Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:03, реферат
Актуальность темы исследования. Фундаментальные перемены в мире во второй половине XX века привели к тому, что проблемы образования переросли национальные рамки и стали глобальными. В то же время они со всей очевидностью показали необходимость обновления и реформирования систем образования, поиск новых подходов к образовательной политике. Учебно-образовательная деятельность превратилась в массовую, стала обязательным личностным компонентом жизни человека, определяющим, в частности, способ его существования и образ мыслей, в первостепенный фактор сохранения жизни социума на Земле, экономического и политического и духовного его развития. Это объясняет интерес отечественной и зарубежной научной общественности к судьбе и роли образования в жизни общества.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Ф.СКОРИНЫ
КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«МОТИВЫ ПОСТУПЛЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТ И ПОЛУЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Выполнили студентки
исторического факультета
группы И-51:
Афанасенко Е.В.
Научный руководитель:
Гомель 2012
Программа исследования
1. Актуальность темы исследования. Фундаментальные перемены в мире во второй половине XX века привели к тому, что проблемы образования переросли национальные рамки и стали глобальными. В то же время они со всей очевидностью показали необходимость обновления и реформирования систем образования, поиск новых подходов к образовательной политике. Учебно-образовательная деятельность превратилась в массовую, стала обязательным личностным компонентом жизни человека, определяющим, в частности, способ его существования и образ мыслей, в первостепенный фактор сохранения жизни социума на Земле, экономического и политического и духовного его развития. Это объясняет интерес отечественной и зарубежной научной общественности к судьбе и роли образования в жизни общества.
Специфика социально-экономических и политических перемен в российском обществе, качественные изменения социокультурной ситуации в стране привели, с одной стороны, к возрастанию активности и значимости личности, а с другой - к разрушению прежней системы ценностей, мотивационной структуры личности. Между тем формирование у молодежи и особенно у студенчества как наиболее образованной и активной ее части новых ориентаций - на гуманистические ценности, на позитивную мотивацию, на получение образования в его новой роли для личности и общества - является одним из важнейших условий успеха идущих в стране перемен, построения цивилизованного общества в Беларуси.
Актуальность темы учебного исследования определяется также тем, что та немногочисленная литература, которая имелась у нас в прошлом по проблемам мотивации поступления в университет и получение высшего образования, носит в значительной мере идеологизированный характер, и потому нуждается в непредвзятом анализе, сопоставлении различных точек зрения авторов по данному вопросу, в выделении того практического позитивного опыта, который был накоплен в прошлые годы.
Проблемы исследования. Высокий интерес к изучению мотивации личности нашел отражение в зарубежной и отечественной научной литературе. Среди зарубежных ученых следует выделить работы М.Вебера, В.Парето, Т.Парсонса, М.Ковингтона, К.Левина, А.Маслоу, Ю.Эткинсона. Среди отечественных авторов - труды В.Г.Асеева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, A.К.Дусавицкого, Ю.И.Леонавичуса, А.Н.Леонтьева, Ю.И.Леонавичуса, B.Т.Лисовского, В.Я.Ляудис, В.С.Мерлина, Л.Л.Рубиной, М.Х.Титмы, Д.Н.Узнадзе.
В социологической литературе, посвященной исследованию образования и мотивации на него, представляет интерес изучение мотива в соотношении с ценностными ориентациями, анализ социальных действий личности и группы, проблема классификации и типизации мотиваций в студенческой среде.
Социология образования
как самостоятельная отрасль
социологической науки
Тем не менее, социологами накоплен большой эмпирический материал, который не всегда, однако, получал глубокое теоретическое обобщение и практически очень мало анализировался с точки зрения междисциплинарного комплексного подхода и, в особенности, в связи с теоретическими знаниями в области психологии. Реализация такого междисциплинарного подхода к эмпирическим и социологическим исследованиям, их связь с различными теоретическими направлениями во многом обеспечивает более эффективное решение практических проблем, в частности, по совершенствованию процесса обучения студентов в вузе.
Отличительная особенность психологического подхода, широко представленного в отечественных и зарубежных исследованиях, заключается во всестороннем исследовании мотивации и сопоставлении ее с такими ранее разработанными понятиями, как стимул, побуждение, инстинкт, эмоция, потребность. Одним из наиболее распространенных в настоящее время в психологии является подход с позиций деятельности и концепция общения (коммуникации), изучение психологических факторов, влияющих на них. Литература этого плана насыщена практическими рекомендациями наилучших типов поведения, стилей деятельности и общения в обучении.
Проблемы мотивации и,
в частности, мотивации студентов
на получение высшего образования
изучаются в общей и
В результате того, что не сформировалась окончательная схема, по которой возможны определение, вычленение и структурирование мотивов личности, многие важные мотивы студенчества остаются без внимания. Вследствие этого остается нереализованным огромный потенциал студента и вуза, чем и обуславливается необходимость исследования проблемы мотивации и разработки основ эффективного ее изучения.
