Мораль и нравственность в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:17, реферат

Описание работы

Разобраться в том, что такое нравственность и что такое мораль, пытались мыслители древности, продолжают пытаться познать это и гении современности. Аристотель, Ларошфуко, Моруа и Паскаль не смогли прийти к единому мнению.
Гегель под моралью понимает субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью - сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль - то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность - то какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно найти примерную разницу между этими двумя понятиями: мораль - это внешние установки общества, нравственность же - внутренне качество человека. Но разве может существовать одно без другого?

Файлы: 1 файл

мораль и нравственность.docx

— 26.61 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И.ГЕРЦЕНА

ВОЛХОВСКИЙ  ФИЛИАЛ 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН 
 
 

Проблемный  реферат на тему «Мораль и нравственность в современном обществе»

 по  дисциплине «Социология» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 2 курса

специальности "Иностранный язык"

Карпова Дарина 
 

Проверил: доцент А.П.Фомин

Дата:_______________________________ 
 
 
 

г.Волхов. 2011г.

Введение

Мораль и нравственность современного общества, в чем они заключается? Каковы их принципы? На что они направленны? Какие проблемы возникают в связи с изменением духовных ценностей? На эти вопросы я хочу найти ответы в ходе выбранной мною работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Абсолютно безнравственного нет ничего на свете»

Ф. Энгельс 

«Мораль…  никогда не падает и не рушится, она  просто меняется» 

А. Никонов 

Разобраться в  том, что такое нравственность и  что такое мораль, пытались мыслители  древности, продолжают пытаться познать  это и гении современности. Аристотель, Ларошфуко, Моруа и Паскаль не смогли прийти к единому мнению.

Гегель  под моралью понимает субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью - сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль - то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность - то какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно найти примерную разницу между этими двумя понятиями: мораль - это внешние установки общества, нравственность же - внутренне качество человека. Но разве может существовать одно без другого?

Духовная сторона  жизни человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как дополнительное средство ориентации в этом мире, а также взаимодействия с ним. Иначе говоря, все мыслительные операции формируются в результате своеобразного переноса внешнепредметных действий во внутренний идеальный план. Например, воспитание есть не что иное, как внушение ребенку социальных норм и ценностей, принятых в обществе, а значит - морали. Собственную мораль внушает нам с возрастом и религия. Так откуда этим нормам взяться внутри нас? Только извне. Так, может быть, нравственность - это проекция морали общества внутрь человека?

Многоженство. В  России - абсолютно безнравственное, да еще и противоречащее закону занятие. В мусульманских странах - норма, воспринимаемая как благо.

Женщина в брюках. Для мусульман - мерзкое, противное  Аллаху зрелище. Для американца - символ свободы и женской сексуальности.

Геи. Для Васи с Чуркина – «недоразвитые извращенные существа с психическими отклонениями, мерзкие и неприятные». Для Леры из Москвы – «нормальные парни, милые, и с ними хоть поговорить можно». 

Мораль Современного общества (в отличие от религиозной  морали) — это мораль, основанная на разуме. Такая мораль эффективнее морали на основе эмоций: эмоции работают автоматически, тогда как разум позволяет действовать более тонко в зависимости от ситуации (при условии, разумеется, что разум наличествует). Точно также как человеческое поведение на основе эмоциональной нравственности эффективнее животного поведения на основе врожденных инстинктов.

Нравственность  Современного общества основана на простых  принципах:

1) Разрешено  все, что не нарушает непосредственно  прав других людей.

2) Права всех  людей равны.

Поскольку главный  лозунг Современного общества — «максимум счастья для максимального числа людей», то моральные нормы не должны быть препятствием для реализации желаний того или иного человека — даже если кому-то эти желания не нравятся. Но только до тех пор, пока они не наносят ущерба другим людям.

Все вышеприведенные  рассуждения фактически направлены на расширение индивидуального выбора людей, но не учитывают возможных  отрицательных общественных последствий  такого выбора. Например, если общество признает гомосексуальную семью нормальной, то часть людей, которые ныне скрывают свою сексуальную ориентацию и имеют гетеросексуальные семьи, перестанут это делать, что может отрицательно повлиять на рождаемость. Если мы перестанем осуждать употребление наркотиков, то количество наркоманов может увеличиться за счет тех, кто ныне избегает наркотиков из страха наказания. Свобода слова приводит к тому, что начинает публиковаться порнография и сцены жестокости. Многие люди считают, что это, в свою очередь, отрицательно влияет на семейные ценности и поощряет к насилию. В 1969 году Дания отменила все ограничения на порнографию, и количество преступлений на сексуальной почве сразу пошло вниз. Так, с 1965 по 1982 год число таких преступлений в отношении детей сократилось с 30 на 100 тысяч жителей до 5 на 100 тысяч. Аналогичная ситуация наблюдается и в том, что касается изнасилований. 

Следует ли бороться с негативными явлениями путем  введения запретов и применения насилия  в случае их нарушения? Как правило, негативные и позитивные результаты развития взаимосвязаны и невозможно бороться с негативом без разрушения позитива. Поэтому в тех случаях, когда такая борьба оказывается успешной, общество платит за это отставанием в развитии — причем негативные тенденции просто переносятся на будущее.

