Мотивирование волонтеров. Способы мотивирования волонтеров, назовите наиболее эффективные из них

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 00:30, контрольная работа

Описание работы

Последнее десятилетие в современном обществе произошло большое количество социальных, культурных, а также экономических изменений. Вследствие этого возникла тенденция все большего увеличения количества социальных проблем и возрастания социального неблагополучия. Поэтому, большое значение для населения стали иметь организации, учреждения, а также службы, целью которых является оказание социальной помощи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Определение содержания понятия "мотивация"…………………………..3
2. Основные характеристики субкультуры волонтеров…………………….7
3.Проблема мотивации волонтеров в социальной и гуманитарной литературе……………………………………9
4. Способы мотивации волонтеров в учреждениях социальной помощи…10
Заключение……………………………………………………………………...11
Список использованной литературы…………………………………………14

Файлы: 1 файл

мотивация.docx

— 28.04 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОДОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социальной работы и менеджмента

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ:

«Волонтерство в социальной работе»

«Мотивирование волонтеров. Способы мотивирования волонтеров, назовите наиболее эффективные из них»

 

 

 

 

Група ЗИС 111

 

                                                                                           Савинова Любовь Петровна

 

 

Проверил:    

 

 

 

 

Одесса 2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Определение содержания понятия "мотивация"…………………………..3

2. Основные характеристики субкультуры волонтеров…………………….7

3.Проблема мотивации волонтеров в социальной и гуманитарной литературе………………………………………………………………………9

4. Способы мотивации волонтеров в учреждениях социальной помощи…10

Заключение……………………………………………………………………...11

Список использованной литературы…………………………………………14

 

Введение

 

Последнее десятилетие в современном обществе произошло большое количество социальных, культурных, а также экономических  изменений. Вследствие этого возникла тенденция все большего увеличения количества социальных проблем и  возрастания социального неблагополучия. Поэтому, большое значение для населения  стали иметь организации, учреждения, а также службы, целью которых  является оказание социальной помощи. Однако, вследствие очень широкого спектра проблем населения, а  также большого числа клиентов, в  организациях все больше и больше востребуется волонтерская (добровольческая) деятельность. У социальных служб  возрастает необходимость привлечения  на добровольческую работу большего количества волонтеров. При этом очень  большое значение имеет мотивация, стремление волонтеров добровольно  работать в той или иной социальной службе. Часто добровольцы, обладая  подходящими для социальной работы культурными нормами и ценностями, не имеют необходимого стимула, мотивации  для полноценной добровольческой  деятельности. В то же время для  специалистов социальных служб и  организаций актуальной становится значимой проблема отбора волонтеров на добровольческую деятельность. Поэтому  актуальной проблемой является выявление  особенностей мотивации волонтеров, работающих в социальных службах.

 

1.1 Определение содержания понятия  "мотивация"

 

В книге "Основы менеджмента" американских специалистов по менеджменту М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хэдоури дается определение  мотивации: «Мотивация - это процесс  стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей. Мотивация  необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. Внешние средства, которые в той или иной мере побуждают человека в процессе труда, называются стимулами. Любой стимул определенным образом воспринимается конкретным человеком, и «проходит через его сознание» и может побуждать его к деятельности.

Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Согласно теории Маслоу "пять основных типов потребностей (первичные - физиологические, безопасности, и вторичные - социальные, успеха, самовыражения), образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека". Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня.

Теперь, чтобы более целостно разобраться  с сутью, а также функциями  данного термина, необходимо подробно осветить теории мотивации.

Российский  психолог Г.Б. Казначевская в одной  из своих работ, связанной со стимулированием  и мотивацией, пишет: «Чтобы на практике эффективно выполнять функцию мотивации, руководитель должен овладеть современными моделями мотивации с учетом человеческого  поведения и механизмов побуждения к тому или иному действию». Казначевская разделяет теории мотивации на две части - теории содержания мотивации и теории процесса мотивации. Для понимания данных теорий необходимо уяснить смысл двух основных понятий - «потребности» и «вознаграждения».

