного цвета в одежде и пирсинга. Панки являются поклонниками панк-рока, пропагандирующие прогрессивизм  и индивидуализм, также панки имеют свой особый имидж: ношение ирокеза, кожаная одежда, татуировки. Эмо -  это уже более современное течение, характерными чертами которого является самовыражение и  чувственное мироощущение. И наконец, растафари - это движение, возникшее на Ямайке, члены которого являются поклонниками регги и выступающие за легализацию марихуаны.

Среди контркультур (радикальное отрицание официальной культуры) следует отметить скинхедов и гопников. Скинхеды - это движение разностороннее, но  в современном мире имеющее скорее антиобщественный характер. Нынешние скинхеды - это чаще всего нацисты, пропагандирующие ненависть к другим нациям. Характерный имидж скинхеда- высокие ботинки, отсуствие волос. Гопники - это люди из неблагополучных семей с криминальными чертами поведения. Характерными чертами представителей гопников являются спортивная одежда, агрессивное поведение.

В спортивной субкультуре наиболее ярким примером являются футбольные фанаты, которые также делят на два типа. Некоторые болельщики искренне болеют за любимую команду, знают историю любимого клуба и следят за новостями. Но также выделяют и тех, кто ищет повод для драки с болельщиками других клубов. В России так называемые футбольные хулиганы наиболее ярко выражены, нежели чем в Европе и Америке.

И наконец, к интернет-культурам часто относят хакеров. Хакеры - это специалисты, знающие абсолютно все о компьютерных системах. Но тут выделяют также и тех людей, которые используют свои детальные познания для совершения преступлений, а именно взлома банковских систем и т.д.

Молодежные тусовки

Молодежные тусовки, как отмечает Чупров В. И.,  стали заметным явлением в конце 1980-х годов в центральных частях российских городов. Они характеризуются локализацией и замкнутостью на «свой круг», представляя собой особую форму квазигрупп. Их особенностями являются: спонтанность образования, неустойчивость взаимосвязей, кратковременность совместных действий.9 По мнению В. Ф. Левичевой, «в социологии понятие «тусовка» используется в двух смыслах: во-первых, как «система неформальных связей и общения людей, обладающих примерно равными статусными характеристиками»10, а во-вторых, как «особый (тусовочный) образ жизни, предполагающий совместное времяпрепровождение людей».1

Заключение

В заключении хочу отметить, что особенностью субкультур в России является то, что большинство их заимствованы из западной культуры и являются чуждыми нашей истории и менталитету. И если мы не хотим потерять свои национальные преимущества, надо привлекать молодежь к истинным культурным ценностям, спорту, объяснять истинный смысл западных неформальных объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Белов О. А. Современные молодежные движения. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2010. – 56 с.

2. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. Пособие/ С. И. Левикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.

3. Подрезов К. А. Социология молодежи. – Тула: «Инфра», 2007. – 296 с.

4. Чупров В. И. Социология молодежи.- М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 336 с.

 

 

1 См.: Чупров В. И. Социология молодежи.- М., 2011. – С.77.

2 Белов О. А. Современные молодежные движения. - М., 2010. – С.4.

3 См.: Там же. С.4.

3 Подрезов К. А. Социология молодежи. – Тула, 2007. – С. 44.

4 См.: Подрезов К. А. Социология молодежи. – Тула, 2007. – С.45.

5 Левикова С. И. Молодежная субкультура. - М., 2004. – С.608.

6 См.: Чупров В. И. Социология молодежи. – М., 2011. – С. 90-92.

7 См.: Белов О. А. Современные молодежные движения. Методическое пособие. – М., 2010. – С.4.

8 См.: Подрезов К. А. Социология молодежи. – Тула, 2007. – С.69.

9 См.: Чупров В. И. Социология молодежи. – М., 2011. – С. 96.

10 Цит. по: Чупров В. И. Социология молодежи.– М., 2011. – С 96.

 

 

 

 


Информация о работе Молодежные «тусовки» и субкультуры