Более конструктивным представляется иной подход. Необходимо без эмоций изучить закономерности общественных изменений и понять, к каким положительным и отрицательным  последствиям они ведут. Увеличение свободы всегда приводит к тому, что некоторые люди употребляют ее себе во вред. Например, возможность приобретать водку ведет к появлению алкоголиков, свобода выбирать образ жизни приводит к появлению бомжей, сексуальная свобода увеличивает число заболевших венерическими болезнями. Поэтому более свободные общества всегда обвиняются «нравственном разложении» и т.п. Однако большинство людей достаточно

рациональны и употребляют свободу себе во благо. В результате общество становится более эффективным, развивается быстрее.

Нравственные  ценности Современного общества заметно  отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и «не прелюбодействуй» (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с Библией, но и с установками других религий.

У Современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах  были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные):

- «не ленись, будь энергичен, всегда стремись  к большему»;

- «саморазвивайся, учись, становись умнее — тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;

- «добивайся  личного успеха, достигай богатства,  живи в достатке — тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;

- «не доставляй  другим неудобств, не лезь в  чужую жизнь, уважай личность  другого и частную собственность».

Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, — к «непотребительскому» отношению к другим людям (т.к. главный ресурс — свои способности — за счет других увеличить невозможно).

Но наше общество забыло о Боге.  Некоторые считают его абстрактным понятием  -  верят во вселенский разум,  Сверх-Я и т.д., считают, что неважно во что верить, главное заполнить свою душу этим чувством. Но это не совсем так. Чувство Божественного присутствия должно быть присуще каждому. Отчуждение и бездушность разрушают жизнь и толкают людей к поиску того, что заполнит их жизнь чем угодно – наркотикам, алкоголю. Если это надоедает, то и самоубийству как к последнему выходу. Современное общество обязано начать духовно-нравственное возрождение. Образование должно поставить цель развивать не только умственные способности и интеллект человека, но и учить человека обретению самого себя, человеческого образа, что позволит ему быть самим собой и разделять добро и зло.   В педагогике понятия «духовности» и «нравственности» обычно связывают воедино и в этом есть глубокий смысл. Так, в самом общем виде, нравственность – это следствие и причина уклада жизни человеческих сообществ; именно здесь живут нормы, ценности и смыслы человеческого бытия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Для рассмотрения нравственности я взяла пример нашей  страны. В качестве одного из наиболее очевидных следствий безнравственного состояния общества Росси стремительное  распространение пьянства и алкоголизма, ведь как мы знаем, Россия находится  на первом месте по потреблению алкоголя на душу населения. В список бедствий стоит внести наркоманию и инфекционные заболевания, пришедшие с началом  ХХ века.

Тревогу вызывает тенденция ослабления главных функций  семьи – воспроизводства и  социализации детей. Ухудшение демографической  ситуации, рост количества детей, рожденных  вне брака, количества разводов, а  также существенные изменения во взглядах на брак, на роль матери и отца в духовном благополучии ребенка  – все эти факторы носят  устойчиво-регрессирующий характер.

Помимо этого  всюду царит обман, культура «надувательства», коррупция проникла во все аспекты жизни, контрафактная продукция заполонила рынок, даже лекарства подделывают, не говоря о некачественных продуктах питания. В современном мире покупается и продается почти все, даже честь и жизнь человека. Можно купить экзамены, дипломы, спортивные победы… всего и не перечислить.

Все это влияет на эмоциональное состояние людей  и ведет к еще большему снижению нравственного и духовного уровня, что заставляет беспокоиться за судьбу страны.

Конечно, мир  не без добрых людей. Однако можно  часто услышать: «А что мне это  даст? Что я с этого буду иметь?».

Дух эгоизма  стал принципом жизни. Все больше и больше общественные отношения  между людьми регулируются личной выгодой, корыстными целями, эгоистическими интересами. Все меньше людей прислушиваются к голосу своей совести, не руководствуются  принципами чести и порядочности.

В этом и заключается  проблема нравственности современного общества. Где найти «панацею»  от деградации человеческой души? Как  объяснить людям «что такое хорошо, а тчо такое плохо»? Главное как сделать такую систему, которая бы изменила направление нравственности в лучшую сторону, не причинив при этом вреда.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В завершении своей  работы, можно сделать вывод, что перeд современным человеком стоит сложный выбор, как среди происходящих изменений и явлений в жизни общества не совершать аморальных поступков, уметь делать правильные выводы и выбирать действия, основанные на принципах нравственности и духовнoсти, ведь будущее нашего общества зависит от нас самих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источники

Статья М.А.Большакова «Проблема нравственности и духовности в современном обществе». Электронный научно-педагогический и психолого-педагогический журнал «Человек и образование». 

Статья Бескровной Ю. «О морали, нравственности и современном  обществе»

Официальный сайт ВОО «Молодая Гвардия Единой России».

Информация о работе Мораль и нравственность в современном обществе