Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 20:04, курсовая работа
В недавнем прошлом получение второго высшего образования было большой редкостью, скорее исключением из правил. Система государственного высшего образования, которое было полностью бесплатным, не предусматривала возможностей поменять полученную специальность для тех, кто разочаровался в ней, или хотел бы выбрать для себя новую сферу деятельности, желал бы иметь большую зарплату или достичь более высокого статуса в обществе.
Социологическое
Тема: Мотивация второго высшего образования
1. Описание проблемной ситуации:
В недавнем прошлом получение второго высшего образования было большой редкостью, скорее исключением из правил. Система государственного высшего образования, которое было полностью бесплатным, не предусматривала возможностей поменять полученную специальность для тех, кто разочаровался в ней, или хотел бы выбрать для себя новую сферу деятельности, желал бы иметь большую зарплату или достичь более высокого статуса в обществе. Сложившаяся в стране система повышения квалификации также в основном не предполагала переподготовку кадров по новым специальностям, а была нацелена преимущественно на квалификационное совершенствование в соответствии с полученным образованием. Получалось, что, поступая в вуз, человек выбирал себе специальность на всю жизнь. Но кто, скажите, был гарантирован от ошибок в столь серьезном выборе? В связи с этим в последние годы получение второго высшего образования нашло среди специалистов широкое распространение и популярность. То, что в недавнем прошлом было довольно редким явлением, сегодня обрело массовый характер. За студенческие парты вновь сели люди, даже наиболее «продвинутые» в рыночной экономике, достигшие высокого социального статуса и имеющие соответственно высокий уровень материального обеспечения. Это и «первые лица» банков, крупных коммерческих фирм, государственных предприятий, и представители властных структур, депутаты и т.п.. Их потребность в продолжении образования обусловлена часто нехваткой современных конкретных знаний для принятия безошибочных решений, грамотного управления людьми.
В то же время насущную потребность в получении второго высшего образования ощутили люди, чья специальность утратила актуальность и не пользуется спросом в условиях рынка; они надеются заиметь новую, «рыночную» специальность, которая позволит им найти высокооплачиваемую работу, сделать карьеру и занять достойные статусные позиции в обществе.
Среди тех, кто также не довольствуется достигнутым образовательным уровнем, есть и третья категория - это люди, которые уже имеют вполне устраивающую их должность и зарплату, но работают не по той специальности, которую им предоставило первое высшее образование. К этой категории относятся, например, главные бухгалтеры с педагогическим или медицинским образованием, заместители директоров производственных и коммерческих фирм с гуманитарным или естественнонаучным образованием. Для того чтобы «закрепиться» в должности, им необходим диплом по новой экономической специальности, поэтому они принимают решение получить второе высшее образование.
Для того, чтобы понять феномен «второго высшего», необходимо проанализировать прежде всего те факторы, которые повлияли на мотивацию взрослых людей, имеющих высокий образовательный уровень, не останавливаться на достигнутом, а продолжить образование.
2. Проблема исследования:
Проблема - это сложный вопрос, требующий изучения, исследования и решения. Проблема данного социологического исследования заключается в изучении необходимости выбора второго высшего образования, для успешного процветания в финансовом плане.
3. Цель исследования:
Цель исследования – понять феномен «второго высшего» в нашем городе.
4. Задача исследования:
Проанализировать (с помощью анкетного и социального опроса), прежде всего те факторы, которые повлияли на мотивацию взрослых людей, имеющих высокий образовательный уровень, не останавливаться на достигнутом, а продолжить образование.
5. Объект исследования:
Студенты в возрасте 20-45лет получающие второе высшее образование по специальностям: финансы и кредит; бухгалтерский учет, Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном).
6. Предмет исследования:
Второе высшее образование
7. Гипотеза исследования:
Мы считаем, что в наше время стало актуальным – второе высшее образование как среди молодежи, так среди старшего поколения. Не секрет, что молодые специалисты, недавно окончившие вуз, и состоявшиеся профессионалы, за плечами которых немалый опыт практической деятельности, получают дополнительное образование, преследуя разные цели:
-нехватку конкретных знаний, чтобы
занимать нынешнюю должность,
хорошо разбираться в
-настоящее время они работают не по той специальности, по которой ими получено первое высшее образование, и для того, чтобы «закрепиться» в должности в условиях конкуренции, им необходим диплом по новой специальности.
-сделать карьеру.
-прежние знания устарели, не
соответствуют изменившимся
- первая специальность не пользуется спросом в современной рыночной экономике.
- решение продолжить образование - делают это, прежде всего для себя, и не рассчитывают на какую-то выгоду.
-конкуренция на рынке труда: молодежи и старшего поколения.
8. Расчет выборочной совокупности:
В нашем исследовании
генеральной совокупностью