Мониторинг Рынка Труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:01, реферат

Описание работы

До сих пор не существует единого и четкого определения мониторинга. В первую очередь, множество подходов к определению понятия мониторинга связано с применением его в самых различных областях деятельности общества. Согласно Социологическому энциклопедическому словарю, мониторинг — «форма организации проведения социологических исследований, обеспечивающая постоянное получение социологической информации о состоянии определенного социального процесса или социальной ситуации»

Содержание работы

Введение....................................................................................3
Рынок Труда...............................................................................4
Мониторинг Рынка Труда.........................................................5
Заключение................................................................................8
Список литературы....................................................................9

Файлы: 1 файл

Мониторинг Рынка Труда.docx

— 22.01 Кб (Скачать файл)

Оглавление

  1. Введение....................................................................................3
  2. Рынок Труда...............................................................................4
  3. Мониторинг Рынка Труда.........................................................5
  4. Заключение................................................................................8
  5. Список литературы....................................................................9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

Эффективное управление сферой занятости населения предполагает периодическое отслеживание результатов  управления — проведение мониторинга  рынка труда (со всеми сопутствующими показателями и критериями) и соответствующую  корректировку управляющих воздействий.

До сих пор не существует единого и четкого определения мониторинга. В первую очередь, множество подходов к определению понятия мониторинга связано с применением его в самых различных областях деятельности общества. Согласно Социологическому энциклопедическому словарю, мониторинг — «форма организации проведения социологических исследований, обеспечивающая постоянное получение социологической информации о состоянии определенного социального процесса или социальной ситуации»

Проблематика, связанная  с организацией мониторинга занятости  населения, приобрела особую значимость в связи с принятием ряда положений (Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о  Всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы» 22 марта 1995г.; «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» от 1 июня 2000г.; «О мониторинге социально-экономического потенциала семей» от 14 декабря 1994г.

Целью данного исследования является изучение мониторинга рынка  труда.

Объектом исследования является рынок труда.

 

 

 

 

 

 

 

Рынок Труда

Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Функции рынка труда

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка  труда:

Социальная функция —  заключается в обеспечении нормального  уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства  производственных способностей работников.

Экономическая функция —  рынка труда заключается в  рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании  труда.

Спрос и предложение труда

Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.

Спрос на рабочую силу находится  в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая  определяется как отношение номинальной  зарплаты к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.

Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих.

Предложение труда зависит  от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный  угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда  увеличивается.

 

Мониторинг  Рынка Труда

В соответствии с Положением о Всероссийском мониторинге  социально-трудовой сферы, мониторинг представляет собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере.

Мониторинг является одним  из инструментов разработки государственной  социальной политики.

Особая актуальность мониторинга  качества занятости на данном этапе  социально-экономического развития общества определяется необходимостью решения  таких задач:

1) непрерывное наблюдение  за состоянием социально-трудовой  сферы и получение оперативной  информации о ней;

2) объединение информационных  протоколов, формируемых различными  органами исполнительной власти, участвующими в мониторинге;

3) своевременное выявление  изменений, происходящих в социально-трудовой  сфере, и факторов, вызвавших их;

4) предупреждение негативных  тенденций, ведущих к формированию  и развитию очагов напряженности;

5) осуществление краткосрочного  прогнозирования развития важнейших  процессов в социально-трудовой  сфере;

Таким образом, задачи мониторинга-это:

* получение адекватной  информации о состоянии рынка  труда в городе в целом и  по отдельным территориям (районам);

* получение информации  о различных процессах, оказывающих  сдерживающее или усиливающее  влияние на рынок труда и  взаимодействующих с ним;

* создание информационного  банка данных о развитии основных  составляющих рынка труда, позволяющего  проанализировать динамику развития, выявить тенденции;

* выявление причин, вызывающих тот или иной характер  развития рынка труда;

* обеспечение в  установленном порядке органов  управления, предприятий, граждан  информацией, полученной при осуществлении  мониторинга.