2. Объектом исследования выступает эволюция мотивов молодежи поступления в университет и получение высшего образования, обусловленная предшествующей социокультурной традицией, особенностями социальной ситуации современной модернизирующейся Беларуси.
Предметом исследования является анализ феномена "мотив" поступления в университет социологическими методами и выявление особенностей структуры мотивов получении высшего образования.
3. Выборка: в данном случае целесообразна квотная выборка.
Основной критерий - численность учащихся студентов (Высших учебных заведений).
4. Цели и задачи исследования. Цель исследования - выявить направленность изменения мотивации белорусского студенчества поступления в университет и получения высшего образования, раскрыть ее структурные элементы, а также проанализировать механизм взаимосвязей эволюции мотивации с социально-экономическими и социокультурными изменениями в белорусском обществе.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1. выявить потребность студентов в получении высшего образования;
2. определить мотивы поступления в университет;
3.какую роль играет
высшее образование в системе
ценностей белорусского
4. изучить факторы социализации
студентов в отношении
5. Гипотеза.
Студенчество, являясь составной
частью молодежи, представляет собой
специфическую социальную группу, характеризующуюся
особыми условиями жизни, труда
и быта, социальным поведением и
психологией, системой ценностных ориентаций,
с определенными социально
Для ее представителей подготовка
к будущей деятельности в избранной
сфере материального или
Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.
Другой важной особенностью
является то, что активное взаимодействие
с различными социальными образованиями
общества, а также специфика обучения
в вузе приводят студенчество к большой
возможности общения. Поэтому довольно
высокая интенсивность общения -
это специфическая черта
6. Интерпретация основных понятий.
Университет - высшее
учебное заведение, которое:
Студенчество - особая общественная группа общества, резерв интеллигенции - объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня - представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.
Отличительными чертами
студенчества как общественной
группы являются: характер труда
студентов, заключающийся в
Рассматриваются проблемы лишь студентов высших учебных заведений, так как при изучении особенностей учащихся средних специальных учебных заведений возникло бы много трудностей при сопоставлении их учебной деятельности, досуге, мировоззрении и оценки своей будущей роли в жизни общества в качестве специалиста.
Источники и литература:
1. Антипова В.М. Формирование
мотивов учебной деятельности
студентов в условиях учебно-
2. Апари H.H., Дуранов М.Е. Профессиональные намерения абитуриентов и мотивы выбора специальности. //Социология образования. Тезисы докладов Всесоюзной научно-методической конференции. Т.2. – Л.: 1990. - С. 42-44.
3. Асанова И.И. Отношение студентов к образованию как общественной ценности. //Социология образования. Тезисы докладов Всесоюзной научно-методической конференции. Т. 1. - Л.: 1990. - С. 23-24.
4. Вершловский С.Г., Лесохина
Л.Н. Методика и организация
социально-педагогического
5. Зюзин Д.И., Марьяновская
И.А. Профессиональное
6. Падалко О.В. Молодые
специалисты с высшим
7. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования. / И.Ф. Девятко. – Екатеринбург, 1998.
8. http://www.soclib.ru
Анкета «Мотивы поступления в университет и получение высшего образования»
Уважаемый участник опроса!
Здравствуйте, мы студентки
5-го курса исторического
Нас интересует, какие
изменения в обществе
Результаты исследования
послужат исключительно
Пожалуйста, внимательно прочтите поставленные вопросы и выскажите свое мнение. Нам важны любые мнения! Мы заинтересованы в Вашей искренности.
1. Почему вы
решили поступить в
а) Хотел (а) бы работать по выбранной специальности
б) Хотел (а) бы получить знания по выбранной специальности
в) Мне посоветовали родители, знакомые
г) Проще поступить по сравнению с другими вузами;
д) Просто нужен диплом о высшем образовании;
е) Было все равно куда поступать;
ж)Не смог (ла) поступить в другой вуз;
Другое________________________
2. Чем вы руководствовались при выборе будущей профессии?
а) настояли родители
б) посоветовали друзья/ одноклассники
в) мечтал(а) с детства
г) из-за престижа данной профессии в обществе
д) интерес кбудущей профессии
е) особо не задумывался (ась)
3. На какую срециальность вы собираетесь подавать документы?
а) биология
б) филология
в)история
г)математика
д) пока не определился
Другое________________________
4. Одобрили ли ваш выбор будущей профессии/ специальности родители?
а) да
б) нет
в) незнаю
5. Какой ВУЗ вы выбрали?
Указать_______________________
Информация о работе Мотивы поступления в университет и получение высшего образования