Мотивы поступления в университет и получение высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:03, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Фундаментальные перемены в мире во второй половине XX века привели к тому, что проблемы образования переросли национальные рамки и стали глобальными. В то же время они со всей очевидностью показали необходимость обновления и реформирования систем образования, поиск новых подходов к образовательной политике. Учебно-образовательная деятельность превратилась в массовую, стала обязательным личностным компонентом жизни человека, определяющим, в частности, способ его существования и образ мыслей, в первостепенный фактор сохранения жизни социума на Земле, экономического и политического и духовного его развития. Это объясняет интерес отечественной и зарубежной научной общественности к судьбе и роли образования в жизни общества.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 29.99 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Ф.СКОРИНЫ

 

КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

 

«МОТИВЫ ПОСТУПЛЕНИЯ  В УНИВЕРСИТЕТ И ПОЛУЧЕНИЕ  ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили студентки

исторического факультета

группы И-51:                                                                     Каученко М.В.

Афанасенко Е.В.

 

 

Научный руководитель:                                                   Вороненко А.И.

 

 

 

 

 

 

Гомель 2012

 

Программа исследования

1. Актуальность  темы исследования. Фундаментальные перемены в мире во второй половине XX века привели к тому, что проблемы образования переросли национальные рамки и стали глобальными. В то же время они со всей очевидностью показали необходимость обновления и реформирования систем образования, поиск новых подходов к образовательной политике. Учебно-образовательная деятельность превратилась в массовую, стала обязательным личностным компонентом жизни человека, определяющим, в частности, способ его существования и образ мыслей, в первостепенный фактор сохранения жизни социума на Земле, экономического и политического и духовного его развития. Это объясняет интерес отечественной и зарубежной научной общественности к судьбе и роли образования в жизни общества.

Специфика социально-экономических  и политических перемен в российском обществе, качественные изменения социокультурной  ситуации в стране привели, с одной  стороны, к возрастанию активности и значимости личности, а с другой - к разрушению прежней системы  ценностей, мотивационной структуры  личности. Между тем формирование у молодежи и особенно у студенчества как наиболее образованной и активной ее части новых ориентаций - на гуманистические  ценности, на позитивную мотивацию, на получение образования в его  новой роли для личности и общества - является одним из важнейших условий  успеха идущих в стране перемен, построения цивилизованного общества в Беларуси.

Актуальность темы учебного исследования определяется также тем, что та немногочисленная литература, которая имелась у нас в  прошлом по проблемам мотивации  поступления в университет и  получение высшего образования, носит в значительной мере идеологизированный характер, и потому нуждается в  непредвзятом анализе, сопоставлении  различных точек зрения авторов  по данному вопросу, в выделении  того практического позитивного  опыта, который был накоплен в  прошлые годы.

Проблемы исследования. Высокий интерес к изучению мотивации личности нашел отражение в зарубежной и отечественной научной литературе. Среди зарубежных ученых следует выделить работы М.Вебера, В.Парето, Т.Парсонса, М.Ковингтона, К.Левина, А.Маслоу, Ю.Эткинсона. Среди отечественных авторов - труды В.Г.Асеева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, A.К.Дусавицкого, Ю.И.Леонавичуса, А.Н.Леонтьева, Ю.И.Леонавичуса, B.Т.Лисовского, В.Я.Ляудис, В.С.Мерлина, Л.Л.Рубиной, М.Х.Титмы, Д.Н.Узнадзе.

В социологической литературе, посвященной исследованию образования  и мотивации на него, представляет интерес изучение мотива в соотношении  с ценностными ориентациями, анализ социальных действий личности и группы, проблема классификации и типизации  мотиваций в студенческой среде.

Социология образования  как самостоятельная отрасль  социологической науки сформировалась в СССР еще в 20-30 гг., а затем  в 60-е гг. стала складываться и  большинстве регионах страны. Однако до начала перестройки она сталкивалась с множеством ограничений. Это явственно  обнаружилось, в частности, на X и XI Всемирных социологических конгрессах, когда выявилось заметное отставание отечественной социологии образования от зарубежной в изучении ряда актуальных проблем высшей школы.