 

Основными источниками данных для мониторинга качества занятости  являются следующие:

— государственная статистическая отчетность;

—ведомственная и внутриведомственная  отчетность и отчетность управления по труду и занятости населения  и департамента федеральной государственной  службы занятости населения. Следует  учитывать, что государственные  службы не могут полностью отражать в статистической отчетности все  имеющиеся у них данные, поэтому  при проведении мониторинга следует  использовать данные внутриведомственной  статистики: балансовые расчеты трудовых ресурсов, данные отчетов по мероприятиям содействия занятости, данные о вакансиях  и др.;

— выборочные социологические  обследования домохозяйств (занятого, незанятого населения и работодателей). Наличие социологической информации является необходимым условием проведения мониторинга, так как ее анализ позволяет  оценить и спрогнозировать ситуацию с состоянием качества занятости  на конкретной территории, выявить  социальные изменения, происходящие в  сознании людей, их адаптацию, наиболее острые проблемы качества занятости  населения, направления снижения напряженности  на рынке труда. В связи с этим целесообразно организовать специальные  выборочные обследования. В соответствии с рекомендациями Международной  организации труда их следует  проводить периодически (как правило, 1-2 раза в год). Результаты таких обследований позволят определить удовлетворенность  людей трудом, занятостью, выявить  их основные стратегии на рынке труда, оценить дополнительную занятость  и занятость в теневой экономике, динамику спроса на рабочую силу, в  том числе в профессиональном разрезе и т.д.;

— другие мониторинги и  выборочные обследования, по которым  может быть получена дополнительная информация, характеризующая рынок  труда, качество занятости. Для осуществления  сравнительного анализа и оценки результатов мониторинга целесообразно  использование данных мониторингов рынка труда по различным регионам России. Однако использованию данных, полученных из различных источников, должны предшествовать их сопоставление, увязка и логический контроль полученных результатов.

Важным моментом организации  и проведения мониторинга является выбор его направлений и определение  по каждому из них набора показателей. Самая большая сложность заключается  в том, что, кроме чисто экономических  показателей, которые регистрируются статистическими органами, необходимо отслеживать и показатели, характеризующие  социальные процессы. В этой связи  необходимо предпринять такие шаги:

1) на старте каждого  этапа мониторинга прогнозировать  обобщенную картину ожидаемых  сдвигов в динамике социально-трудовой  сферы на ближайшую перспективу  с тем, чтобы четче представить  те процессы и отражающие их  показатели, на которых нужно  сконцентрировать внимание;

2) отслеживая сдвиги по  итогам конкретного периода, последовательно  вычленять и изучать факторы,  предопределившие их, включая и  те, которые лежат за пределами  указанной сферы, но существенно  влияют на нее (целесообразно  использовать результаты мониторингов  в иных областях экономики);

3) опираясь на полученную  информацию, обосновывать оценку  ситуации и предложения относительно  стратегии государственного регулирования  социально-трудовой сферы, а также  подготовку соответствующих нормативных  актов.

 

 

 

 

 

Заключение

Рынок труда — важная многоплановая сфера экономической и экономико-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, гарантия занятости, возможность получения образования, профессионального роста и т.д.

В свою очередь, мониторинг качества занятости как научно организованное систематическое наблюдение за взаимосвязанными процессами качества занятости, основанное на едином методологическом подходе к сбору, обработке, анализу входных данных конкретного элемента качества занятости, проводимое с определенной регулярностью для каждого элемента качества занятости, должен стать необходимым звеном во время подготовки, принятия и контроля решений в структурах хозяйственного управления, законодательной, исполнительной и судебной властей.

Выделенные задачи мониторинга  качества занятости определяют его  актуальность и значимость для данного  этапа развития общественных отношений, направлены на объективную и комплексную  оценку состояния качества занятости  конкретной территории, предупреждение и предотвращение его нежелательного развития, оптимизацию динамики составляющих элементов качества занятости населения. Использование в мониторинге  качества занятости населения разнообразных  источников информации, предоставляющих  и статистические (официальные), и  социологические данные, позволяет  более полно исследовать данные процессы на новом качественном уровне. При этом наблюдается объективная  необходимость создания на уровне органов  власти и управления специальных  мониторинговых служб, занимающихся систематизацией  полученных в ходе мониторинга данных, их обработкой и представлением в  виде, пригодном для использования  на всех этапах принятия решений соответствующими органами власти.

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Антосенков Е. Мониторинг социально-трудовой сферы ,1998.
  2. Научные записки НГАЭиУ – Новосибирск, 2004, выпуск 1
  3. Лотова И. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы : концептуальные аспекты , 2000
  4. Варгин Н. Л. Прогнозирование рынка труда и занятости населения в регионе : монография. Ижевск, 2003.

Информация о работе Мониторинг Рынка Труда