- Совесть и стыд. Стыд
- важнейшее проявление нравственного
самосознания личности. Моральное
чувство, в котором человек выражает
осуждение своих действий, мотивов
поведения и моральных качеств.
Это своего рода неприязнь
к самому себе, гнев на самого
себя. Стыд - это антипод гордости.
В отличие от Совести он носит
внешний характер. Стыдясь чего-либо, человек
оценивает себя со стороны. Стыд является
важным регулятором поведения людей, основанным
на общественных моральных нормах. Пробуждение
чувства стыдливости' в своих гражданах
- важнейшая задача государства. К большому
сожалению, нынешнее российское государство
успехами в решении этой задачи похвастать
не может! Стыд по определению В.И. Даля
- суть внешнее проявление Совести, внутреннего
судьи каждого нормального человека, который
всегда присутствует рядом и всё знает
о подопечном. В этом смысле Совесть тождественна
понятию Бог. Этот неусыпный внутренний
контролёр постоянно оценивает деятельность
человека на предмет её соответствия моральным
нормам, наказывая в случае их нарушения
мучениями Совести, а при необходимости,
поощряя чувством гордости. Стыд и Совесть
связаны неразрывно. Человек, лишённый
чувства Стыда лишен внутреннего контролёра.
Общество же утратившее Стыд и Совесть
теряет важнейший рычаг управления. Известно,
что до появления римского права человеческое
общество неплохо управлялось законами
морали под контролем исключительно людской
Совести. При этом не требовались такие
государственные институты как полиция,
прокуратура, суд и система исполнения
наказаний. Сегодня мы являемся свидетелями
того, как в результате утраты морального
регулятора жизни в России, несмотря на
значительное увеличение аппарата насилия,
преступность неизмеримо возросла в сравнении
с царскими и советскими временами. Административный
регулятор явно не справляется со своей
задачей! Однако государство не заботится
о возрождении регулятора нравственного.
На 11 вопрос: почему? - пусть ответит сам
читатель! В этой краткой статье не ставилась
задача детальной разработки морального
кодекса русского человека XXI века. Автор
только попытался обратить внимание читающих
и мыслящих сограждан на важность проблемы,
наметить возможные пути её решения и
указать на наиболее значимые, по его мнению,
моральные качества, которых всем нам
сегодня так не хватает. В статье совершенно
не рассматривались моральные качества
личности, по мнению автора, вредные обществу.
Решение проблемы восстановления морального
регулятора жизни российского общества
видится в детальной разработке морального
кодекса русского человека, широком его
обсуждении в СМИ и дальнейшем принятии
на всенародном референдуме. На следующем
этапе государством должна быть принята
комплексная программа воспитания высоконравственного
человека и жёсткого контроля за исполнением
моральных законов всеми без исключения
гражданами России.
Права — понятие этическое,
а мораль — дело выбора.