Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:21, реферат
Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи.
Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально- психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Понятие «молодежи» в Российском обществе……………………………………4
Молодежные субкультуры в обществе……………………………………………7
Десять проблем молодежи в обществе……………………………………………13
Проблема молодежной занятости………………………………………………...14
3.2 Ценностные ориентации современной молодежи……………………………….16
3.3 Молодежь в сфере криминального влияния……………………………………..18
3. 4 Проблема наркомании среди молодежи…………………………………………19
3.5 Молодежь и брак…………………………………………………………………..20
3.6 Молодежь и образование…………………………………………………………21
3.7 Молодежь и социальное неравенство в обществе………………………………24
4. Молодежь и становление общества новой России……………………………….28
Заключение……………………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………………………..34
Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов: недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков; необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т.д.), что создает для предприятий дополнительные трудности; трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т.д.; инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т.д.).
С точки зрения проблем рынка труда молодежь неоднородна и по возрасту, и по образовательному уровню, и по качественному составу своих целей и потребностей. В связи с этим в социальной группе "молодежь" можно выделить, по меньшей мере, четыре подгруппы, для которых характерны специфические проблемы.
В возрасте 14-16 лет у молодых людей несколько меркнет авторитет учителей и родителей. На первый план выступают авторитеты в новой сфере общения - трудовой. Это возраст становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу. Необходимо предпринять усилия на то, чтобы у молодого человека сложился устойчивый стереотип в оценке и ранжировании потребностей как в трудовой, так и в досуговой сфере жизнедеятельности.
Для 16-18-летних необходима поведенческая и профессиональная переориентация. В современных условиях для молодых людей этого возраста характерно стремление адаптироваться к новым условиям жизни. Они готовы к смене профессии, принимают рыночные отношения как объективные, ищут способы приспособиться к ним.
18-23-летние, как правило, имеют среднее
образование и профессию. Во многих
случаях профессия оказывается
невостребованной, и в этом случае
остро встает вопрос
Среди молодежи старше 23 лет, впервые входящую в рынок труда, значительную долю составляют выпускники высших учебных заведений. Проблема трудоустройства выпускников высшей и средней специальной профессиональной школы приобретает все большую остроту и иногда выделяется даже на далеко неблагоприятном фоне трудоустройства представителей других групп молодежи.
После 23 лет в жизни молодых людей чаще наступает период достижения трудовой и социальной стабильности, экономической самостоятельности и профессионального самоопределения.[8]
Сегодня большая часть подростков и молодежи — будущих соискателей на рынке труда—психологически не готова к складывающейся в экономике ситуации.
Социальные психологи указывают на такие ориентации нынешнего подрастающего поколения, как нежелание устраиваться после учебного заведения на непрестижную, низкооплачиваемую работу. В выборе профессий доминируют специальности бизнесмена, брокера, экономиста, юриста, работника торговли, кооператора. Другие профессии, в первую очередь рабочие специальности, остаются, по оценкам подростков Петербурга, вне рыночных отношений (опрос ИС-ЭП РАН, 1995 г.). В поисках работы юноши и девушки хотят получить сразу все или ничего. На вопрос: «Ваше отношение к труду?»—40% выбрали ответ:
«Считаю себя трудолюбивым, работа в целом нравится», еще 40% высказали мнение, что трудиться «в принципе не любят, но приходится». Еще 20% признались: «Любая работа вызывает у меня лишь отрицательные эмоции». Вне зависимости от «любви к труду» не более половины опрошенных (по самооценке) отдают своей работе большую часть личной энергии и творческих сил.[8]
3.2 Ценностные ориентации современной молодежи
Интеллектуально-
Результаты социологических исследований свидетельствуют: свои интеллектуальные, творческие способности молодые люди оценивают весьма низко. Только 19% из них считают эти способности высокими, 22% называют себя талантливыми.