Казначевская  обращает внимание на то, что потребности  можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. "Менеджеры используют внешние вознаграждения, которые даются организации (денежные выплаты, продвижение по службе), и внутренние вознаграждения... Получаемые посредством самой работы (чувство успеха при достижении цели, чувство содержательности и значимости выполняемой работы и др.)... Для того, чтобы определить как и в каких пропорциях нужно применять внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, управляющий должен установить, каковы потребности работников. В этом состоит цель содержательной теории мотивации". Из этой группы теорий мы кратко остановимся на трех: теории иерархии потребностей А. Маслоу, теории двух факторов Ф. Герцена и теории приобретенных потребностей Ф. Мак-Клелланда.

Иерархическая теория, предложенная в 40-е годы психологом Абрахамом Маслоу, утверждает, что  пять основных типов потребностей образуют иерархическую структуру, которая  во многом определяет поведение человека... В работе Казначевской дается краткая  интерпретация данной теории: "Нижние ее степени образуют первичные потребности (базовые). Потребности третьей, четвертой  и пятой ступени являются высшими. 1. Основные физиологические потребности  удовлетворяются деньгами... Таким  образом, здесь следует использовать материальные стимулы (заработная плата, премии); 2. Потребность в безопасности – это сохранение жизни и здоровья, уверенность в завтрашнем дне, в  пенсионном обеспечении и т.п.; 3. Социальные потребности – потребность  быть принятым в коллективе, получить поддержку, доброжелательное отношение людей". "Согласно концепции А. Маслоу, потребности более высокой ступени возникают и начинают выступать мотивирующим фактором, если удовлетворены хотя бы частично потребности предыдущей ступени. Потребности более высокого уровня становятся актуальными, если в достаточной мере удовлетворены базовые – 1, 2 ступеней... Как однажды писал знаменитый психолог А. Морит: "Людям нужны деньги, но они хотят получать удовольствие от работы и гордиться ею".

Российский  специалист по менеджменту Н.В. Ходырева в своей работе "Менеджмент в  некоммерческих организациях", также  рассматривает одну из теорий мотивации: "Иерархическую" схему А. Маслоу дополнил Ф. Мак-Клелланд, введя понятия  потребностей во власти, успехе и причастности... Таким образом, эта теория делает упор на потребности высших уровней: потребность власти – это желание воздействовать на других людей. Люди с такой потребностью чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, отстаивающие свои первоначальные позиции, не боящиеся конфронтации. Они требуют к себе повышенного внимания... Их часто привлекает управление, так как оно дает возможность проявить и реализовать себя"… Автор добавляет, что потребность успеха (достижения) удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Такие люди рискуют умеренно, любят брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы.

Термин "мотивация" определяется специалистами  как процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей. Это стимулирование необходимо для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. Стимулами (мотивами) называются внешние, а также  внутренние средства, в той или  иной степени побуждающие человека в процессе труда. Мотивация тесно  связана с потребностями человека. Потребности образуют иерархию, которая  определяет поведение человека. Потребности  высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично, потребности нижнего уровня. Существует ряд теорий мотивации, которые  делятся на два вида: теории "содержания мотиваций", к которым относятся  теория А. Маслоу (касающаяся иерархии потребностей), теории "двух факторов" Ф. Герцена, теории приобретенных потребностей Ф. Мак-Клелланда. Вторая группа - "процессуальные" теории. Мотивация также делится  на внутреннюю и внешнюю.

 

 

 

 

2. Основные характеристики субкультуры волонтеров

 

"Субкультура  - культура четко определенной  части внутри большого общества. Считается, что она отражает  доминирующие культурные модели  большего общества, но имеет, кроме  того, специальные, отличные от  обшей культуры ценности, нормы и обычаи".

"Альтруизм  (от франц. "другой") - бескорыстная  забота о благе других и  готовность жертвовать своими  личными интересами (противоположность  эгоизму)".