Тем не менее, социологами  накоплен большой эмпирический материал, который не всегда, однако, получал  глубокое теоретическое обобщение  и практически очень мало анализировался с точки зрения междисциплинарного комплексного подхода и, в особенности, в связи с теоретическими знаниями в области психологии. Реализация такого междисциплинарного подхода  к эмпирическим и социологическим  исследованиям, их связь с различными теоретическими направлениями во многом обеспечивает более эффективное  решение практических проблем, в  частности, по совершенствованию процесса обучения студентов в вузе.

Отличительная особенность  психологического подхода, широко представленного  в отечественных и зарубежных исследованиях, заключается во всестороннем исследовании мотивации и сопоставлении  ее с такими ранее разработанными понятиями, как стимул, побуждение, инстинкт, эмоция, потребность. Одним  из наиболее распространенных в настоящее  время в психологии является подход с позиций деятельности и концепция  общения (коммуникации), изучение психологических  факторов, влияющих на них. Литература этого плана насыщена практическими  рекомендациями наилучших типов  поведения, стилей деятельности и общения  в обучении.

Проблемы мотивации и, в частности, мотивации студентов  на получение высшего образования  изучаются в общей и педагогической психологии, социальной психологии и  социологии. Оценивая вклад отечественных  и зарубежных авторов в разработку проблемы мотивации, следует отметить, что пока еще нет работ, обобщающих с позиции междисциплинарного подхода  структуру мотива. В настоящее  время недостаточно полно исследованы  проблемы, связанные с проявлением  социальных и культурных факторов, определяющих структуру мотивов, а  также вопросы их эволюции в процессе изменения социокультурных факторов и просто взросления человека. Этим в основном объясняется выбор  проблемы мотивации студентов на получение высшего образования  в качестве комплексного предмета исследования.

В результате того, что не сформировалась окончательная схема, по которой возможны определение, вычленение и структурирование мотивов личности, многие важные мотивы студенчества остаются без внимания. Вследствие этого остается нереализованным огромный потенциал  студента и вуза, чем и обуславливается  необходимость исследования проблемы мотивации и разработки основ  эффективного ее изучения.

2. Объектом исследования выступает эволюция мотивов молодежи поступления в университет и получение высшего образования, обусловленная предшествующей социокультурной традицией, особенностями социальной ситуации современной модернизирующейся Беларуси.

Предметом исследования является анализ феномена "мотив" поступления в университет социологическими методами и выявление особенностей структуры мотивов получении высшего образования.

 

 

3. Выборка: в данном случае целесообразна квотная выборка.

Основной критерий - численность  учащихся студентов (Высших учебных  заведений).

4. Цели и задачи  исследования. Цель исследования - выявить направленность изменения мотивации белорусского студенчества поступления в университет и получения высшего образования, раскрыть ее структурные элементы, а также проанализировать механизм взаимосвязей эволюции мотивации с социально-экономическими и социокультурными изменениями в белорусском обществе.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:

1. выявить потребность  студентов в получении высшего  образования;

2. определить мотивы поступления  в университет;

3.какую роль играет  высшее образование в системе  ценностей белорусского общества;

4. изучить факторы социализации  студентов в отношении образования.

5. Гипотеза.

Студенчество, являясь составной  частью молодежи, представляет собой  специфическую социальную группу, характеризующуюся  особыми условиями жизни, труда  и быта, социальным поведением и  психологией, системой ценностных ориентаций, с определенными социально значимыми  устремлениями и задачами, обладающую присущими только ей особенностями.

Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной  сфере материального или духовного  производства является главным, хотя и  не единственным занятием.

Общность целей в получении  высшего образования, единый характер труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах  вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в  многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями  общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой  возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения - это специфическая черта студенчества.

6. Интерпретация  основных понятий.

 Университет - высшее  учебное заведение, которое: реализует  образовательные программы высшего  и послевузовского профессионального  образования по широкому спектру  направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку  и (или) повышение квалификации  работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических  работников; выполняет фундаментальные  и прикладные научные исследования  по широкому спектру наук; является  ведущим научным и методическим  центром в областях своей деятельности.

Студенчество - особая общественная группа общества, резерв интеллигенции - объединяет в своих рядах молодых  людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня - представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.