Столь низкая самооценка характеризует неверие юных в свои силы, и это, естественно, негативно отражается на их притоке в сферу интеллектуального труда. В глазах молодежи продолжает быстро падать ценность умственного труда, образования и знаний. Даже студентами обладание знаниями ценится весьма низко.
В связи с усилением социального и имущественного неравенства возрастает и неравенство образовательное, вследствие чего сужается социальная база развития интеллектуального потенциала молодежи. Серьезной угрозой обществу стала «утечка умов» за границу. Тем самым продолжается процесс интеллектуального оскудения, умственного вырождения российской нации.
Культурные ценности современной российской молодежи.
Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом и философией своего существования, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодых людей.
Усваивая поведенческие стандарты доминирующих социальных отношений, молодой человек может определить границы своей высшей идентификации лишь в рамках массовой культуры, унифицирующей его духовные потребности, выводя их в основном в рекреативную сферу. Подобная высшая идентификация носит конформистский характер и формирует установку на квазипотребление духовных ценностей. Внешняя идентификация не всегда переходит во внутреннюю, т.е. в самоидентификацию, обретение индивидом осознанных убеждений и ценностных ориентации, определяющих его социальную роль.
Культ моды, вещивизма и потребления овладевает сознанием молодежи и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Также становится безразличными для определенной части молодежи понятия «Россия», «родной дом, город». Только 37,1% опрошенных отметили, как духовно близко им понятие «Россия», 36,3% — идентифицируют себя с соотечественниками по признаку «единая культура», 27% — по признаку «историческое прошлое». На вопрос: «Ощущаете ли вы себя гражданином России?» утвердительный ответ получен у 19% опрошенных молодых людей, остальные ответили или отрицательно (9,3%) или согласились с тем, что не задумывались об этом (19,8%)'.
Социологический анализ проблем культурной идентификации молодежи выявил тенденцию к усилению процессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребительского отношения к культуре.
Большая часть молодежи, отдавая дань месту и роли культуры в жизни общества, считает, что сейчас для этого нет условий. Так ответили почти 70% из тех, кто подчеркивал приоритетное знание культуры, и 91,6%, для которых культура в целом значима как ценность.
Продолжается тенденция дальнейшей дегуманизации и деморализации социокультурных ценностей, что выражается прежде всего в принижении, деформации и разрушении позитивного образа человека. Данная тенденция проявляется в неослабевающем интересе молодежи к восприятию сцен и эпизодов насилия и секса, жестокости и натуралистичности (кинематограф, телевидение, видео, рок-музыка, театр, литература, изобразительное искусство).
В социокультурных ценностях молодежи превалируют потребительские ориентации. Так, результаты социологических исследований среди студентов петербургских вузов свидетельствуют, что в среднем свыше 75% молодых людей чаще всего проводят свое свободное время у телевизора или в компании с друзьями, слушая главным образом развлекательную музыку. В то же время только каждый 10-й (по их самооценке) предпочитает расходовать свободное время на посещение кружков-студий, каждый 16-й — на самообразование, каждый 6-й — на занятия спортом.
В результате этого «происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешнего режима»'. Народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм.
Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование у подрастающего поколения любви к
Отечеству, знания истории и традиций своего народа.[10]
3.3 Молодежь в сфере криминального влияния.
Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить российскую общественность. Уральский регион и прежде всего Свердловская область за последние пять лет зарекомендовали себя, как зоны повышенной криминагенности. Здесь расположены крупные пенитенциарные учреждения, в которых отбывают заключение большие массы заключенных, в том числе несовершеннолетних.
"Криминальные разборки" местных
мафиозных кланов в
В Свердловской области ежегодно совершается молодежью и подростками около 10 тысяч преступлений. Только за пять лет (1990-1994 гг.), увеличение числа преступлений составило более 170%. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Резкий скачек молодежной и подростковой преступности наблюдался в 1992 - 1993 гг. Другой аспект распространения криминального влияния связан с тем, в какой степени молодежи приходится испытывать на себе воздействие молодежной и подростковой преступности. 78% от числа опрошенных молодых людей сталкивались за последние два года с различного рода правонарушениями среди молодежи и подростков. Лишь каждый пятый дал отрицательный ответ.
Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления - воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет.
Это зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они не могут получить этого в связи с тем, что они не имеют специальности или навыков работы. молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы после получения образования.
В настоящее время все больше и больше молодежи потребляет наркотики. Может это происходит от безысходности реализации своих возможностей или от того, что по непониманию серьезности их вовлекли в это люди заинтересованные в сбыте наркотиков.[15]
3. 4 Проблема наркомании среди молодежи.
Известно, что социальные последствия наркомании тяжелы. Наркоманы выбывают из общественной жизни - трудовой, политической, семейной, вследствие физической, социальной деградации личности. Наркомания не минуемо поражает целый веер явлений чуждых обществу. Сюда относят трудно излечимые психофизиологические болезни человека и теневую экономику, обусловленную закономерным, возрастающим спросом на наркотики и нелегальными способами его удовлетворения в корыстных целях и преступность, насилия над личностью, связанные с распространением наркотиков и незаконным обогащением.
Специфической чертой наркомании общества является формирование групп или сообществ наркоманов. Их возникновение связано с особыми условиями приобретения и употребления наркотиков. Испытывание затруднения в добывании не только средств на наркотики, но и самих наркотических средств. Наркоман вынужден поддерживать связь с теми кто первоначально приобщил его к потреблению наркотиков. Для наркомана весьма характерно стремление приобщить к пороку свое ближайшее окружение.
Тяжесть социальных последствий обостряется, если учесть то, что наркомания - молодежная проблема. В своей работе я не буду заострять внимание на данной проблеме. Ей можно посвятить отдельную работу. Но здесь я только хочу привести немного статистики, ужасающей, но реальной.
По оценкам экспертов Национального антикоррупционного федерального комитета, к концу 2001 года в России будет зарегистрировано более 5 млн. человек, употребляющих наркотики. К 2005 году при существующих темпах распространения наркомании прямо или косвенно вред будет нанесен 38 млн. человек. Кстати, более 80 % среди этой статистики занимает доля молодежи.
Это очень страшные цифры.[9]
3.5 Молодежь и брак.
Молодежь - социально-возрастная группа; - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости. Вхождение в мир взрослых, адаптация к нему и его будущее обновление. Брак - добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый для создания семьи, и порождающий взаимные права и обязанности супругов. Главное условие заключения брака - добровольное согласие вступающих в брак. В РФ брачный возраст установлен в 18 лет. В отдельных случаях предусмотрено смещение брачного возраста до 16 лет. На поведение молодежи отражаются знания обо всех сторонах семейной жизни. Как показывают социологические исследования, уровень культурных половых взаимоотношений между супругами, как правило, очень низкий. Формирование правильных установок молодежи в интимной сфере является одной из важных составляющих их воспитания. Сегодня значительная часть молодежи или совсем не получает информацию о семье, или получает ее недостаточно. Что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводиться лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Оптимизировать процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно же, не в состоянии. Это задача, которую призваны решать вся система воспитания, включая искусство массовую информацию, общественное мнение и общественные организации. В доперестроичный период отношения к молодежному браку было негативным, то есть молодежный брак считался социально неустойчивым, а именно молодежная семья находилась на родительском попечении, кроме того, молодожены испытывали порицания не только со стороны родителей, учителей, но и со стороны сверстников, комсомольской и общественной организаций. В настоящее время отношения к молодежному браку не столь отрицательное, как раньше. Созданы много знаков о браке. К новому законодательству о браке можно отнести семейный кодекс РФ, принятый 1 марта 1996 года, а также статья гражданский кодекс РФ часть 1, который принят 21 октября 1994 года, а также статья 26, 27 конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным уголовным делам.