Деятельность  волонтеров часто называется "волонтерство", или "добровольчество". "Добровольчество... это бескорыстная деятельность "в  чужом интересе" - такое определение  можно дать волонтерству. Это забота о других без вознаграждения, какого-то материального поощрения". "Движение волонтеров / добровольцев - это термин, часто используемый для обозначения  всех общественных объединений, связанных  с деятельностью на добровольческих  началах. Оно включает в себя национальные и международные группы, имеющие  специфические предназначения для  филантропических пожертвований, осуществляемых как религиозными, так и светскими  организациями". Психолог Потапова обращает внимание на то, что "такие  понятия как волонтерская, добровольческая, благотворительная, некоммерческая (НКО), неправительственная (НПО), негосударственная (НГО), общественная организация (фонд, движение, ассоциация, союз), определяют различные формы общественных объединений - от неформальных групп самопомощи до больших формальных организаций... Их принято называть организациями "третьего сектора" (некоммерческий, неприбыльный, добровольческий)". Далее  Потапова отмечает, что волонтерская группа имеет ряд отличий от трудовых коллективов первых двух секторов, отличающих "НКО" от государственных  организаций: "1. волонтерская работа имеет одновременно признаки, как  минимум, трех видов деятельности, - трудовой, поскольку в процессе деятельности решаются определенные задачи по профилю организации, связанные с оказанием услуг, выполнением некоторого объема работ, досуговой, поскольку деятельность протекает в свободное от основной занятости время; учебной, поскольку волонтерская деятельность часто бывает не связанной с профессиональной подготовкой участников и требует более или менее длительного до начала и во время работы". Также автор приводит еще несколько отличий: "Еще одно отличие в том, что волонтерская деятельность имеет некоторые черты, свойственные коммерческому сектору - цели деятельности группы задаются не централизованно и иерархично, а вырабатываются внутри нее самой, присутствует свобода в выборе направления, стратегии, тактики деятельности; также отмечают наличие широкого спектра мотивов включения человека в деятельность общественного объединения».

Волонтеры - это люди, осуществляющие благотворительную  деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах  благотворительной организации. Они  могут действовать либо неформально, работать бесплатно, как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального  обеспечения, или являться членами  добровольческих ("волонтерских") организаций. Работа волонтеров предполагает реализацию деятельности без вознаграждения. Основными характеристиками субкультуры  волонтеров является, в первую очередь, бескорыстная, безвозмездная деятельность, добровольческий труд. Работать на волонтерской основе - значит работать бесплатно, безвозмездно. Из этого следуют  характеристики и самих людей, занимающихся волонтерской деятельностью. Как правило, люди, начинающие заниматься работой  на добровольных началах, стремятся  достичь несколько целей. Это  и самореализация, утверждение своего "Я"; это и желание помогать другим людям безвозмездно, желание  поделиться пережитой проблемой, жажда  новых знаний. Волонтеры работают не ради материальной прибыли, но ради удовлетворения своих социальных потребностей. Субкультура волонтеров также характеризуется непринужденностью труда добровольцев. Человек может работать безвозмездно только лишь по собственному желанию и согласию.

 

 

3. Проблема мотивации волонтеров в социальной и гуманитарной литературе

Волонтерская  деятельность нуждается в постоянном поощрении, мотивации. Специалисты  организации, в которой работают волонтеры, должны поощрять своих добровольцев различными способами. Поощрение должно быть направлено на дальнейшую мотивацию  к работе волонтеров. Руководители учреждений, в которых работают волонтеры, должны заниматься мотивацией, исходя, главным образом, из мотивационных  ориентаций самих добровольцев. Специалисты  выделяют несколько таких установок: возможность карьерного роста, возможность  управления, организации. К числу  приоритетных ценностей волонтеров относится: благополучие в семье, возможность  для самосовершенствования, самореализации, общение, получение знаний, взаимоотношения  с коллегами. Также одной из самых  распространенных установок является ориентация на предпринимательство (имеется  ввиду не столько стремление к  прибыли, сколько стремление создавать  и строить нечто новое, реализация каких-то новаторских идей). Специалисты  отмечают также основные потребности, мотивы к вступлению в волонтерство. Во-первых, это стремление справиться с личными, а также семейными  проблемами; во-вторых, это удовлетворении потребности в самосовершенствовании  и самореализации; и в-третьих, это  возможность широкого социального  и профессионального общения. Специалисты  подчеркивают, что одни потребности  волонтеров нуждаются в удовлетворении, тогда как другие могут быть не вполне осознанны и нуждаются  в прояснении, а третьи требуют  специального формирования. личностный рост добровольцев, направленный на формирование внутренней мотивации к добровольной деятельности, должно стать приоритетной задачей руководителей общественной организации.

Информация о работе Мотивирование волонтеров. Способы мотивирования волонтеров, назовите наиболее эффективные из них