 Отличительными чертами  студенчества как общественной  группы являются: характер труда  студентов, заключающийся в систематическом  накоплении, усвоении, в овладении  научными знаниями, и его основные  социальные роли, определенные положением  студенчества как резерва интеллигенции  и его принадлежностью к молодому  поколению - молодежи».

Рассматриваются проблемы лишь студентов высших учебных заведений, так как при изучении особенностей учащихся средних специальных учебных  заведений возникло бы много трудностей при сопоставлении их учебной  деятельности, досуге, мировоззрении  и оценки своей будущей роли в  жизни общества в качестве специалиста.

 

Источники и литература:

1. Антипова В.М. Формирование  мотивов учебной деятельности  студентов в условиях учебно-научного  комплекса вуза. //Проблемы оптимизации  учебного процесса в вузе. Ростов: Изд-во Ростовского университета, 1981.- С. 88-98.

2. Апари H.H., Дуранов М.Е. Профессиональные намерения абитуриентов и мотивы выбора специальности. //Социология образования. Тезисы докладов Всесоюзной научно-методической конференции. Т.2. – Л.: 1990. - С. 42-44.

3. Асанова И.И. Отношение студентов к образованию как общественной ценности. //Социология образования. Тезисы докладов Всесоюзной научно-методической конференции. Т. 1. - Л.: 1990. - С. 23-24.

4. Вершловский С.Г., Лесохина  Л.Н. Методика и организация  социально-педагогического исследования  мотивации учения рабочей молодежи. // Социологические проблемы образования  и воспитания. М.: "Педагогика", 1973. - С. 47-76.

5. Зюзин Д.И., Марьяновская  И.А. Профессиональное самоопределение  студенчества. // Социологические исследования  профессиональной ориентации молодежи. М.: 1975. - С. 59-68.

6. Падалко О.В. Молодые  специалисты с высшим образованием: динамика профессионального самоопределения. // Преемственность поколений: диалог  культур. Материалы международной  научно-практической конференции.  Санкт-Петербург: 1996. - С.224-226.

7. Девятко, И.Ф. Методы  социологического исследования. / И.Ф.  Девятко. – Екатеринбург, 1998.

8. http://www.soclib.ru

 

 

 

 

 

 

Анкета «Мотивы поступления в университет и получение высшего образования»

 Уважаемый участник  опроса!

 Здравствуйте, мы студентки  5-го курса исторического факультета: Каученко Марина и Афанасенко  Елена. Мы проводим социологическое  исследование на тему: «Мотивы  поступления в университет и  получение высшего образования».

 Нас  интересует, какие  изменения в обществе отражаются  в Вашей жизни. Как влияет  изменение общественных условий  на развитие личности? Что изменилось  в облике молодого поколения.  Исследование поможет дать ответы  на эти и другие актуальные  вопросы.

 Результаты исследования  послужат исключительно научным  целям. Полученные от Вас сведения  останутся анонимными. Участие в  опросе добровольное, но чем больше  человек будет опрошено, тем надежнее  окажутся результаты исследования.

 Пожалуйста, внимательно  прочтите поставленные вопросы  и выскажите свое мнение. Нам  важны любые мнения! Мы заинтересованы  в Вашей искренности.

 

 

1. Почему вы  решили поступить в университет?

 а) Хотел (а) бы работать по выбранной специальности

 б) Хотел (а) бы получить знания по выбранной специальности

 в) Мне посоветовали родители, знакомые

 г) Проще поступить по сравнению с другими вузами;

 д) Просто нужен диплом о высшем образовании;

 е) Было все равно куда поступать;

 ж)Не смог (ла) поступить в другой вуз;

        Другое_______________________________________________________

 

2. Чем вы руководствовались при выборе будущей профессии?

а) настояли родители

б) посоветовали друзья/ одноклассники

в) мечтал(а) с детства

г) из-за престижа данной профессии  в обществе

д) интерес кбудущей профессии

е) особо не задумывался (ась)

 

3. На какую срециальность вы собираетесь подавать документы?

а) биология

б) филология

в)история

г)математика

д) пока не определился

Другое_______________________________________________________

 

 

 

4. Одобрили ли ваш выбор будущей профессии/ специальности родители?

а) да

б) нет 

в) незнаю

 

5. Какой ВУЗ вы выбрали?

Указать_______________________________________________________

Информация о работе Мотивы поступления в университет и получение высшего образования